Поменяются не только маршруты, но и форма организации перевозок
Летом 2024 года в Якутске планируется переход на новую маршрутную сеть общественного транспорта. При этом поменяются не только маршруты, но и форма организации перевозок. В городе станет больше новых автобусов, изменится схема их движения, появится возможность бесплатных пересадок и многое другое. Что ждёт жителей Якутска, читайте в материале ЯСИА.
По поручению главы Якутии Айсена Николаева и мэра Якутска Евгения Григорьева работа по модернизации пассажирской транспортной системы города началась еще в прошлом году.
«Действующая маршрутная сеть берёт свои истоки с 90-х годов прошлого века и уже не справляется с растущей нагрузкой. В конце прошлого года была начата научно-исследовательская работа, в рамках которой подсчитан пассажиропоток столицы, досконально изучены существующие маршруты. Исследование завершилось этой весной и получило положительное заключение госэкспертизы. Отрадно, что от жителей столицы нам поступило около пяти тысяч обращений, благодаря которым также происходила корректировка маршрутных сетей», — рассказал руководитель МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Якутска Эдуард Садовников.
Научная работа — это не конечный результат. Мы будем использовать наш накопленный опыт и опыт коллег из других регионов, а также учитывать мнение жителей. Возможны небольшие корректировки
После анализа пожеланий горожан и изучения итогов научной работы предварительно было решено остановиться на новой схеме из четырех составляющих.
«Все маршрутные автобусы будут разделены на четыре категории. «Магистральные» будут ездить по основным улицам города, то есть главным магистральным дорогам. Там будут ходить большие и вместительные машины. Сейчас, особенно в зимнее время, люди не всегда могут войти в тот же «ПАЗ». Зимой даже передвигаться в автобусе сложно, особенно это заметно утром и вечером, когда поток пассажиров в разы увеличивается. Это я знаю не понаслышке, поскольку я и мои сотрудники каждый день добираемся из дома до работы на общественном транспорте, в том числе с пересадкой в пригородах», — заметил Садовников.
В рамках модернизации маршрутной сети с 2022 года ведётся обновление автопарка. При поддержке главы Якутии приобретено 100 новых автобусов большого класса. В этом году работа продолжится: купят ещё 40 машин среднего и большого класса. 15 из них марки «ЛИАЗ» уже прибыли и в скором времени выйдут на линии. Эти автобусы, как и 100 предыдущих, оборудованы кондиционерами и специальными пандусами для маломобильных групп населения. До 2026 года количество автобусов планируется довести до 280, тем самым полностью обновив весь общественный транспорт.
«Также в рамках новой маршрутной сети будет предусмотрен так называемый подвозной маршрут. Туда будут включены автобусы среднего класса. Они больше и вместительнее нынешних «пазиков», но немного меньше автобусов большого класса. Будут курсировать и забирать людей из отдаленных районов столицы до транспортно-пересадочных узлов, где пассажиры смогут пересесть на удобный им маршрут и добраться практически до любой точки города», — сказал руководитель МКУ.
Третьей категорией станет «городской» маршрут, который будет ездить только по кварталам города. Все три новые схемы движения будут иметь более прямолинейный и короткий маршрут.
Если это магистральный автобус, то он будет двигаться лишь по магистральной дороге, не заезжая в кварталы или дороги подвозных маршрутов. За счет этого протяженность маршрутов и интервалы движения сократятся, и людям не придется ожидать свой автобус длительное время
«Как мы видим сейчас, автобусы двигаются практически от одного края города в другой, маршруты растянуты, извилисты и заезжают в различные кварталы. Это сильно влияет на интервал движения и на ожидание на остановках. В будущем такого быть не должно», — сказал Эдуард Садовников.
Схема движения пригородных маршрутов останется без изменений.
Для удобства пассажиров и полноценного функционирования новой маршрутной сети в городе будут созданы транспортные развязки. Предварительно они получили названия «Север» и «Юг», возможно, будет организована и третья точка «Центр». В этих транспортных хабах жители и гости столицы смогут пересесть на нужный маршрут и добраться в любую точку города.
«Пересадка в течение часа будет бесплатной. К примеру, человек едет из отдаленного района города, и ему необходимо попасть на центральную площадь. Сначала он попадёт в один из транспортных узлов, где почти сразу пересядет на магистральный маршрут и бесплатно доедет до нужной точки, поскольку проезд он уже оплатил», — объяснил Эдуард Садовников.
Также планируется ввести систему check-in and check-out, когда пассажиру будет возвращаться часть денег за неиспользованный проезд в автоматическом режиме.
«Например, вы едете на пригородном автобусе, но выходите в пределах города, не доезжая до пригорода. Специальное оборудование отследит, что человек вышел раньше, и сделает возврат. Это также будет работать при поездке в пригородах, когда не нужно в город. Я думаю, людям будет очень удобно», — отметил собеседник.
Несмотря на то, что тенденция показывает, что многие пассажиры переходят на безналичный расчёт, полного отказа от наличной оплаты не будет.
«Мы учитываем суровые условия жизни на севере. У нас климат совсем другой, человек может забыть или потерять карту. Он должен иметь возможность попасть в пункт назначения, поэтому наличный расчет пока остается», — подчеркнул Эдуард Садовников.
По нашим данным, за шесть месяцев 2023 года количество расчетов, проводимых по валидаторам, оборудованным в автобусах, только растет, поскольку это намного дешевле, чем поездки за наличный расчет
Специалисты отмечают, что при безналичном расчете подсчитывать реальный пассажиропоток и его изменения проще, а при оплате наличными объективно отследить поток пассажиров практически невозможно.
Одновременно с новой схемой движения планируется изменение и самой формы организации перевозок. Она будет переведена на систему брутто-контрактов, о чём на одной из прямых линий сообщал глава Якутска Евгений Григорьев.
Перевозчики будут получать деньги за точное исполнение графиков, интервалов движения и пройденный километраж
«Теперь администрация города будет выступать посредником между пассажиром и исполнителем, то есть деньги, которые оплачивает пассажир, будут поступать не напрямую, как сейчас, а организатору пассажирских перевозок в лице администрации города. При этом выплата денег перевозчикам будет осуществляться независимо от количества перевезенных им пассажиров, тем самым мы полностью искореним проблему так называемой гонки за пассажирами. Сейчас разные маршрутные автобусы, двигаясь на одной улице, стремятся приехать быстрее и обогнать своего конкурента, чтобы забрать как можно больше людей», — отметил Садовников.
По его словам, новая система должна помочь решить проблему так называемых «богатых» и не пользующихся популярностью «бедных» маршрутов. Сейчас все водители стремятся устроится на линию с большим пассажиропотоком, где можно заработать больше денег. Из-за этого появилась проблема нехватки водителей на других маршрутах.
При переходе на брутто-контракты мы устраним обе эти проблемы
Ещё одной причиной нехватки водителей стала пандемия коронавируса. В период ограничений ушли от 20 до 30% иностранных водителей и предпринимателей, и вся нагрузка легла на тех, кто остался.
«Работать без выходных всю неделю, а также в праздники в любую погоду с утра до вечера непросто. В этом я убедился во время наших сезонных проверок пассажирского транспорта», — заверил Эдуард Садовников.
Привлечь новых водителей и поднять престиж профессии мэрия Якутска планирует с помощью новой программы, которая была запущена в марте этого года.
«Мы бесплатно обучаем водителей на категорию Д, можем даже с нуля обучить. Есть стажировка, где курсант какое-то время двигается с наставником – опытным водителем. Также во время учебы им может предоставляться жилье, а из районов или других регионов можно приехать бесплатно, проезд оплачивается. Мы ведем активную совместную работу с перевозчиками по улучшению социальных гарантий профессии водителя автобуса, чтобы она стала более привлекательной», — подчеркнул руководитель учреждения.
Сейчас заработная плата водителей составляет от 100 до 150 тысяч рублей и в ближайшее время, в том числе при переходе на брутто-контракты, будет только расти
В планах администрации добиться выдачи низких ипотечных кредитов, а также создание специальных общежитий для водителей, не имеющих собственного жилья с оборудованными теплыми стоянками для автобусов.
«Всех заинтересовавшихся мы ждем у нас в учреждении», — сказал Эдуард Садовников.
«Мое мнение, что если поменять что-то только в одном районе и не менять в целом Якутску, то ситуацию это сильно не изменит. Поэтому менять нужно всё и сразу. Сезон лета был выбран для того, чтобы к холодам люди привыкли к изменениям, ведь в любом случае будут разные недоразумения и нужно время привыкнуть к новой маршрутной сети. Сломать привычку сложно, но это необходимо. Нужно идти вперед и развиваться», — особо подчеркнул руководитель МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Якутска Эдуард Садовников.
Участниками конкурса стали более 33 тыс. ребят из всех регионов России
Такого же мнения венгерский премьер-министр
Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) провёл пресс-конференцию
Самое большое желание детей — смартфон