Кинофонд Якутии пополнился редкими пленками 60-70-х годов

Поделиться новостью:

Национальный центр аудиовизуального наследия народов РС(Я) получил уникальные кадры документальных фильмов о Якутии 60-70-х годов. Кинодокументы учреждению предоставил Сергей Щербаков, сын известного кинорежиссёра Алексея Щербакова. О том, что можно на уникальных кадрах ЯСИА рассказали сотрудники Госкинохранилища.


Алексей Щербаков – уроженец Свердловска, российский кинорежиссёр, автор документальных, научно-популярных фильмов. Работал по заданию Центральной студии документальных фильмов в 60-70-х годах, тогда и побывал в Якутии. Сын кинодеятеля Сергей Щербаков сохранил работы отца – фильмы и рабочие материалы на киноплёнке.

Спустя много лет с ним помогла связаться старший научный сотрудник Национального художественного музея РС (Я) Ефросинья Ноговицына, которая искала информацию по якутскому художнику Валериану Васильеву, который мог попасть в объектив московского режиссёра. В она итоге обнаружила у Щербакова целый архив видеоматериалов о Якутии. Сын режиссера Сергей с радостью передал все киноплёнки безвозмездно Национальному центру. Отметим, что общий вес плёнок в кинобанках составляет около семи килограмм.Как говорит Сергей Щербаков, отец любил Север и особенно Якутию, неоднократно ездил туда и пытался запечатлеть край таким, каким его видел. Он снимал не только по поручению студии, но и по своему желанию – на сэкономленную плёнку. Многие кадры не попадали в телеверсию киножурналов, и у режиссёра остался рабочий материал.

Сергей Щербаков и Александра Алексеева

«Буквально на прошлой неделе мы получили киноплёнки. Большое спасибо нашей коллеге – Александре Алексеевой и постоянному представительству РС (Я) в Москве за содействие в пересылке киноматериалов. Материалы сняты на 16- и 35-миллиметровую киноплёнку, на камеру «Конвас» профессиональный киносъёмочный аппарат. Мы узнали, что Алексей Щербаков приезжал в Якутию в качестве документалиста несколько раз в конце 60-тых и в начале 70-тых годов. Раньше в Якутии не было своих киностудий и в те годы к нам приезжали снимать из центральных киностудий. Выпускались документальные фильмы, киножурналы, кинозарисовки. Сейчас плёнка обрабатывается и реставрируется и пока мы не можем наверняка сказать, что на ней», – прокомментировал ЯСИА заведующий отдела организационно-аналитической деятельности центра Пётр Романов.

Также он отметил, что со слов Алексея Щербакова, на киноплёнке  можно будет увидеть снайпера Ивана Кульбертинова, олонхосута Сергея Зверева, художника Валериана Васильева и священника Николая Мироновича – известно, что Щербаков снимал о нём любительский фильм.

Раннее, весной этого года, Сергей Щербаков отправил в Якутск две небольшие видеозаписи в оцифрованном виде –  рабочие материалы к фильму «Завтра, завтра утром» (оригинал которого уже хранится в центре) и кадры Ысыаха в Чурапчинском улусе. Специалисты определили год съёмок как 1972. Тогда в Чурапче проводился юбилейный Ысыах посвященный 50-летию создания Якутской АССР.

Документальный фильм «Завтра, завтра утром» режиссёра Алексея Щербакова был снят по заданию творческого объединения «Экран». В 27-минутной картине можно увидеть праздничную демонстрацию в Якутске, башню Тыгына, Ленские столбы, танец «Узоры», тойук Сергея Зверева, оленеводов в тундре, осуохай и многое другое.

Реставрация старой киноплёнки – трудоёмкий процесс. Сначала специалисты оценивают ее состояние. По оценке фильмопроверщицы с 52-летним опытом работы Екатерины Салашиной, киноплёнка Щербакова, сильно заплесневела, однако у неё нет трещин и велика вероятность её восстановить практически полностью.

«Плёнку сначала нужно почистить, для этого  специальный раствор. Когда плёнка сушится, мы теряем метраж, но при хорошем увлажнении она снова растягивается и становится гибкой. После этого её нужно хранить в особых условиях с соблюдением температурного режима 18-19 градусов и с влажностью 50-55%. В данное время плёнка в очень плохом качестве. Наша работа – очень важная», – рассказала корреспонденту ЯСИА фильмопроверщица.

Кроме того, к видеоматериалам прилагаются текстовые записи – сейчас они в процессе изучения сотрудниками Центра аудиовизуального наследия. В нём есть обсуждения Алексея Щербакова с киностудией о сценарии фильма про охотника-якута с рабочим названием «След охотника», однако никакой информации о нём нет. Возможно, эта идея так и осталась на бумаге, однако эти данные также ценны для центра.

Так, в центре будут хранится и исходники, и цифровые копии. После полной реставрации и оцифровки всех материалов Центра аудиовизуального наследия РС (Я) планирует устроить мероприятие, чтобы представить все уникальные кадры с киноплёнки московского кинорежиссёра якутянам.

Национальный центр аудиовизуального наследия РС (Я) занимается сбором, поиском, хранением, восстановлением, популяризацией кинодокументов о Якутии. Самое раннее видео в архиве центра датируется 1924 годом – похороны Владимира Ленина. НЦАНН призывает якутян сдавать им те материалы, которые могут быть признаны исторически ценными – так вы внесёте вклад в сохранение истории Якутии.

Другие наши материалы:

Бегом и на велосипеде: Более 30 километров преодолели сотрудники спецподразделения УФСИН

Бегом и на велосипеде: Более 30 километров преодолели сотрудники спецподразделения УФСИН

Сотрудники отдела специального назначения УФСИН организовали и провели кросс-дуатлон, который приурочили ко Дню физкультурника. Все участники показали отличные результаты и высокую скорость прохождения дистанций, подтвердив...

Прокуратура Намского района Якутии подала иски в суд на должников по алиментам

Прокуратура Намского района Якутии подала иски в суд на должников по алиментам

Прокуратура Намского района Якутии принимает меры по защите прав несовершеннолетних на получение алиментов.Прокуратура Намского района на постоянной основе осуществляет надзор...

Кинофонд Якутии пополнился редкими пленками 60-70-х годов

Национальный центр аудиовизуального наследия народов РС(Я) получил уникальные кадры документальных фильмов о Якутии 60-70-х годов. Кинодокументы учреждению предоставил Сергей Щербаков, сын известного кинорежиссёра Алексея Щербакова. О том, что можно на уникальных кадрах ЯСИА рассказали сотрудники Госкинохранилища.


Алексей Щербаков – уроженец Свердловска, российский кинорежиссёр, автор документальных, научно-популярных фильмов. Работал по заданию Центральной студии документальных фильмов в 60-70-х годах, тогда и побывал в Якутии. Сын кинодеятеля Сергей Щербаков сохранил работы отца – фильмы и рабочие материалы на киноплёнке.

Спустя много лет с ним помогла связаться старший научный сотрудник Национального художественного музея РС (Я) Ефросинья Ноговицына, которая искала информацию по якутскому художнику Валериану Васильеву, который мог попасть в объектив московского режиссёра. В она итоге обнаружила у Щербакова целый архив видеоматериалов о Якутии. Сын режиссера Сергей с радостью передал все киноплёнки безвозмездно Национальному центру. Отметим, что общий вес плёнок в кинобанках составляет около семи килограмм.Как говорит Сергей Щербаков, отец любил Север и особенно Якутию, неоднократно ездил туда и пытался запечатлеть край таким, каким его видел. Он снимал не только по поручению студии, но и по своему желанию – на сэкономленную плёнку. Многие кадры не попадали в телеверсию киножурналов, и у режиссёра остался рабочий материал.

Сергей Щербаков и Александра Алексеева

«Буквально на прошлой неделе мы получили киноплёнки. Большое спасибо нашей коллеге – Александре Алексеевой и постоянному представительству РС (Я) в Москве за содействие в пересылке киноматериалов. Материалы сняты на 16- и 35-миллиметровую киноплёнку, на камеру «Конвас» профессиональный киносъёмочный аппарат. Мы узнали, что Алексей Щербаков приезжал в Якутию в качестве документалиста несколько раз в конце 60-тых и в начале 70-тых годов. Раньше в Якутии не было своих киностудий и в те годы к нам приезжали снимать из центральных киностудий. Выпускались документальные фильмы, киножурналы, кинозарисовки. Сейчас плёнка обрабатывается и реставрируется и пока мы не можем наверняка сказать, что на ней», – прокомментировал ЯСИА заведующий отдела организационно-аналитической деятельности центра Пётр Романов.

Также он отметил, что со слов Алексея Щербакова, на киноплёнке  можно будет увидеть снайпера Ивана Кульбертинова, олонхосута Сергея Зверева, художника Валериана Васильева и священника Николая Мироновича – известно, что Щербаков снимал о нём любительский фильм.

Раннее, весной этого года, Сергей Щербаков отправил в Якутск две небольшие видеозаписи в оцифрованном виде –  рабочие материалы к фильму «Завтра, завтра утром» (оригинал которого уже хранится в центре) и кадры Ысыаха в Чурапчинском улусе. Специалисты определили год съёмок как 1972. Тогда в Чурапче проводился юбилейный Ысыах посвященный 50-летию создания Якутской АССР.

Документальный фильм «Завтра, завтра утром» режиссёра Алексея Щербакова был снят по заданию творческого объединения «Экран». В 27-минутной картине можно увидеть праздничную демонстрацию в Якутске, башню Тыгына, Ленские столбы, танец «Узоры», тойук Сергея Зверева, оленеводов в тундре, осуохай и многое другое.

Реставрация старой киноплёнки – трудоёмкий процесс. Сначала специалисты оценивают ее состояние. По оценке фильмопроверщицы с 52-летним опытом работы Екатерины Салашиной, киноплёнка Щербакова, сильно заплесневела, однако у неё нет трещин и велика вероятность её восстановить практически полностью.

«Плёнку сначала нужно почистить, для этого  специальный раствор. Когда плёнка сушится, мы теряем метраж, но при хорошем увлажнении она снова растягивается и становится гибкой. После этого её нужно хранить в особых условиях с соблюдением температурного режима 18-19 градусов и с влажностью 50-55%. В данное время плёнка в очень плохом качестве. Наша работа – очень важная», – рассказала корреспонденту ЯСИА фильмопроверщица.

Кроме того, к видеоматериалам прилагаются текстовые записи – сейчас они в процессе изучения сотрудниками Центра аудиовизуального наследия. В нём есть обсуждения Алексея Щербакова с киностудией о сценарии фильма про охотника-якута с рабочим названием «След охотника», однако никакой информации о нём нет. Возможно, эта идея так и осталась на бумаге, однако эти данные также ценны для центра.

Так, в центре будут хранится и исходники, и цифровые копии. После полной реставрации и оцифровки всех материалов Центра аудиовизуального наследия РС (Я) планирует устроить мероприятие, чтобы представить все уникальные кадры с киноплёнки московского кинорежиссёра якутянам.

Национальный центр аудиовизуального наследия РС (Я) занимается сбором, поиском, хранением, восстановлением, популяризацией кинодокументов о Якутии. Самое раннее видео в архиве центра датируется 1924 годом – похороны Владимира Ленина. НЦАНН призывает якутян сдавать им те материалы, которые могут быть признаны исторически ценными – так вы внесёте вклад в сохранение истории Якутии.

Другие наши материалы:

Бегом и на велосипеде: Более 30 километров преодолели сотрудники спецподразделения УФСИН

Бегом и на велосипеде: Более 30 километров преодолели сотрудники спецподразделения УФСИН

Сотрудники отдела специального назначения УФСИН организовали и провели кросс-дуатлон, который приурочили ко Дню физкультурника. Все участники показали отличные результаты и высокую скорость прохождения дистанций, подтвердив...

Прокуратура Намского района Якутии подала иски в суд на должников по алиментам

Прокуратура Намского района Якутии подала иски в суд на должников по алиментам

Прокуратура Намского района Якутии принимает меры по защите прав несовершеннолетних на получение алиментов.Прокуратура Намского района на постоянной основе осуществляет надзор...

Scroll Up