19 ноября
  • -18°
  • $ 81,05
  • 93,93

Повышение эффективности работы образовательных организаций: новые реалии и тенденции в образовании

В июне 2025 года Министерство просвещения РФ направило регионам примерные нормативы численности работников
Повышение эффективности работы образовательных организаций: новые реалии и тенденции в образовании
Фото: Андрей Сорокин/ЯСИА

Повышение эффективности работы образовательных организаций: новые реалии и тенденции в образовании. Это необходимый шаг к повышению качества учебного процесса, эффективности использования ресурсов и сохранению учительских кадров. В условиях постоянных перемен и растущих требований к образовательным учреждениям, правильная организация работы школ и детских садов становится залогом успешного развития региона и страны в целом.

Почему важна эта работа

На федеральном уровне поставлена задача – создать модельное штатное расписание для всех образовательных организаций. В июне 2025 года Министерство просвещения РФ направило регионам примерные нормативы численности работников, в том числе для инклюзивных школ. Эта рекомендация должна упорядочить численность и структуру кадров, устранить излишки и нехватки.

Например, в Якутске функционируют 49 школ. По нормативам, максимум заместителей директора — 3-4 человека. Однако, на сегодняшний день, в некоторых учреждениях их число достигает 8 или даже 11. Так, в одной из школ Якутска выявлено 8 заместителей при нормативе 3, что совершенно неэффективно.

В районных центрах, где живет около 10 тысяч детей, в школах зачастую на одного учителя приходится больше 25 учеников. А вот в малых наслегах есть ситуация, когда на 4 учеников работает 19 сотрудников, также есть примеры, когда на 6 школьников приходится 22 работника.

Такие показатели явно свидетельствуют об избыточной численности персонала, что ведет к излишним затратам районного бюджета.

В результате происходит перерасход средств, за счет которых можно было бы улучшить материально-техническую базу или повысить заработные платы педагогам.

Актуальные меры по повышению эффективности работы системы образования

На сегодняшний день муниципалитеты получили рекомендации по приведению штатных расписаний в соответствие с федеральными нормативами. В некоторых районах, таких как Вилюйский и Верхневилюйский, уже реализованы решения по сокращению излишних должностей — например, заместителей директоров и секретарей.

В 10 муниципалитетах, работавших по этим вопросам с 2000 года, уже проведены масштабные реформы, включающие снижение численности штата административного управления, объединение учреждений и внедрение новых штатных единиц (диспетчер образовательного учреждения, методист).

Влияние на кадры и финансы

Реорганизация малых школ с помощью объединения в школы-сад или крупные образовательные комплексы помогает сохранить учительские кадры. В Верхневилюйском и Кобяйском районах уже проведена работа по объединению учреждений, что позволило сократить избыточные должности и сохранить педагогический состав.

Также важен аспект заработных плат. В отдельных учреждениях уровень оплаты труда необоснованно завышен, а в других — не достигает достойных стандартов. Например, в одном крупном учебном заведении Якутска учителю с высшей категорией платят около 35 тысяч рублей, тогда как по региональному контракту должна быть планка в 45 тысяч. Индивидуальный подход к каждой школе поможет сбалансировать зарплаты и обеспечить мотивацию педагогов.

Особый случай — Арктика

В Арктических районах, где численность учащихся снижается, применяется иной подход. Там, вместо нормативов финансирования, используют нормативы штатного расписания на тип образовательной организации, что позволяет сохранить обучение при ограниченных ресурсах и суровых условиях.

Что это дает?

Результатом таких мер станет более эффективное использование средств, сохранение учительских кадров и повышение качества образования.

Например, в детских садах Томпонского района, при обслуживании 6-7 детей, штатное расписание уже пересмотрено и приведено в соответствие с нормативами, что обеспечивает оптимальную педагогическую нагрузку.

Для обеспечения высокого качества обучения необходимо системное повышение эффективности работы образовательной системы. Внедрение рекомендаций и проводимая работа представляются как инструменты для создания условий, при которых каждый ребенок сможет получить достойное образование, а педагоги — необходимую поддержку для профессионального роста.

Поделиться:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Далее