Маршрут наименьшего сопротивления: какой будет реформа общественного транспорта в Якутске?

Маршрут наименьшего сопротивления
Какой будет реформа общественного транспорта в Якутске?
Большие планы
Администрация Якутска анонсировала создание новой сети общественного транспорта с обновленными маршрутами. Проект планируют начать реализовывать в 2024 году. По словам главы города Евгения Григорьева, на это потребуется более 1 млрд рублей. Недавно завершился сбор предложений от горожан, сейчас составляется новая маршрутная схема общественного транспорта. Как планируют поменять маршрутную сеть столицы Якутии и к чему это может привести, читайте в материале ЯСИА.

1
Ситуация де-факто
Для Якутска единственным видом общественного транспорта были и остаются уже долгое время автобусы. При этом с каждым годом количество жителей и территория самого города растут. Поэтому необходимость модернизации системы общественного транспорта и маршрутов не новость. Главное, что это признаёт и сама администрация города. Всё-таки невозможно не обращать внимание на многочисленные жалобы жителей на интервалы, состояние и маршруты автобусов.
На данном этапе общественный транспорт в Якутске делится на две категории: пригородные и городские маршруты. Пригородные обслуживаются за счет городского предприятия ЯПАК: осуществляется девять постоянных и три сезонных (дачных) маршрута. По девяти маршрутам средний процент исполнения графика — порядка 99%.

У частных организаций — 18 городских маршрутов.

«Каждый из маршрутов выполняется отдельными предприятиями. Доходит до того, что каждый автобус — это отдельное юридическое лицо», — отмечал Евгений Григорьев.

Именно по работе этих 18 маршрутов — большинство нареканий: долго едут, не соблюдаются графики, техническое и санитарное состояния транспорта также вызывают у пассажиров вопросы.

В Якутске ежедневно около 100 тысяч человек используют систему общественного транспорта. Одним из самых крупных по пассажиропотоку маршрутов является № 14: почти 9 тысяч человек в день (это лишь те, кто оплачивает через валидатор). Одним из самых маленьких признан маршрут № 8 – 1,8 тысячи пассажиров в день. Очевидно, что между маршрутами существует дисбаланс. У кого-то есть возможность обновлять технику за счет большого пассажиропотока, у других нет — и этот маршрут чахнет и «умирает» постепенно, но это не значит, что его не должно существовать.

При этом продолжают поступать жалобы на нехватку маршрутов для удовлетворения потребностей всех жителей города. Но предприниматели не будут исполнять и брать контракты на новые маршруты, если для них это невыгодно. Отсюда и наибольшее количество маршрутов, охватывающих центр города, но не периферию, и борьба перевозчиков за пассажиров и желание вместить в автобус как можно больше людей, не соблюдать интервалы, ездить только там, где больше людей: от этого зависит их выручка. Отсюда и недовольство жителей города. Если ситуация останется без изменений, маршруты с меньшим пассажиропотоком будут умирать, а оставшиеся еще больше нагружаться, и в итоге — непропорциональное распределение транспорта по городу, а значит — больше недовольств.


2
Что предлагается?
Так какая же роль муниципалитета в организации транспортных перевозок населения? В системе идеальных рыночных отношений — никакая. Перевозчик «приобретает» у города право ездить на определенных маршрутах и предоставляет услуги перевозки населению, пассажиры же платят перевозчику за эти услуги. Модель довольно простая и понятная. Однако она и превратила систему общественного транспорта в Якутске в гладиаторские бои, где выживает сильнейший: водители устраивают между собой гонки за пассажирами, пассажиры дерутся за право влезть в автобус. Нарастает общественное негодование.
Администрации города не осталось ничего, кроме как вмешаться. И внедриться в эти процессы вынуждает сама ситуация. На помощь приходит хвалебная система брутто-контрактов, которая является одной из эффективных форм, когда город может регулировать взаимоотношения между перевозчиками и диктовать свои условия, потому что фактически платит им за эти услуги.
По новой системе будут действовать четыре группы маршрутов:
  • Пригородные с двумя новыми хабами
    Все, что в северной части города (Маган, Кангалассы, Жатай, Намцырский тракт), —пересадочный центр предлагается оставить в районе автовокзала. Все, что будет в южной части города (Хатассы, Табага и Старая Табага), будут ехать до Медцентра.
  • Магистральные
    Увозят максимально нагруженный пассажиропоток по городу. Этими маршрутами будут решать задачу обеспечения перевозки максимального количества пассажиропотока, который сложился в городе. Например, от Медцентра до аэропорта.
  • Городские
    Маршруты, которые будут связывать округа города.
  • Подвозящие
    Эти маршруты будут перевозить из периферийных участков города к тем точкам, в которых можно будет пересесть на другие маршруты. Акцент — на области города, которые сейчас не обеспечены маршрутами.
Также в мэрии заявили, что при переходе на брутто-контракты будет создана система, которая позволит бесплатно пересаживаться в течение определенного количества времени, а цена проезда будет одинаковой как для пригородных маршрутов, так и для городских.

3
Когда?
Переход будет осуществлен после 2023 года. В 2024 году начнется плановый переход. В 2023 году продолжится работа по обновлению техники. Закупят еще 75 автобусов.
Переход на новые брутто-контракты планируется уже в этом году. На сегодня город выставляет маршрут и дает право ездить по нему, которое дается на пять лет. С 2018-го по 2023-й все 18 маршрутов ездят по этим договорам. В сентябре 2023 года у них истекает это право.

«Мы должны заключить новые договоры. В разработку новых предлагаем обсуждение текущей карты маршрутов и нового подхода. Новый подход должен заключаться в том, чтобы убрать главную мотивацию перевозчика в том, что они заработают больше, перевезя больше людей и потратив меньше денег», — подчеркивал мэр Якутска.
Плюсы предлагаемой системы
  • 1
    Охватить всех
    Появляются новые пригородные маршруты, которые ранее не существовали, и жителям этих районов не были доступны блага общественного транспорта (например, тот же «Сатал»).
  • 2
    Освободить центр
    Создание более широкой системы видов маршрутов: городские, пригородные, магистральные и подвозящие. Почему это хорошо? Это снимает транспортную нагрузку с улиц города. Каждый вид маршрута ездит по своей зоне ответственности. В нынешней системе, где существуют два вида маршрута, городской и пригородный, каждый из них пытается охватить самые популярные точки города, создавая большую нагрузку. Не только городские маршруты (их 18, 11 из них ездят по проспекту Ленина) заполоняют улицы, но пригородные, так как их хаб находится на автовокзале.
  • 3
    Выгода
    Бесплатная пересадка в течение определенного времени (пока предлагается час) – очень удобно для тех же пригородов, а также это существенно снижает транспортную нагрузку внутри самого города, так как автобусы будут высаживать пригородных пассажиров, не заезжая в центральную часть города, а там они уже пересаживаются бесплатно на городские маршруты.
  • 4
    Расписание
    Автобусы будут ездить строго по определенному расписанию. По словам главы Якутска, одним из главных условий контракта будет соблюдение интервалов и расписания маршрутов.
А теперь рассмотрим минусы
  • 1
    Повышение цен
    Предлагаемая система так или иначе потребует повышения стоимости проезда. В любом случае платить придется населению: как налогами в случае субсидирования части стоимости проезда бюджетом города, так и личными деньгами, если город откажется это делать. Почему повысится плата за проезд? Потому что появляются экономически невыгодные маршруты, бесплатная пересадка в течение часа, обязательство города — платить перевозчику определенную сумму. Все эти изменения потребуют больше денег. Город и так планирует направить более 1 млрд рублей на саму реформу, а исполнение новой системы потребует еще больше денег. Очередное подтверждение того, что убыточность для общественного транспорта это естественно.
  • 2
    Переход на единую систему оплаты
    Это можно было бы внести в плюсы, но болезненность перехода создаст только негативный настрой у населения. Чтобы система работала, нужна единая рабочая система оплаты: транспортные карты (кому они будут принадлежать?), безналичная оплата (будет ли цена такая же?), нормально работающие валидаторы (сейчас по ним поступает много жалоб). Возникает другой вопрос – будут ли принимать наличную оплату. Городу это невыгодно, но запретить пассажирам платить наличными тоже нельзя. А будут ли перевозчики передавать наличные городу и как?
  • 3
    Люди - не главное
    При новой системе пассажиры теряют ценность для перевозчика. Если сейчас перевозчику важно перевезти как можно больше людей (что тоже не совсем правильно), то по системе брутто-контрактов перевозчик отвечает лишь за выполненные по контракту с мэрией условия. В других городах отмечались случаи, когда автобусы не подъезжали к остановкам или не открывали двери, так как сами пассажиры не играли роли для их заработка. Главное — наездить определенные авточасы.
  • 4
    Состояние транспорта
    Не совсем понятно и то, как улучшится качество перевозок и состояние транспортных средств. Будет ли это регулироваться контрактом? Мотивация неочевидна.

4
А что у других?
Центр компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования SIMETRA с 2020 года составляет рейтинг городов России по качеству общественного транспорта.
В 2022 году в рейтинге оценивались 82 города, а также были дополнительно включены Москва и Санкт-Петербург, но вне общего зачета из-за существенных отличий этих мегаполисов от других российских городов.

Города из первой тройки — Пермь, Новокузнецк и Екатеринбург — в рамках реформ общественного транспорта перешли на брутто-контракты. В столице страны и Санкт-Петербурге также действует данная система контрактов. Казань же, занявшая четвертое место, до сих пор находится на нетто-контрактах. Якутск в этом рейтинге расположился на 49-м месте из 82 городов.

5
Каков итог?
Всё будет зависеть от того, какие контракты подготовит администрация города для перевозчиков. В идеале там должно быть прописано всё, чтобы учесть потребности пассажиров: интервалы, пассажиропоток, состояние транспортного средства и многое другое. При этом нужно будет постараться не обделить исполнителя, заставив его работать в рабских условиях. Заработает эта система хорошо, если посредник в лице муниципалитета сможет грамотно поставить себя как на место пассажира, так и на место перевозчика. А это два очень разных и противоречивых субъекта рынка.
Текст
Виктория Сергеева
Фото
Андрей Сорокин, ЯСИА