Минфин и Минэнерго согласовали источники компенсации нефтяным компаниям за поставки топлива на внутренний рынок в рамках демпфирующего механизма на 2020 год. Соответствующие поправки в законодательство будут внесены в правительство 26 июня, сообщил журналистам глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.
«Да, поправки мы завтра внесем, и все будет известно. Пока только в правительство. В Госдуму тоже должны быстро внести«, — сказал он.
Сазанов также отметил, что скорректированный демпфирующий механизм позволит сдержать цены на внутреннем рынке топлива. «Сдерживает, безусловно. Демпфер предполагает, что нефтяные компании в полном объеме ретранслируют его в цены внутреннего рынка. Я на 100% уверен, что сам по себе демпфер достаточен для регулирования цен внутреннего рынка«, — подчеркнул он.
Сазанов напомнил, что Минфин по-прежнему поддерживает лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов. «С учетом новой конструкции демпфера мы существенно расширили диапазон, когда он работает, поэтому вероятность наступления тех событий, при которых нужно лицензирование, существенно снизилось. Это должна быть нефть выше $100 за баррель», — пояснил глава департамента Минфина.
Ранее несколько источников в нефтяных компаниях и участвующих в переговорах министерствах сообщили ТАСС, что законопроект о корректировке демпфера должен быть принят Госдумой до 25 августа, при этом он задним числом сможет заработать уже с 1 июля 2019 года. По данным источников, правительство не планирует продлевать соглашение о заморозке цен на бензин и дизель в опте, так как скорректированный демпфирующий механизм сможет сдержать цены в пределах инфляции.
Сазанов также отметил, что скорректированный демпфирующий механизм сможет сдержать цены на внутреннем рынке топлива. «Сдерживает безусловно. Демпфер предполагает, что нефтяные компании в полном объеме ретранслируют его в цены внутреннего рынка. Я на сто процентов уверен, что сам по себе демпфер достаточен для регулирования цен внутреннего рынка», — подчеркнул он.
Компенсации для авиакомпаний
Минфин планирует разработать демпфирующий механизм, который позволит выплачивать компенсации авиакомпаниям и сдерживать цены на авиабилеты, рассказал Сазанов. «Сейчас уже есть отрицательный акциз у авиакомпаний. Он уже есть в Налоговом кодексе. Авиакомпании получают отрицательный акциз, порядка 3 тыс. рублей. Соответственно, к этому отрицательному акцизу нужно настроить какой-то демпфирующий механизм, который бы позволял сдерживать рост цен на авиабилеты более, чем на уровень инфляции», — пояснил Сазанов.
«Нам поручение дали исчерпывающее, что мы оперативно должны это сделать. Мы сейчас все усилия на это бросим и быстро что-нибудь придумаем», — отметил он.
В ходе прямой линии президент РФ Владимир Путин предложил включить авиакеросин и битум в соглашение с нефтяниками о стабилизации топливных цен. В 2018 году авиабилеты подорожали на 9,5%, что связано, в том числе с ростом цен на авиационное топливо на 30%. Президент также отметил, что ситуация с высокими ценами на авиакеросин в России, которая отражается на стоимости авиабилетов, должна быть немедленно исправлена.
По соглашению с правительством, нефтяники должны сдерживать рост цен на топливо до июля 2019 года, повысив их в начале года на 1,7% из-за повышения НДС, а также на уровень прогнозной среднемесячной инфляции. Правительство в свою очередь пообещало не вводить экспортные пошлины на нефтепродукты. При этом власти также скорректировали формулу демпфера, который применяется для нефтяников, чтобы уменьшить потери компаний из-за продажи топлива по регулируемым ценам. Суть изменений, которые будут действовать с 2020 года, заключаются в том, что при росте цены нефти размер компенсации нефтяникам также будет увеличиваться.
Однако аналогичные меры в сегменте авиакеросина до сих пор не обсуждались. При этом Минтранс неоднократно предлагал увеличить компенсации авиакомпаниям.
Соглашение с нефтяниками
В ноябре 2018 года, после резкого подорожания бензина и дизельного топлива, правительство договорилось с нефтяниками о заморозке розничных цен. Соглашение действует до 1 июля 2019 года.
Параллельно с 1 января был запущен демпфирующий механизм, который должен был возместить компаниям часть разницы (60%) между высокими экспортными ценами и условной внутренней ценой на топливо.
После того, как в первом квартале этого года демпфер сработал в обратном направлении (то есть нефтяники были вынуждены платить государству), компании настояли на снижении цен в формуле демпфера — с 56 тыс. до 51 тыс. рублей за тонну бензина и с 50 тыс. до 46 тыс. рублей за тонну дизельного топлива.
С 2020 года формула компенсации должна измениться: государство будет возвращать нефтяникам 68% и 65% разницы между экспортной и фиксированной ценой бензина и дизтоплива. Минфин и Минэнерго долгое время не могли договориться, как компенсировать эти потери. Минфин настаивал на повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), чтобы компенсировать выплаты нефтяникам из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в этом году. Минэнерго в свою очередь выступал против повышения НДПИ и предлагает увеличить компенсацию за счет ФНБ, передает ТАСС.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: