Одна из исторически близких к народу саха наций – буряты. С древних времен родовые племена связаны культурными и экономическими особенностями. Сегодня бурятская община, пожалуй, одна из самых крупных национальных диаспор в Якутии. О сохранении традиций вдалеке от Родины, самом северном дацане, любви к якутским морозам и жеребятине в интервью корреспонденту ЯСИА рассказал председатель бурятской общины в республике Юрий Тудупов.
Якутия стала второй Родиной
Сам Юрий Тудупов живет в Якутске уже 33 года. Переехал сюда после армии в поисках работы по предложению своей матери. Устроился на работу в «Якутмежрайгаз», ныне – «Сахатранснефтегаз», где трудится по сей день. Здесь он обзавелся семьей. Признается, что с возрастом все чаще старается посещать родные края.
Как он рассказал, одно из старейших национально-культурных объединений республики — бурятская община создана только в феврале 1991 года, хотя исторически буряты начали населять Якутию намного раньше.
«Общими усилиями проводим различные мероприятия, принимаем активное участие в городских и республиканских мероприятиях. В республике община проводит большую работу по популяризации и пропаганде своей культуры. Стараемся возродить национальную культуру, сохранить обычаи и традиции, родной язык, укрепить дружбу с другими народами Якутии», — говорит Тудупов.
Активно приезжать из солнечной Бурятии в северную республику начали в период промышленного развития, начиная с 1960 годов. Тогда это была обычная практика – для освоения Севера выпускников направляли в Якутию. Многие из них так и пустили здесь крепкие корни.
Только в Якутске проживает около четырех тысяч бурят. Они работают во многих отраслях и сферах производства, науки, образования, здравоохранения, строительства, внося свой весомый вклад в социально-экономическое развитие республики.
Здесь нам живется хорошо. Для нас Якутия стала второй Родиной, которая привлекает добрым и гостеприимным народом, красивой природой, крепкими морозами, жарким летом, белыми ночами, жеребятиной, строганиной, богатой традицией и культурой
Сохраняя традиции
В реалиях современной жизни порой потеря связи с Родиной предков мало волнует. Но не якутских бурят. Этот народ славится своей богатейшей культурой, сохранением наследия прошлых эпох.
«Ежегодно отмечаем Бурятский национальный праздник Сурхарбан. В переводе с бурятского языка «Сурхарбан» означает «стрельба в сур» — мишень, сделанную из небольшого колышка, обмотанного тонким кожаным ремнем и воткнутого в землю. Также праздник Белого месяца — наступление Нового года по лунному календарю. Для участия в культурно-массовых мероприятиях на Сагаалган и Сурхарбан община приглашает якутских артистов, творческих деятелей культуры и искусства республики», — рассказывает председатель общины.
В 2014 году создана Бурятская молодежная общественная организация «Наран», что в переводе означает – «солнце». Ребята принимают самое активное участие в культурной жизни города, республики, пропагандируя бурятскую культуру.
Как и во всех национальных республиках особе внимание уделяется сохранению родного языка. И если якутский язык в последнее время активно преподают в школах и даже есть группы в детских садах, то бурятский язык ЮНЕСКО включило в «Красную книгу языков, находящихся под угрозой исчезновения».
При этом, как говорит наш собеседник, многие буряты в Якутии говорят на своем родном языке. Детей с малых лет стараются учить говорить на бурятском языке.
Кроме того, своими силами в одном из залов кафе традиционной бурятской кухни «Байкал» обустроили своего рода национальный музей, в котором каждый желающий может ознакомиться с одной из древнейших культур.
Юрта сделана своими руками. Узоры столов и стульев – это работа местной художницы Нюргуяны Ябловской. Все вещи, находящиеся в кафе, эксклюзивные, привезены действительно с Бурятии.
Самый северный буддистский храм
В 2014 году в Якутске открыли уникальный, самый северный в мире дацан, построенный по инициативе буддийской общины «Лотос». Удивительно, но примерно 2000 лет назад сам Будда предсказывал, что его учение, зародившись в Индии, будет постепенно распространяться на Север.
На открытие дацана собрались ламы со всего мира. А обряд освящения храма тогда провел сам духовный лидер российских буддистов 24-й Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев.
В Дацане службы ведут буддийские монахи, в стенах храма звучат молитвы. Большие очереди выстраиваются к Дандар-ламе. Кто-то просто хочет получить совет и надеется поправить свое здоровье, кто-то хочет заглянуть в свое будущее и получить астрологический прогноз.
Дандар-лама — Дмитрий Жалсараев был командирован в Якутск 24 года назад. Тогда якутские буряты обратились к главе буддийской традиционной сангхи России Пандито Хамбо-ламе, чтобы им направили собственного ламу. Изначально командировка была запланирована на два года, но по наставлению Пандито Хамбо-ламы Дандар-лама остался здесь, а вскоре и вовсе привык к суровым краям.
Туристический потенциал
Рассказал Юрий Тудупов о своем новом туристическом проекте по маршруту Якутск — Бурятия. Будет разработана специальная программа с посещением достопримечательностей.
«Хочу показать нашу культуру. Также ни для кого не секрет, что в Бурятии есть замечательные термальные и целебные источники. Химический состав у каждого источника разный и очень богатый. Чудодейственные воды даже изучали ученые с Москвы. Оказалось, химический состав полезен для организма человека. Всех вас с нетерпением ждём в Бурятию», — пригласил он якутян.
Фото Анастасии Филипповой, ЯСИА и из открытых источников
Ранее редакция ЯСИА рассказывала о жизни в северном регионе таджикской диаспоры.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: