Существуют три фундаментальных критерия, по которым можно определить, готов ли ребенок сесть за парту
1 апреля во всех школах Якутии начнется прием заявлений в первый класс. Но как понять, что ребенок действительно готов к школе? Что должен знать и какими навыками обладать? Стоит ли подавать документы в этом году или подождать еще год? ЯСИА разбиралось в этих вопросах вместе с экспертами – учителем начальных классов репетиторского центра «Галилео» Татьяной Лукиной и педагогом-психологом центра психолого-медико-социального сопровождения Сарданой Сакердоновой.
Существуют три фундаментальных критерия, по которым можно определить, готов ли ребенок сесть за парту: физическая готовность, психологическая готовность, интеллектуальная готовность.
В первый класс обычно берут детей в возрасте 6-8 лет. К этому времени у ребенка, как правило, хорошо развита мелкая моторика, а также он умеет обслуживать себя и контролировать свои физиологические потребности.
Усидчивость
Ребенок должен быть способен физически отсидеть 30-40 минут. Важно, чтобы первоклассник умел концентрировать свое внимание на том, что говорит учитель.
Развитая мелкая моторика
У ребенка должна быть достаточно развита мелкая моторика, чтобы он умел держать ручку или карандаш. Благодаря развитию мелкой моторики кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук. Ребенок с хорошо натренированной мелкой моторикой не испытывает трудностей с письмом.
Умение обслуживать себя
Не менее важно научить дошкольника обслуживать себя самостоятельно: ребенок должен уметь переобуться в сменку, завязывать шнурки, переодеваться в физкультурную форму, находить нужное в портфеле, складывать учебники, тетради и принадлежности в него.
«Психологическая готовность ребенка – это одно из самых важных направлений в подготовке. Здесь очень много показателей. Обратите внимание на то, умеет ли ребенок контролировать свое поведение, насколько он может быть самостоятельным и как он взаимодействует с другими взрослыми. Если по этим критериям вы можете поставить 4-5 баллов по пятибалльной шкале, то можно говорить о психологической готовности», — отмечает учитель начальных классов Татьяна Лукина.
По словам педагога-психолога Сарданы Сакердоновой, в психологическую готовность ребенка входят следующие компоненты: мотивация, сила воли, навыки коммуникации, эмоциональный интеллект и любознательность. В мотивационном компоненте оценивается стремление ребенка получать новые знания, понимает ли он важность и необходимость образования, проявляет ли интерес к учебе.
«У многих детей, к сожалению, мотивация отсутствует, потому что они слышат от родителей, от старших братьев или сестер, что в школе плохо, неинтересно. От этого пропадает желание идти в школу. Поэтому запугивать ребенка учителями или домашней работой ни в коем случае нельзя. Вы должны рассказывать ребенку о том, как интересно в школе, о необходимости новых знаний. Тогда и появится учебная мотивация», — рассказала Сардана Сакердонова.
Также у ребенка должны быть достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и речь. Ребенок должен быть способен физически отсидеть урок, концентрируя внимание на происходящем, даже если оно неинтересно. Развитое произвольное внимание поможет дошкольнику выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке и доводить дело до конца.
Ко всему прочему ребенок также должен уметь социализироваться: общаться и дружить со сверстниками, работать в коллективе, взаимодействовать и сотрудничать с учителями.
«Будущий первоклашка должен быть готов к принятию новой социальной роли. Он должен сознательно регулировать свое поведение. У ребенка появляется понимание слова «надо»: даже если хочется ответить на вопрос быстрее всех, нужно поднимать руку, если хочется играть и веселиться на уроке, нужно слушать учителя», — отмечает Сардана Сакердонова.
Ребенок должен иметь общие понятия об окружающем мире, временах года, знать названия месяцев, дней недели и их последовательность. Будущему первокласснику желательно иметь представление о слогах в словах, различать звуки-слова, начать осваивать чтение и счет. Ребенок должен знать точные данные о себе и семье: имя, фамилию, возраст, состав семьи, имена родителей и домашний адрес.
«По моему опыту, предметная готовность, или по-другому интеллектуальная готовность, не фактор успеха в дальнейшем школьном обучении. Многие интеллектуально созревшие дети боятся отвечать, не умеют общаться со сверстниками. Развитие – процесс многогранный, поэтому ориентироваться только на интеллектуальную готовность нельзя. В любом случае педагог должен обучить читать и писать, классические программы начального класса разработаны с учетом этого. Но, к сожалению, в Якутске из-за переполненных классов не всем ученикам достается внимание учителя. А программы насыщенные, нужно успевать проходить все темы быстро. Учителям бывает особенно сложно с первоклассниками, потому что у всех разный уровень подготовки. Так, нечитающий ребенок начинает отставать, из-за этого у него могут возникнуть психологические проблемы: неуверенность, низкая самооценка», — поделилась Татьяна Лукина.
«Современные родители уделяют большое внимание раннему развитию ребенка. И есть такие дети, которые к 5 годам хорошо считают и читают. В 6 лет им становится скучно в саду, и родители решают отдать ребенка в школу. Если родитель готов психологически сопровождать ребенка, то можно начать школьное обучение. Но хорошие базовые знания – это не показатель готовности. Ребенок должен созреть психологически и физически. Допустим, ребенок занимался дома с мамой или индивидуально с репетитором, а в школе у него могут возникнуть проблемы с социализацией, так как опыта взаимодействия с большим коллективом еще не было. Тем более, с нашими переполненными классами такой первый опыт может оставить как минимум неприятное впечатление. Хуже – разочарование, апатию и отказ от учебы. Поэтому рекомендую отдавать ребенка по возрасту», — посоветовала учитель начальных классов Татьяна Лукина.
«Для ребенка начало учебы можно сравнить с выходом в открытый космос. Он открывает дверь в ранее неизведанный мир, в котором ему придется привыкать к новым условиям и правилам. Ребенок в первые школьные месяцы испытывает огромный стресс, появляются усталость, апатия, пропадает аппетит, снижается иммунитет. И задача родителей в этот непростой момент заключается в том, чтобы помочь пройти ребенку период адаптации. Нормализовать режим дня, почаще гулять на свежем воздухе, интересоваться школьной жизнью. Спрашивать: что нового ты сегодня узнал, с кем подружился? Обсуждать с ребенком все, что происходит с ним в школе. Родителям важно верить в своих детей и вселять уверенность в них самих.
Все дети – разные, и единого рецепта нет. Родителям стоит подойти со всей ответственностью к вопросу о зачислении ребенка в школу», — отметила педагог-психолог Сардана Сакердонова.
Автор: Татьяна Феоктистова
Зрителям завязали глаза и дали ощутить концерт в принципиально новом жанре
В спортзале Алданской гимназии занимаются пятью видами спорта. Сегодня зал используется для проведения школьных уроков по…
Ребятам предстоит пройти курс обучения основам железнодорожного ремесла
Опытный путешественник из Мирного планирует пройти за три месяца от самой южной точки до самой…
Маршруты автобусов перестроят на время мероприятий в честь Дня Победы
За нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима предусмотрены штрафы