Режиссер Светлана Шадрина о битве за директора, балете «Нуреев» и оперной магии 

15 июня в Театре имени Суоруна Омоллоона состоится премьера оперы «Директор театра» по Моцарту
09:00, 14 июня 2019
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Под занавес сезона, 15 июня, в Театре имени Суоруна Омоллоона – премьера оперы «Директор театра» по Моцарту. Режиссер – выпускница РАТИ (ГИТИСа) Светлана Шадрина. Зритель уже знает ее по «Трубадуру», премьера которого состоялась этой весной и над которым она работала в качестве помощника режиссера Сергея Потапова. И вот первая самостоятельная работа.


Закулисные интриги

— Это мой дипломный спектакль. Так как он безбюджетный, пришлось «придумывать» все из подбора, то есть костюмы, декорации – из прошлых спектаклей, — говорит Светлана Шадрина.

Но в общем-то здесь это вполне допустимо и уместно, ведь по сюжету наша опера – театр в театре. История про закулисье: директор (Егор Колодезников) с продюсером (Григорий Петров) набирают труппу для поездки в Зальцбург и решают, кого брать, кого не брать.

В битву за их благосклонность вступают примадонна мадам Герц (Альбина Борисова) и ее соперница мадемуазель Зильберкланк (Екатерина Захарова), а кроме них, там еще 11 солисток.

— Вот уж действительно битва! Директору с продюсером – которые на сцене – остается только посочувствовать, а вот зрителям впору позавидовать – это же будет (тьфу, тьфу, тьфу, чтоб не сглазить) настоящий пир.

— Да, солисток у нас много, все хотят петь, поэтому мы дополнительно вставили музыкальные номера из опер «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все». Хотя сюжет не меняли, разве что углубили.

«Директор» — это свобода

— Как работается с таким большим и, не побоюсь этого слова, звездным составом?

— Они меня знают по работе над «Трубадуром».

«Трубадур» – моя первая большая работа. Я жила этой оперой, этими героями. Казалось, они ходят где-то рядом. Они мне даже снились.

В ГИТИСе-то я работала со студентами, а тут – большие артисты, хор, оркестр.

Но, по большому счету, в «Трубадуре» сам Верди выступает как режиссер. В партитуре все расписано от и до. Музыка – это время, и в «Трубадуре» мы жили по времени, которое установил Верди, а «Директор» Моцарта – это свобода. Свобода и режиссерская, и актерская. Артисты очень много предлагают. Интересно искать образы и характеры, что-то придумывать.

Хочу поблагодарить руководство театра за возможность работать на этой сцене, с этим оркестром, хором, артистами.

Мне очень повезло, что в моем городе есть театр. А вот некоторые мои однокурсники – из городов, где оперных театров нет. В таком же положении оказались и москвичи – студенту там нереально пробиться на сцену для постановки. Аня Салова с нашего курса даже взяла кредит и поставила свой спектакль в соборе.

— Искусство требует жертв…

«Не предавай»

— Светлана, а что вас подтолкнуло стать именно режиссером оперы?

— Начинала я как артистка балета, и мы, конечно, время от времени участвовали в оперных спектаклях. Мне это всегда было интересно. Я люблю музыку, и по моим ощущениям в опере больше правды, больше театра, больше жизни.

При этом поступать я собиралась на режиссера драматического театра, но в ГИТИСе мне сказали: «Ты из музыкального театра, поэтому не предавай свой музыкальный мир».

— Действительно! А балетные вставки в «Директоре» будут?

— Балет ушел в отпуск, и это мне в плюс. Мастер нашего курса — художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман — ждет от меня балета, а я его не привезу. Он, кстати, поругивал даже: «Ты всегда балет в спектакль тащишь». И я от него отказалась.

— Совсем?

— Нет, конечно. Там, где это надо, где это оправданно по музыке, я буду его вставлять. Балетные вставки украшают оперу.

О Кирилле Серебренникове и «рудимании»

— А поставить балет не хочется?

— Режиссер балета – это призвание. Первооткрывателем здесь стал Кирилл Серебренников. Есть хореографы, а он – первый балетный режиссер, который ставит не балетные движения, а балетный спектакль.

Его «Нуреев» — это абсолютно новый формат. Синтез балета, оперы, драмы, и все это дает такую атмосферу, состояние, характер… После спектакля заболела рудиманией, образ Рудольфа Нуреева стоял перед глазами, хотя я смотрела его с четвертого яруса Большого театра – по студенческим билетам за 100 рублей можно попасть только туда.

— «Мне сверху видно все…»

— На самом деле, видно меньше половины — процентов 30. И все равно я была поражена.

С другим его балетом — «Герой нашего времени» — мне повезло больше, его показывали на новой сцене, она все-таки поближе.

Тоже очень интересная постановка. Музыканты на сцене, кавказский вокал, кавказские танцы… Все очень стилизованно, никаких мундиров и сюртуков.

— Не любите сюртуки и мундиры?

— Я не сторонник классического театра. Но все, разумеется, зависит от материала.

Нет бредовым идеям

— У нас был такой предмет, как драматургический анализ партитуры, где на разбор одного произведения отводилось около года – оперу разбирали по тактам. Разбирали и предлагали свои версии, свое видение.

— Вот где, наверное, разгул фантазии – чего студенту стесняться!

— Наш педагог Наталья Евгеньевна Акулова никаких бредовых идей не допускала, говорила, что отталкиваться надо от партитуры. Сумел доказать оправданность своих задумок – молодец, не сумел – думай дальше.

Сейчас в моей копилке 10 опер, которые я хочу поставить: «Кармен», «Евгений Онегин», «Травиата»…

— В этом сезоне была новая постановка «Травиаты». Видели ее?

— Видела. Поставила бы по-другому. Но сейчас я думаю только о «Директоре».

Мне бы хотелось, чтобы на него пришло побольше молодежи – тех людей, кто еще ни разу не был на опере. Надеюсь, что мой спектакль окажется тем ключиком, который кому-то поможет открыть дверь в новый для него мир.

А то многие приходят, засыпают, потом уходят и больше никогда в оперный не возвращаются. Я же вижу свою задачу в том, чтобы максимально помочь зрителю уловить это настроение, эту магию. Потому что опера – это действительно магия.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Ключевые слова
28 марта 28.03
  • -11°
  • $ 92,59
  • 100,27

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: