Развитие и масштабирование компаний на международном рынке сильно зависит от доли занятости в них креативных специалистов — от маркетологов до IT-специалистов. Об этом сообщил во время онлайн-заседания Ленского Клуба генеральный директор Корпорации развития Якутии Афанасий Саввин. Что такое креативная экономика и как выйти за пределы внутреннего рынка, в материале ЯСИА.
Необходима переориентация местных игроков на внешний рынок
Афанасий Саввин рассказал, что Якутия по итогам двух бизнес-переписей входит в тройку лидеров по количеству зарегистрированных активных предпринимателей в стране, что стало фактом высокой предпринимательской активности в регионе. «Но если мы посмотрим на качество, то увидим, что более 90% компаний заняты в сферах с высокой конкурентностью — торговля, перевозки, бытовые услуги. Меньше половины предпринимателей несырьевого сектора что-либо экспортируют и всего 7% совершают попытки выйти на рынки других регионов страны. При этом больше половины из них открывают филиалы в разных районах. То есть происходит «каннибализм» во внутреннем рынке, когда сильные пожирают слабых и практически весь наш бизнес ориентирован только на внутренний рынок, который на самом деле крошечный и уже несколько лет не растёт, если посмотреть на покупательскую способность населения», — подчеркнул Саввин.
И вырисовывается картина, когда региональные компании вытесняется федеральными. Это касается многих сфер бизнеса. Поэтому важным вопросом не столько развития, а именно выживания становится переориентация местных игроков на внешний рынок. Но для этого, по мнению генерального директора Корпорации развития, необходимо предпринимателям научиться изготавливать те продукты, которые обладали бы спросом на глобальном рынке. Но как этого достичь?
Необходимость в талантливых специалистах
В последние годы все больше мнений высказывается по поводу будущего экономики. Именитые гуру бизнеса склоняются к тому, чтобы вкладывать огромные средства на развитие человеческого капитала, которые могут окупиться в разы и приносить существенную прибыль. Всем хорошо знакомы истории успеха таких гигантов бизнеса, как Amazon, Google, Facebook, Apple и Netflix. Сейчас капитализация этих компаний в разы выше тех, которые заняты в сфере сырьевой экономики.
Например, капитализация крупной нефтяной компании ExxonMobil составляет 203 млрд долларов, а капитализация IT-гиганта Google — 987 миллиардов долларов. Почти в пять раз выше, чем у некогда могущественного игрока на международной арене. А теперь перейдём к другому IT-гиганту, чья капитализация равна 670 миллиардам долларов. Речь идёт о Facebook. А как дела обстоят у Netflix, которая занимается предоставлением видеоконтента — исключительно интеллектуального продукта? Ее капитализация равна 191 млрд долларов. И это только начало.
К чему мы ведём? Как отметил Афанасий Афанасьевич, будущее развития региональных компаний на международном рынке будет зависеть от числа людей, занятых в креативном секторе.
«Если мы посмотрим на несырьевой сектор, то понятно, что если его развивать, то это невозможно без выхода на внешние рынки. Половина несырьевого сектора — госкомпании. Значит мы должны стремиться к тому, чтобы и эти госкомпании выходили на внешние рынки. Оставаясь сосредоточенными только на маленьком внутреннем рынке, невозможно говорить о каком-либо развитии. Как это осуществить? Должна ли республика и институты, как Коропорация развития республики, придумывать стратегии для всех этих компаний? Конечно, нет. Самый правильный путь — наполнить организации правильными талантами, повысить их креативную интенсивность», — подметил Саввин.
Таланты. Именно талантливые специалисты в настоящий момент столь необходимы всем представителям бизнеса — крупного, малого и среднего, учитывая сложившуюся ситуацию с распространением коронавирусной инфекции. Высококлассные маркетологи, PR-специалисты, управленцы и другие люди креативной отрасли смогут вывести многие компании из кризиса и двигать ее вперёд. Недаром империя The Walt Disney Company была вынуждена продлить контракт с Робертом Айгером, который спустя 15 лет работы в качестве CEO решил отойти от дел. Но Микки Маус, теряя миллиарды и оказавшись в состоянии неопределенности, не может позволить себе лишиться талантливого бизнесмена, возвысившего компанию среди других киностудий. Ведь когда Айгер только начинал, капитализация компании равнялась 55 млрд долларов, а на сегодня эта цифра выросла в 4 раза. Приобретение Pixar, Marvel, LucasFilm и 20th Centuries FOX, а также успехи кинопроектов — во многом заслуга Айгера и его решений в части кадровой политики.
Поэтому неудивительно, что на базе Корпорации развития республики создаётся лаборатория «Креативная Якутия», которая должна дать ответы на вопросы: что такое креативная экономика и как развивать несырьевой сектор?
«В российской и международной практике, как правило, под креативной экономикой понимают только креативные индустрии. В республике этот сектор занимает 1,7%. Мы предполагаем, что наш якутский подход заключается в том, что креативная экономика предполагает креативность всей экономики. Это про то, сколько за счёт нашего креативного человеческого капитала мы сможем завоевать на традиционных рынках и как будет развиваться несырьевой сектор. Для нас креативная экономика — развитие всего несырьевого сектора», — говорит Саввин.
Чтобы достичь поставленных задач для тех же госкомпаний необходимо ввести жесткую внешнеэкономическую дисциплину, что позволит им менять подходы и следовать мировым тенденциям. Саввин аргументирует своё высказывание опытом таких азиатских стран, как Тайвань и Китай, где любая компания, пользующаяся поддержкой со стороны государства, обязана выходить на внешние рынки. «Это политика отсеивания тех, кто не смог справиться с глобальной конкуренцией», — подчеркивает Афанасий и приводит в пример авиакомпании: «У лидеров отрасли половина вакансий — это так называемые креативные занятия, к числу которых относятся должности маркетологов, бренд-менеджеров, специалистов по коммуникациям, аналитиков, айтишников и других. У наших же республиканских авиакомпаний подобных вакансий нет. Можно сказать, что они делают ставку только на тех, кто занимается операционной деятельностью, тогда как им остро не хватает тех, кто занят созданием добавленной стоимости. Даже в такой традиционной сфере как продуктовый ритейл у лидеров ощутимая часть вакансий — все те же креативные занятия. Мы совместно с МИЗО приняли программу трансформации наших якутских госкомпаний и вводим для них новые показатели по доли выручки, которые они должны зарабатывать на рынках за пределами Якутии, а также по тому, сколько у них должно быть креативных занятий из общего числа занятых».
Новые образовательные программы
В этом направлении — в развитии креативной индустрии, есть подвижки в регионе. MyTona, inDriver и Fntastic у всех на слуху. Первая по итогам 2019 года заняла второе место в России по доходам среди издателей мобильных игр, вторая дышит в затылок Uber, а игры от Fntastic рвут международные чарты и пользуются огромной популярностью в США и Китае. Недаром министр инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий республики Анатолий Семёнов отмечал, что через некоторое время эти три компании по своей капитализации смогут конкурировать с промышленными предприятиями Якутии. Мировые тренды это подтверждают.
Но самый немаловажный факт — это создание рабочих мест. По мере роста компаний будет увеличиваться и штат сотрудников с высокими заработными платами. Уже сейчас в MyTona и inDriver работают более 1000 человек, которые платят налоги и вносят свою лепту в укрепление экономики не только региона, но и страны. Эта цифра не окончательная и через несколько лет может увеличиться в разы. Но будут необходимы квалифицированные кадры, которых на рынке труда весьма мало. Поэтому можно предположить, что эти компании начнут продвигать свои собственные образовательные программы, чтобы вакансии не пустовали. Арсен Томский уже запустил собственный образовательный проект, по которому 10 отличившихся ребят из Якутии получат шанс учиться в ведущих вузах мира — будь это учреждения Лиги Плюща или другие вузы. Это тоже ощутимый вклад в будущее развитие региона.
Что касается других представителей IT-сектора Якутии, то можно вспомнить о героях материалов ЯСИА — компаниях «Мультидитек» и «Tuoi Toy”. Первая под руководством Таисии Тарабукиной занимается созданием книг с дополненной реальностью и пользуется спросом в США, Канаде и других странах мира, в том числе и азиатских. «Tuoi Toy” (занимается производством 3D-миниатюр) недавно успешно завершила кампанию в международной платформе «Kickstarter”, сумев привлечь в свой проект 32 тысячи долларов (более 2 миллионов рублей). Обе компании заключили контракты с крупными российскими производителями, ориентированными на выпуск детской продукции, и западными предприятиями.
Место под солнцем
«Якутии нужно искать своё место под солнцем. В виду нашей малочисленности важным становится развитие человеческого капитала. Расширять и увеличивать компетенции людей, способных предложить миру уникальный продукт. В скором времени будут только две категории людей — те, кто создают, и те, кто обслуживают первую категорию. Речь идёт не только о деньгах, но и о создании рабочих мест», — отметил основатель «Tuoi Toy” Дуолан Андреев.
Как итог можно сказать следующее: у креативной индустрии в Якутии есть будущее. Оно уже наступило благодаря той группе людей, которые, находясь в Якутии, смогли с нуля создать продукты, востребованные во всем мире. Необходимы желание, вера в идею и, конечно, таланты, подкреплённые опытом.
Больше о путях развития креативной экономики Якутии можно почитать в статьях и исследованиях Корпорации развития республики:
Концепция развития креативной экономики Республики Саха (Якутия)
Лаборатория “Креативная Якутия”
Квартал Труда — первый креативный кластер на Дальнем Востоке
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: