Путеводные огни: как работает электрослужба аэропорта «Якутск»

22 декабря отмечается День энергетика
18:24, 22 декабря 2023
Текст:
Фото: пресс-служба аэропорта «Якутск»
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

В России 22 декабря отмечают День энергетика. В честь профессионального праздника в аэропорту «Якутск» рассказали о том, как у них работает электрослужба. Речь идет о людях, которые зажигают «звездные огни аэродрома». Они обеспечивают бесперебойную работу светосигнального оборудования на взлетно-посадочной полосе, благодаря чему воздушные суда благополучно приземляются даже в условиях ограниченной видимости.

Свой профессиональный праздник энергетики отмечают 22 декабря неспроста. Это самый короткий световой день года, когда электроэнергетическая система испытывает наибольшую нагрузку, пояснили в пресс-службе аэропорта.

Путеводные огни

«Наше подразделение, в первую очередь, занимается обслуживанием светосигнального оборудования (ССО) на взлетно-посадочной полосе, проще говоря – огнями аэродрома», — начинает рассказ начальник узла светотехнического обеспечения полетов (СТОП) Владимир Дедюхин.

Владимир ДедюхинФото: пресс-служба аэропорта «Якутск»

Владимир Дедюхин пришел в аэропорт «Якутск» еще 10 лет назад — трудоустроился простым электромонтером. Потом быстро стал набираться опыта, и его вскоре перевели в электромеханики, затем – в электромеханики-водители. Нынешнюю должность Владимир Дедюхин получил после окончания вуза, а учился он параллельно с работой.

Длина обновленной взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта «Якутск» составляет 3600 м. На ней горит более 250 огней, что позволяет воздушным судам производить взлет и посадку при любых условиях видимости. Яркость огней имеет шесть ступеней, где шестая – максимальная. Установка степени яркости зависит от времени дня и погоды. Видимость может осложнить даже мелкий дождь или легкая дымка.

Фото: пресс-служба аэропорта «Якутск»

Если огни на полосе горят только в темное время суток и при ограниченной видимости, то глиссадные огни, по которым пилоты определяют угол захода на посадку, светятся постоянно.

«Есть несколько видов огней – углубленные, боковые, рулежные, глиссадные. Они отличаются друг от друга не только конструктивно, но и по мощностям, светофильтрам и по видам обслуживания. Ведь светосигнальные огни, как и все лампочки, могут перегореть. Как именно проходит оперативное обслуживание ССО, зависит от вида огней. Больше всего усилий при замене лампы требуется углубленным огням, так как они вмонтированы в бетон ВПП», — пояснил Владимир Дедюхин.

Наставничество

Начальник узла СТОП Владимир Дедюхин подчеркнул, что работа электрослужбы аэропорта опасная и ответственная, именно поэтому они каждый год сдают экзамены.

«Идет регулярная проверка знаний, подтверждение и повышение квалификации – так что у нас персонал обученный, профессиональный. Поскольку наша специализация узкая, квалификацию мы получаем прямо на предприятии, нас обучают приглашенные преподаватели», — сказал Дедюхин.

При этом, по его словам, в основном знания и навыки передаются от старших коллег к младшим. Новые работники обязательно проходят стажировку в сопровождении наставника.

«Новичкам мы помогаем войти в курс дела, пройти обучение, сдать экзамены и получить все необходимые допуски. Но даже после успешной сдачи экзамена он находится под ведением старшего коллеги еще два месяца», — добавил Дедюхин.

На страже бесперебойности

Кроме обслуживания светосигнального оборудования, под ответственностью работников узла СТОП находятся мачты освещения на аэродроме и резервный источник питания ССО.

«Это на случай, если вдруг выйдет из строя электроснабжение, у нас включится резервный дизель, который дает питание на полосу, ведь аэропорт должен быть открыт на прием самолетов в любое время. Также мы работаем с высоковольтными кабелями, у нас у всех допуски свыше 1000 вольт», — отметил начальник узла СТОП Владимир Дедюхин.

Сменный инженер службы электросветотехнического обеспечения полетов (ЭСТОП) Евгений Попов по профессии горный инженер-электрик. Раньше он работал шахтером в Мирном, а в аэропорт «Якутск» пришел шесть лет назад. Даже с таким стажем Евгений Попов считается тем, кто только недавно вышел из статуса новичка-стажера. Это один из 10 неочевидных фактов об электроэнергетической системе аэропорта.

Евгений ПоповФото: пресс-служба аэропорта «Якутск»

«Сменный инженер – это главный по смене, как заместитель начальника службы. Отвечаю за работу обоих узлов – светотехнического и электротехнического. Если описать нашу работу несколькими словами, то это работа по оперативному устранению нештатных ситуаций для обеспечения регулярности и безопасности полетов. Энергетики аэропорта обслуживают высоковольтные подстанции, это все электроснабжение аэропорта, в том числе терминалов», — рассказал Евгений Попов.

Он поделился, что самой сложной частью своей работы считает восстановление линий, замену старых и прокладку новых кабелей.

«Отремонтировать кабельные линии якутской зимой – это сложный и долгий процесс, включающий в себя многодневные пожоги, копку еще горячей земли, пока она не успела остыть, а также монтажные работы в такой холод, что железо становится хрупким, как стекло… В День энергетика и в преддверии Нового года напомнил бы всем еще раз: главное — соблюдайте технику безопасности!» — обратился к якутянам Евгений Попов.

+1
11
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
21 ноября 21.11
  • -28°
  • $ 100,22
  • 105,81

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: