Руководитель Департамента по государственно-правовым вопросам администрации главы и правительства республики Ольга Романова в ходе 82-го заседания общественно-консультативного круглого стола «Кустук» обозначила основные моменты планируемых поправок в Основной закон Республики Саха (Якутия).
Она отметила, что проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» был разработан в целях совершенствования республиканского законодательства в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». «Проектом конституционного закона Республики Саха (Якутия) предусматривается внесение изменений, направленных на закрепление в Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия) гарантий, связанных с социальными правами граждан, вопросами семьи и детства, образования и здравоохранения. В целях наиболее эффективного осуществления предусмотренных законодательством полномочий предлагается включить в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) положения о единой системе публичной власти в Российской Федерации, в которую входят органы местного самоуправления и органы государственной власти», — подчеркнула она.
Так, данным проектом конституционного закона предусматривается внесение изменений, направленных на закрепление в Конституции (Основном законе) РС(Я) гарантий, связанных с социальными правами граждан, вопросами семьи и детства, образования и здравоохранения. Также в целях наиболее эффективного осуществления предусмотренных законодательством полномочий предлагается включить в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) положения о единой системе публичной власти в Российской Федерации, в которую входят органы местного самоуправления и органы государственной власти.
Пунктом 1 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается часть 1 статьи 11 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) дополнить положениями о том, что отцовство находится под защитой государства и государство создает систему гарантий защиты и охраны здоровья отца. Данные изменения предлагается внести в соответствии с положениями пункта «ж.1» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесена защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
Пунктом 2 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) в соответствии с частью 4 статьи 67.1 и пунктом «ж.1» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предлагается дополнить Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) статьей 11.1 устанавливающей, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, а также указывающей обязанности государства в части создания условий, способствующих всестороннему развитию и воспитанию детей, и обязанности в отношении детей, оставшихся без попечения.
Пункт 3 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия), дополняющий статью 13 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) частью 3.1 о гарантиях сбалансированности прав и обязанностей граждан и защиты достоинств граждан, направлен на приведение в соответствие со статьей 75.1 Конституции Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) часть 1 статьи 18 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) предлагается в соответствии с частью 5 статьи 75 Конституции Российской Федерации дополнить абзацем, устанавливающим, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. За работу в районах Крайнего Севера к минимальному размеру оплаты труда, установленному на федеральном уровне, применяются районные коэффициенты и процентные надбавки.
Пунктом 5 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается часть 1 статьи 32 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в соответствии с частью 4 статьи 68 Конституции Российской Федерации дополнить абзацем, что в Республике Саха (Якутия) культура является уникальным наследием ее многонационального народа.
Пунктом 6 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) пункты 10, 11 статьи 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) предлагается привести в соответствие с пунктами «д», «е», «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, уточнив вопросы, отнесенные к ведению Республики Саха (Якутия), в частности:
— отнести вопросы управления «сельским хозяйством» вместо закрепленного понятия «агропромышленный комплекс»,
— пункт 11 предлагается изложить в новой редакции, уточнив вопросы ведения Республики Саха (Якутия): предусмотреть включение вопросов управления системой воспитания, образования, науки, культуры взамен закрепленных вопросов управления системой народного образования, культурными и научными организациями и учреждениями Республики Саха (Якутия), дополнительно включить вопросы управления молодежной политикой, социальной защитой, предусматривается расширение вопросов системы здравоохранения с включением вопросов обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранения и укрепления общественного здоровья, создания условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью.
Пунктом 7 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) в соответствии со статьей 75.1 Конституции Российской Федерации предлагается установить, что государство обязано создавать условия для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества.
Пунктом 8 и 15 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предлагается в систему органов государственной власти Республики Саха (Якутия) включить Правительство Республики Саха (Якутия), определить его высшим исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), подконтрольным и подотчетным Главе Республики Саха (Якутия). Статус, полномочия и состав Правительства Республики Саха (Якутия) определяются конституционным законом.
Статью 53 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) предлагается дополнить частью 3, предусмотрев, что наименования высшего должностного лица Республики Саха (Якутия) Глава Республики Саха (Якутия) и Ил Дархан Республики Саха (Якутия) равнозначны.
Пунктом 12 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается часть 3 признать утратившей силу во взаимосвязи с изменениями, предлагаемыми пунктом 8 статьи 1.
Подпунктами «а», «в», «д» пункта 9, пунктами 10, 11, 13, подпунктами «б», «г» пункта 14, пунктами 16, 17 и 21 статьи 1 проекта конституционного закона предлагается в соответствии с частью 3 статьи 118 Конституции Российской Федерации и статьей 5 Федерального конституционного закона от 08 декабря 2020 года № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» исключить положения о Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и установить нормы, регулирующие положения по Конституционному совету Республики Саха (Якутия).
Подпунктом «д» пункта 9 статьи 1 проекта конституционного закона предлагается установить, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) утверждает кандидатуры председателя Счетной палаты Республики Саха (Якутия), его заместителя и аудиторов Счетной палаты Республики Саха (Якутия).
В соответствии с положениями Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» подпунктом «б» пункта 9 и подпунктом «а» пункта 14 статьи 1 проекта конституционного закона предлагается уточнить, что Главой Республики Саха (Якутия) вносится в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) для утверждения Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Подпунктом «г» пункта 9, подпунктами «в», «г» пункта 14 и пунктом 18 статьи 1 проекта конституционного закона в соответствии с подпунктом «е.1» статьи 83 и частью 4 статьи 129 Конституции Российской Федерации предлагается исключить из статей 56 и 72 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) нормы о согласовании кандидатуры на должность Прокурора Республики Саха (Якутия), а также признать утратившей силу статью 91 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Пунктом 19 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) в соответствии с положениями части 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации предлагается установить в статье 97 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации.
Пунктом 20 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) в соответствии с положениями статьи 133 Конституции Российской Федерации предлагается в части 1 статьи 101 включить нормы о выполнении органами местного самоуправления публичных функций во взаимодействии с органами государственной власти.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: