Инфраструктура и бизнес-преференции: что нужно российской Арктике для развития туризма

Российская Арктика обладает значительным природным и культурным потенциалом для различных видов туризма. Однако развитие отрасли требует от местных и федеральных властей масштабного обновления туристической инфраструктуры и транспорта, а также создания комфортных условий для бизнеса – это позволит сделать российскую Арктику доступной и популярной туристической зоной, сообщили ТАСС представители арктических регионов, передает ЯСИА.


В конце марта в Минвостокразвития сообщили, что министерство сформировало проект перечня приоритетных мер по развитию туризма в Арктике, которые будут приняты совместно с Ростуризмом и властями северных регионов и включены в стратегию развития Арктической зоны РФ до 2035 года. Проект документа включает меры по повышению транспортной доступности арктических регионов, развитию круизного судоходства, стимулированию инвестиций в отрасль и другим сферам.

По данным Минвостокразвития, на сегодняшний день турпоток в российской Арктике прирастает: в 2019 году ее посетили 1,17 млн туристов – на 5% больше, чем в 2018 году. Самым популярным регионом является Мурманская область, на долю которой приходится до 40% туристов. На втором месте находится Архангельская область с 18%, на третьем – Карелия и Ямало-Ненецкий автономный округ – по 15%.

Естественный потенциал

Среди объектов природного достояния большой интерес для туристов представляют многочисленные национальные парки в Якутии, на Чукотке, в Красноярском крае и на Ямале, куда организуются туристические маршруты, сплавы, этнографические маршруты к народам Крайнего Севера и путешествия на край Евразии (мыс Дежнева). Культурное наследие российской Арктики располагает артефактами самых разных эпох: от неолитических рисунков в Карелии до знаменитого Соловецкого монастыря на архипелаге в Белом море.

На Ямале буквально за несколько дней турист может побывать на стойбище оленеводов и окунуться в атмосферу традиционного быта коренных малочисленных народов Севера при совершенно адекватном его ценообразовании“, – сообщили в департаменте туризма правительства ЯНАО.

Кроме того, для развития туризма некоторые регионы планируют применять кластерную модель. Так, в Красноярском крае к 2021 году запустят арктический кластер с центром в Норильске, который свяжет местные этнографические музеи, народные мастерские и уникальные природные зоны. Свой туристический кластер в этом году начала создавать и Карелия, объединив природные возможности трех районов Арктической зоны.

Однако сегодня значительный потенциал туристической отрасли в Арктике наравне со многими другими секторами российской экономики серьезно подорван пандемией коронавируса и связанными с ней карантинными мерами.

Фактор коронавируса

За первую половину 2020 года туристические организации в Арктике понесли значительные убытки, сообщили представители отрасли. Сейчас идет массовое обнуление путевок со стороны российских и иностранных туристов вплоть до конца года. Пандемия сильнее всего ударила по наиболее популярным у туристов регионам – по Мурманской и Архангельской областям.

Объем финансовых потерь в сфере туризма составил 57% за первый квартал 2020 года. За этот период бронирование отелей, подтвержденных оплатой, снизилось на 28% для въездного туризма и на 36% – для внутреннего по сравнению с аналогичным периодом 2019 года“, – пояснили в комитете по туризму Мурманской области.

При этом эксперты считают маловероятным, что введение карантина и последовавшее за ним закрытие границ приведет к притоку российских туристов в Арктику.

Переориентация на внутренний рынок также ограничена из-за эпидемии коронавируса в нашей стране. Восстановление прежних объемов возможно к декабрю при условии снижения темпов заражения коронавирусом в мире”, – сказал директор якутской турфирмы “СататурСтанислав Григорьев.

Более того, даже после окончания карантина прирост турпотока в Арктику потребует внимания со стороны федерально центра для решения ряда серьезных проблем, сдерживающих развитие отрасли, отмечают эксперты.

Обновить транспорт и инфраструктуру

Первоочередной задачей для туризма в Арктике, от решения которой будет зависеть развитие отрасли, является создание и обновление инфраструктуры, а также совершенствование логистики, отмечают в регионах. Так, в Красноярском крае говорят о нехватке качественных и безопасных гостиниц и баз отдыха, в арктических районах Карелии – дорог и транспорта, в Архангельской области – круизных кораблей и малой авиации.

“Необходима поддержка строительства круизных судов. В Архангельской области нет пассажирских судов ледового класса для организации круизов. На Северной Двине нужны дноуглубительные работы по маршруту Архангельск – Котлас“, – пояснила заместитель министра культуры Архангельской области по вопросам туризма Светлана Зеновская.

Кроме того, во многих отдаленных арктических регионах, в частности, на Дальнем Востоке, большое значение имеет развитие воздушного транспорта и соответствующей инфраструктуры. Причем внимания требует как внешнее, так и внутреннее авиасообщение, отмечают  представители регионов.

Поднять” туристическую отрасль Чукотки может только развитие авиасообщения, в том числе и внутриокружного, чтобы люди за 400 км, которые они пролетели на вертолете местной авиакомпании, не платили 12 тыс. рублей, в то время как всего вдвое больше они платят за перелет до Москвы, которая находится на другом конце страны“, – рассказал руководитель компании “Чукотское бюро путешествий” Евгений Басов.

Стимулировать туриста и предпринимателя

Услуги, предоставляемые туркомпаниями в Арктике, сегодня стоят очень дорого, отмечают собеседники ТАСС. Это связано с несовершенством трудового законодательства для отрасли, с высокими тарифами на топливо и услуги жилищно-коммунального хозяйства, а также с существованием монополистов, которые, кроме того, препятствуют развитию новых турагентств.

В первую очередь необходимо улучшить инвестиционный климат в арктических регионах. Создавать благоприятные условия, помогать субъектам малого и среднего предпринимательства, которые работают или могли бы начать работать в туристской отрасли в Арктике“, – считает руководитель агентства по туризму Красноярского края Юлия Верхушина.

Представители арктических регионов уверены, что туристы поедут в столь отдаленный регион только в том случае, если цена на путевку будет в одной ценовой категории с другими популярными маршрутами. Для этого необходимо выработать комплекс экономических преференций для россиян и иностранцев.

Например, круизные лайнеры мало заходят в порт Архангельска из-за высокой ставки портовых сборов. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть возможность утверждения на федеральном уровне специальных ставок портовых сборов – понижающих коэффициентов к ставкам сборов для круизных судов“, – отметила Зеновская.

Что касается иностранцев, то многие арктические территории для них либо закрыты, либо обладают особым пропускным режимом. Кроме того, в некоторых туристических зонах путешественники из других стран облагаются дополнительными сборами.

Поделиться новостью:

Читай далее

Жилищные субсидии северянам, выезжающим из районов Крайнего Севера, будут выдавать по новым правилам

Жилищные субсидии северянам, выезжающим из районов Крайнего Севера, будут выдавать по новым правилам

При принятии решений о предоставлении субсидии будут учитывать все жилые помещения за пределами северных регионов, которые принадлежат гражданам и членам...

Лента новостей