Летчику из Нюрбинского района Семену Иванову исполнилось 90 лет

Поделиться новостью:

Семену Иванову, заслуженному работнику народного хозяйства ЯАССР, отличнику Аэрофлота СССР, депутату Верховного Совета СССР 9 созыва, одному из первых летчиков-нюрбинцев исполняется 90 лет со дня рождения.


Семен Семенович Иванов родился 1 сентября 1930 года в с. Антоновка Нюрбинского района. Детство и юность его пришлись на военные и послевоенные тяжелые годы, и Семен сполна хлебнул, как и все его сверстники, тягот того времени. Но несмотря ни на что его, деревенского мальчишку, всегда манило небо и после окончания Нюрбинской средней школы, долго не раздумывая, подал документы в Бугурусланское летное училище.

50-е годы XX века это грандиозное открытие знаменитой Амакинской геологоразведочной экспедиции, базировавшейся с 1953 года в Нюрбе, и как следствие этого — создание 192-го Нюрбинского авиапредприятия, куда и приехал на работу в 1954 году новоиспеченный летчик Семен Иванов. Поначалу летал на самолетах ПО-2, ЯК-12.

С 1957 года С.С. Иванову, как одному из самых способных пилотов, первому в подразделении доверили полеты на вертолете МИ-1, обслуживавшем геологические партии АмГРЭ, проводившей разведку недр Якутии. Когда в авиапредприятии появился более мощный вертолет – МИ-4 Семен Семенович осваивает и его, и вскорости летает на нем уже в качестве командира, а затем и на МИ-6.

Как записано в справке Нюрбинского ОАО: «Командир вертолета МИ- 6 С.С.Иванов допускается к полетам в сложных метеорологических условиях, транспортировке грузов на внешней подвеске. Летчик высокого класса не раз выполнял ответственные задания в критических ситуациях, проявляя при этом мужество и хладнокровие. Вертолет, пилотируемый тов. Ивановым С.С., вовремя доставляет необходимое оборудование для строителей Вилюйской гидроэлектростанции, для алмазодобытчиков, его хорошо знают разведчики природного газа, работники геологических экспедиций, жители отдаленных совхозов».

Если уточнить про моменты проявления мужества и хладнокровия, то разбирая его личный фонд, хранящийся в музее, я нашла статью ведомственной газеты Якутского управления гражданской авиации «78 секунд мужества», где описывается ЧП с вертолетом МИ-6 в полете, произошедший 7 февраля 1971 года. Для справки — МИ -6 по сравнению с другими вертолетами намного сложнее по устройству, намного мощнее, но и его сумел покорить наш якутский парень Семен Иванов. Но тот же вертолет устроил ему «экзамен» на умение быстро и грамотно принимать решения и действовать, как написал Н.К. Бекурин, в то время зам. командира авиапредприятия. Приведем небольшой отрывок: «При полете с грузом по маршруту Мирный-Айхал на высоте 1500 метров в двигателе возник пожар, который распространился внутрь грузового отсека. Экипаж по распоряжению командира С.С. Иванова прилагал все усилия к тому, чтобы потушить огонь. Одновременно шел поиск площадки для посадки вертолета. Принятые против огня меры оказались тщетными и пожар проник в кабину. Вертолет резко пошел на снижение. Хоть бы дотянуть до попавшегося по курсу аласа. Вот под вертолетом проносятся верхушки деревьев, он благополучно приземляется и слышится команда командира — покинуть машину! Да, конечно, жаль, когда гибнет такая техника, но сделать ничего нельзя, чтобы спасти ее. Высокая выучка, умение действовать в сложной обстановке помогли С.С. Иванову спасти экипаж от гибели». Вот таким сухим протокольным языком описан этот случай. Но не это ли не пример мужества, хладнокровия, самообладания и ведь самое главное достигнуто – спасен экипаж, они все живые и невредимые вернулись домой! Вот их имена – бортрадист А.П. Ефименко, 2-ой пилот Г.М. Куст, штурман А.Г. Шушарин, бортмеханик Г.И. Крысенко и командир С.С .Иванов.

В 1973 году экипаж С.С. Иванова был признан лучшим по Якутскому УГА. Еще один момент из трудовой биографии летчика Иванова. В 1969 году в составе экипажа МИ-6 (командир Д. Данько, пилот С. Иванов) принял участие в установке, впервые в мире при помощи вертолетной техники, 84-метровой телевышки в районе г. Братска. Экипаж с задачей справился блестяще. В 1974 году С.С. Иванов был избран депутатом Верховного Совета СССР 9 созыва, состоял членом комиссии по транспорту и связям Совета национальностей. В то время он очень много сделал для республики. В 80-е годы рассказывали, что будучи депутатом Семен Семенович добился финансирования проекта реконструкции и бетонирования полосы аэропорта Нюрбы, но уже в республике волевым решением эти средства были переброшены на реконструкцию другого аэропорта. Но ничего не поделаешь, ведь С.С. Иванов был депутатом от всей Якутии и отстаивал интересы республики.

Это лишь некоторые моменты большой трудовой биографии Семена Иванова, летчика, мастера своего дела, труженика. История жизни и деятельности Иванова займет свое достойное место в новом реконструированном музее и будет хорошим примером для всех мальчишек и девчонок, мечтающих покорить небо. Ведь ему оно покорилось, простому парню из Нюрбы.

Анна Туманова, ulus.media

Другие наши материалы:

Власти Якутии обсудили меры по берегоукреплению реки Лены для развития жилищного строительства

Власти Якутии обсудили меры по берегоукреплению реки Лены для развития жилищного строительства

В режиме видеоконференцсвязи состоялось совещание по вопросу берегоукрепления русла реки Лены для последующего развития жилищного строительства под руководством первого заместителя...

Летчику из Нюрбинского района Семену Иванову исполнилось 90 лет

Семену Иванову, заслуженному работнику народного хозяйства ЯАССР, отличнику Аэрофлота СССР, депутату Верховного Совета СССР 9 созыва, одному из первых летчиков-нюрбинцев исполняется 90 лет со дня рождения.


Семен Семенович Иванов родился 1 сентября 1930 года в с. Антоновка Нюрбинского района. Детство и юность его пришлись на военные и послевоенные тяжелые годы, и Семен сполна хлебнул, как и все его сверстники, тягот того времени. Но несмотря ни на что его, деревенского мальчишку, всегда манило небо и после окончания Нюрбинской средней школы, долго не раздумывая, подал документы в Бугурусланское летное училище.

50-е годы XX века это грандиозное открытие знаменитой Амакинской геологоразведочной экспедиции, базировавшейся с 1953 года в Нюрбе, и как следствие этого — создание 192-го Нюрбинского авиапредприятия, куда и приехал на работу в 1954 году новоиспеченный летчик Семен Иванов. Поначалу летал на самолетах ПО-2, ЯК-12.

С 1957 года С.С. Иванову, как одному из самых способных пилотов, первому в подразделении доверили полеты на вертолете МИ-1, обслуживавшем геологические партии АмГРЭ, проводившей разведку недр Якутии. Когда в авиапредприятии появился более мощный вертолет – МИ-4 Семен Семенович осваивает и его, и вскорости летает на нем уже в качестве командира, а затем и на МИ-6.

Как записано в справке Нюрбинского ОАО: «Командир вертолета МИ- 6 С.С.Иванов допускается к полетам в сложных метеорологических условиях, транспортировке грузов на внешней подвеске. Летчик высокого класса не раз выполнял ответственные задания в критических ситуациях, проявляя при этом мужество и хладнокровие. Вертолет, пилотируемый тов. Ивановым С.С., вовремя доставляет необходимое оборудование для строителей Вилюйской гидроэлектростанции, для алмазодобытчиков, его хорошо знают разведчики природного газа, работники геологических экспедиций, жители отдаленных совхозов».

Если уточнить про моменты проявления мужества и хладнокровия, то разбирая его личный фонд, хранящийся в музее, я нашла статью ведомственной газеты Якутского управления гражданской авиации «78 секунд мужества», где описывается ЧП с вертолетом МИ-6 в полете, произошедший 7 февраля 1971 года. Для справки — МИ -6 по сравнению с другими вертолетами намного сложнее по устройству, намного мощнее, но и его сумел покорить наш якутский парень Семен Иванов. Но тот же вертолет устроил ему «экзамен» на умение быстро и грамотно принимать решения и действовать, как написал Н.К. Бекурин, в то время зам. командира авиапредприятия. Приведем небольшой отрывок: «При полете с грузом по маршруту Мирный-Айхал на высоте 1500 метров в двигателе возник пожар, который распространился внутрь грузового отсека. Экипаж по распоряжению командира С.С. Иванова прилагал все усилия к тому, чтобы потушить огонь. Одновременно шел поиск площадки для посадки вертолета. Принятые против огня меры оказались тщетными и пожар проник в кабину. Вертолет резко пошел на снижение. Хоть бы дотянуть до попавшегося по курсу аласа. Вот под вертолетом проносятся верхушки деревьев, он благополучно приземляется и слышится команда командира — покинуть машину! Да, конечно, жаль, когда гибнет такая техника, но сделать ничего нельзя, чтобы спасти ее. Высокая выучка, умение действовать в сложной обстановке помогли С.С. Иванову спасти экипаж от гибели». Вот таким сухим протокольным языком описан этот случай. Но не это ли не пример мужества, хладнокровия, самообладания и ведь самое главное достигнуто – спасен экипаж, они все живые и невредимые вернулись домой! Вот их имена – бортрадист А.П. Ефименко, 2-ой пилот Г.М. Куст, штурман А.Г. Шушарин, бортмеханик Г.И. Крысенко и командир С.С .Иванов.

В 1973 году экипаж С.С. Иванова был признан лучшим по Якутскому УГА. Еще один момент из трудовой биографии летчика Иванова. В 1969 году в составе экипажа МИ-6 (командир Д. Данько, пилот С. Иванов) принял участие в установке, впервые в мире при помощи вертолетной техники, 84-метровой телевышки в районе г. Братска. Экипаж с задачей справился блестяще. В 1974 году С.С. Иванов был избран депутатом Верховного Совета СССР 9 созыва, состоял членом комиссии по транспорту и связям Совета национальностей. В то время он очень много сделал для республики. В 80-е годы рассказывали, что будучи депутатом Семен Семенович добился финансирования проекта реконструкции и бетонирования полосы аэропорта Нюрбы, но уже в республике волевым решением эти средства были переброшены на реконструкцию другого аэропорта. Но ничего не поделаешь, ведь С.С. Иванов был депутатом от всей Якутии и отстаивал интересы республики.

Это лишь некоторые моменты большой трудовой биографии Семена Иванова, летчика, мастера своего дела, труженика. История жизни и деятельности Иванова займет свое достойное место в новом реконструированном музее и будет хорошим примером для всех мальчишек и девчонок, мечтающих покорить небо. Ведь ему оно покорилось, простому парню из Нюрбы.

Анна Туманова, ulus.media

Другие наши материалы:

Власти Якутии обсудили меры по берегоукреплению реки Лены для развития жилищного строительства

Власти Якутии обсудили меры по берегоукреплению реки Лены для развития жилищного строительства

В режиме видеоконференцсвязи состоялось совещание по вопросу берегоукрепления русла реки Лены для последующего развития жилищного строительства под руководством первого заместителя...