Кинофонд Якутии пополнился редкими пленками 60-70-х годов

Фильмы передал Центру аудиовизуаольного наследия сын режиссера Алексея Щербакова
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Национальный центр аудиовизуального наследия народов РС(Я) получил уникальные кадры документальных фильмов о Якутии 60-70-х годов. Кинодокументы учреждению предоставил Сергей Щербаков, сын известного кинорежиссёра Алексея Щербакова. О том, что можно на уникальных кадрах ЯСИА рассказали сотрудники Госкинохранилища.


Алексей Щербаков – уроженец Свердловска, российский кинорежиссёр, автор документальных, научно-популярных фильмов. Работал по заданию Центральной студии документальных фильмов в 60-70-х годах, тогда и побывал в Якутии. Сын кинодеятеля Сергей Щербаков сохранил работы отца – фильмы и рабочие материалы на киноплёнке.

Спустя много лет с ним помогла связаться старший научный сотрудник Национального художественного музея РС (Я) Ефросинья Ноговицына, которая искала информацию по якутскому художнику Валериану Васильеву, который мог попасть в объектив московского режиссёра. В она итоге обнаружила у Щербакова целый архив видеоматериалов о Якутии. Сын режиссера Сергей с радостью передал все киноплёнки безвозмездно Национальному центру. Отметим, что общий вес плёнок в кинобанках составляет около семи килограмм.Как говорит Сергей Щербаков, отец любил Север и особенно Якутию, неоднократно ездил туда и пытался запечатлеть край таким, каким его видел. Он снимал не только по поручению студии, но и по своему желанию – на сэкономленную плёнку. Многие кадры не попадали в телеверсию киножурналов, и у режиссёра остался рабочий материал.

Сергей Щербаков и Александра Алексеева

«Буквально на прошлой неделе мы получили киноплёнки. Большое спасибо нашей коллеге – Александре Алексеевой и постоянному представительству РС (Я) в Москве за содействие в пересылке киноматериалов. Материалы сняты на 16- и 35-миллиметровую киноплёнку, на камеру «Конвас» профессиональный киносъёмочный аппарат. Мы узнали, что Алексей Щербаков приезжал в Якутию в качестве документалиста несколько раз в конце 60-тых и в начале 70-тых годов. Раньше в Якутии не было своих киностудий и в те годы к нам приезжали снимать из центральных киностудий. Выпускались документальные фильмы, киножурналы, кинозарисовки. Сейчас плёнка обрабатывается и реставрируется и пока мы не можем наверняка сказать, что на ней», – прокомментировал ЯСИА заведующий отдела организационно-аналитической деятельности центра Пётр Романов.

Также он отметил, что со слов Алексея Щербакова, на киноплёнке  можно будет увидеть снайпера Ивана Кульбертинова, олонхосута Сергея Зверева, художника Валериана Васильева и священника Николая Мироновича – известно, что Щербаков снимал о нём любительский фильм.

Раннее, весной этого года, Сергей Щербаков отправил в Якутск две небольшие видеозаписи в оцифрованном виде –  рабочие материалы к фильму «Завтра, завтра утром» (оригинал которого уже хранится в центре) и кадры Ысыаха в Чурапчинском улусе. Специалисты определили год съёмок как 1972. Тогда в Чурапче проводился юбилейный Ысыах посвященный 50-летию создания Якутской АССР.

Документальный фильм «Завтра, завтра утром» режиссёра Алексея Щербакова был снят по заданию творческого объединения «Экран». В 27-минутной картине можно увидеть праздничную демонстрацию в Якутске, башню Тыгына, Ленские столбы, танец «Узоры», тойук Сергея Зверева, оленеводов в тундре, осуохай и многое другое.

Реставрация старой киноплёнки – трудоёмкий процесс. Сначала специалисты оценивают ее состояние. По оценке фильмопроверщицы с 52-летним опытом работы Екатерины Салашиной, киноплёнка Щербакова, сильно заплесневела, однако у неё нет трещин и велика вероятность её восстановить практически полностью.

«Плёнку сначала нужно почистить, для этого  специальный раствор. Когда плёнка сушится, мы теряем метраж, но при хорошем увлажнении она снова растягивается и становится гибкой. После этого её нужно хранить в особых условиях с соблюдением температурного режима 18-19 градусов и с влажностью 50-55%. В данное время плёнка в очень плохом качестве. Наша работа – очень важная», – рассказала корреспонденту ЯСИА фильмопроверщица.

Кроме того, к видеоматериалам прилагаются текстовые записи – сейчас они в процессе изучения сотрудниками Центра аудиовизуального наследия. В нём есть обсуждения Алексея Щербакова с киностудией о сценарии фильма про охотника-якута с рабочим названием «След охотника», однако никакой информации о нём нет. Возможно, эта идея так и осталась на бумаге, однако эти данные также ценны для центра.

Так, в центре будут хранится и исходники, и цифровые копии. После полной реставрации и оцифровки всех материалов Центра аудиовизуального наследия РС (Я) планирует устроить мероприятие, чтобы представить все уникальные кадры с киноплёнки московского кинорежиссёра якутянам.

Национальный центр аудиовизуального наследия РС (Я) занимается сбором, поиском, хранением, восстановлением, популяризацией кинодокументов о Якутии. Самое раннее видео в архиве центра датируется 1924 годом – похороны Владимира Ленина. НЦАНН призывает якутян сдавать им те материалы, которые могут быть признаны исторически ценными – так вы внесёте вклад в сохранение истории Якутии.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
29 марта 29.03
  • -14°
  • $ 92,26
  • 99,71

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: