Дирижер Национального театра танца Якутии им. С. А. Зверева — Кыыл Уола Анюта Иванова в преддверии своего первого юбилейного концерта рассказала ЯСИА, зачем оркестру нужен дирижер, как в детстве чуть не бросила музыкальную школу, о сопровождающем ее профессиональный рост спектакле и о том, как решилась впервые спеть на сцене.
Сразу захотела бросить музыкальную школу
– В детстве я поступила в класс домры – русского струнно-щипкового инструмента – в музыкальной школе Сунтарского района и практически сразу захотела его бросить. Моя старшая сестра Анджела тоже ходила в эту школу и отговаривала меня, говорила, что там много ругают, напугала меня. Но родители под ручку привели меня учиться дальше, за что сейчас я им очень благодарна.
К тому же моя первая учительница Саргылана Гоголева, очень чуткая женщина, разожгла во мне интерес, поддерживая на разных музыкальных конкурсах и иногда давала мне дирижировать в школе, что мне очень нравилось и давало чувство уверенности. Представить себе не могу, кем бы я стала без музыки. Очень люблю свою профессию, творить, руководить и быть одним целым с оркестром.
К слову, домру я не бросила. Когда главный дирижер и руководитель оркестра Николай Петров за дирижерским пультом, я играю в оркестре, исполняю партию таҥсыр-альт.
Сегодня я сама обучаю игре на якутском струнно-смычковом инструменте кыл кылыһах-кырыымпы со струнами из конских волос. Последние девять лет работаю над его популяризацией, состою в ансамбле театра «Кыл Саха».
У меня около 30 учеников, в том числе мой сын Саша. Учила его играть на якутском инструменте понемногу каждое лето, сейчас он ходит на занятия к артисту нашего оркестра Дьулустаану Никифорову. Я водила Сашу в Детскую школу искусств, где он учился играть на ударных инструментах. Сейчас ему 16 лет, и он хочет стать программистом.
Доверие оркестра и артистов дает стимул
– В Якутском музыкальном училище меня обучала основоположница домровой школы в Якутии Людмила Киселева. Окончив учебу, я вернулась в Сунтар преподавать в родной музыкальной школе, руководила оркестром русских народных инструментов.
Спустя три года Людмила Киселева сообщила мне, что в Якутске открывается филиал Уральской консерватории имени М. П. Мусоргского и пригласила меня поступить. Я с радостью собрала вещи и поступила в 1996 году, став одной из первых студентов высшего музыкального образования в Якутии. Там встретила своего будущего коллегу Егора Федотова – он искал новых музыкантов в театр.
Так я, первокурсница консерватории, пришла в Театр танца Якутии – всё для меня было ново и интересно. Тогда здесь готовились ставить спектакль «Бохсуруйуу» («Изгнание злого духа») на музыку Владимира Ксенофонтова. Примечательно, что впоследствии именно на этой постановке я впервые дирижировала. «Бохсуруйуу» меня сопровождает по жизни и потому стал моим любимым спектаклем.
Перед выступлением я всегда немного волнуюсь, но спустя время вхожу в рабочее русло и, хотя знаю, что за спиной сотни зрителей, перестаю волноваться. То, что оркестр и артисты мне доверились с самого начала, дает мне стимул до сир пор.
Здесь работают профессионалы своего дела. Каждый из них знает и чувствует жесты дирижера, ведь мы проработали вместе многие годы.
Дирижер дает подсказки музыкантам
– Иногда зрители говорят: «Уберите этого человека с палкой со сцены», «Дирижер только мешается», «Что он вообще делает?» Оркестр может справиться с легкими короткими номерами, но на больших спектаклях без дирижера не обойтись.
Именно он как объединяющее звено подсказывает музыкантам, какой темп и ритм держать, как долго тянуть ноту, когда можно успеть сделать вдох. А во время танцевального спектакля дирижер должен наблюдать за артистами на сцене, чтобы подстроить музыку под их движения.
Хочется так же эмоционально
– Меня вдохновляют выступления других дирижеров по всему миру. Когда смотрю их концерты, подмечаю для себя новые приемы.
Мне нравится эмоциональность в движениях дирижера Лондонского симфонического и Мюнхенского филармонического оркестров Валерия Гергиева. Хочется так же, без скованности, присущей нашему менталитету. Но во многом эмоциональность и экспрессивность жестов дирижера зависит от произведения.
Решилась показать себя с новых сторон
Зрителей приглашают посетить концерт «Мин олоҕум, мин иэйиим – музыка», посвященный 50-летию Анюты Ивановой, который состоится 3 ноября в Театре эстрады Якутии.
Корреспондент ЯСИА побывала за кулисами и засняла репетиции оркестра.
На концерт прибудут родные, близкие и первый учитель именинницы. Коллеги сыграют произведения, оркестрованные Анютой Ивановой. А ученики и сын Александр выступят с номерами на якутском инструменте кыл. Примут участие солисты-вокалисты друзья и земляки. А сама юбилярша подготовила зрителям сюрпризы, например, впервые споет на сцене.
«Петь я не училась и ранее на сцене никогда не пела. Тем не менее для своего юбилейного концерта я решилась показать себя с новых сторон и посвятить песню родным и близким. Для выступления я объединила песни «Кунду ийэм» и «А5ам алааьа», – поделилась Анюта Иванова.
Приобрести билеты на концерт можно по ссылке.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: