Плата за коммунальные услуги будет снижена, если они были ненадлежащего качества или предоставлялись со слишком долгими перерывами. При этом перерасчёт будет делать сама организация, отвечающая за поставку воды, тепла или энергии. Это предполагают поправки в Жилищный кодекс, которые вступают в силу 7 ноября. Как доказать факт получения некачественной коммунальной услуги, разобралась «Парламентская газета».
Разборки потом
Раньше за некачественные услуги ЖКХ было два альтернативных наказания: или снижение платы, или выплата потребителям штрафа. Но штрафная система, по сути, не работала. Кроме того, в правительстве посчитали, что они влекут негативные последствия: административные расходы из-за уплаты подоходного налога с суммы штрафа многократно превышают его величину. Поэтому решили оставить только снижение платы.
«Перерасчёт будет делаться в пользу будущих платежей», — поясняла ранее глава комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.
Пересчитывать суммы платежей должен тот, кто предоставляет коммунальные услуги. То есть либо управляющая компания, ТСЖ или жилищный кооператив, либо ресурсоснабжающая организация, если жильцы заключили с ней прямой договор. Это уточнение заметно повлияет на сроки перерасчётов. Ведь раньше сторонам надо было сначала выяснить, по чьей вине произошёл сбой, а пока шёл разбор полётов, жильцы ждали.
Отдельно прописан порядок действий на случай, когда у дома прямой договор с РСО, а после разборок выясняется, например, что вода стала грязной уже после того, как попала во внутридомовые системы. Это значит, что управляющая компания содержит их в плохом состоянии, и поставщик воды ни при чём. Тогда УК должна будет возместить РСО убытки из-за изменения платы для потребителей.
Управа на УК
Прежняя версия Жилищного кодекса предполагала перерасчёт только если коммунальные услуги предоставили с непозволительными перерывами. Теперь же коммунальщики поплатятся и за нарушение качества своей работы.
Все нормативы, которым должны отвечать вода, тепло, свет, газ и другие блага цивилизации, определены в постановлении Правительства № 354 от 06.05.201. Там же разъяснён порядок действий, когда услуги отличаются от этих норм.
Обнаружив в кране грязную воду или замёрзнув из-за остывших зимой батарей, жилец должен первым делом обратиться в аварийно-диспетчерскую службу — письменно или устно, в том числе по телефону. Любой формат обращения диспетчер обязан зарегистрировать. С этого момента отсчитывается период предоставления некачественной услуги — если, конечно, нарушение подтвердится.
Если диспетчер и управляющая компания не знают причину сбоя, то они должны провести проверку. Её дату и время диспетчер согласует с жильцом в момент его первого обращения. Она должна состояться в течение двух часов, но заявитель может выбрать другой день и время.
По итогам проверки УК составляет акт, в нём фиксируют выявленные нарушения либо их отсутствие. Один экземпляр документа отдают жильцу.
Если управляющая компания проверять ничего не хочет или не видит нарушений, жилец может пригласить двух соседей и председателя совета дома или ТСЖ и провести собственную проверку в их присутствии. Результаты надо задокументировать. Также можно привлечь независимую экспертизу или обратиться в государственную жилищную инспекцию.
На основании акта проверки или заключения эксперта собственник вправе подать заявление в УК о перерасчёте платежей. Если управляющая компания бездействует, можно снова привлечь жилинспекцию или обратиться в суд.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: