Ил Тумэн будет держать вопрос обучения детей-аутистов на особом контроле

Инклюзия обеспечивает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду
18:59, 24 июня 2021
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева 24 июня 2021 года провела рабочее совещание по вопросам обучения детей-аутистов, передает ЯСИА.

Ребенок с аутизмом сталкивается с трудностями в социализации в обществе в силу низких способностей к когнитивному восприятию мира и отсутствию эмпатического понимания. Для образования таких детей с аутизмом существует необходимость создания индивидуального учебного пространства, индивидуального учебного плана, создания адаптированной образовательной программы, в том числе для использования в психосоциальном развитии ребенка.

Парламентарий отметила, что встреча по данному вопросу состоялась 15 июня, после которой была проведена достаточно серьезная работа. Феодосия Васильевна поблагодарила администрацию города Якутска, Якутскую городскую Думу, городское управление образования, директоров школ за проделанную работу, а также родителей за проявленную инициативу по решению вопроса обучения детей с аутизмом.

«В список, который был составлен родителями, вошли 95 граждан, проявивших желание, чтобы их дети были охвачены именно дошкольным и школьным образованием», — сказала Феодосия Габышева.

С информацией по вопросу организации обучения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) выступил начальник Управления образования ГО «город Якутск» Алексей Семенов.

По его словам, впервые с проблемой обучения детей с РАС столкнулись в 2018 году, когда группа родителей поставила задачу по открытию ресурсного класса в школах.

Как отметил Семенов, проблем было предостаточно – это перегруженность общеобразовательных школ, отсутствие специалистов, обладающих методикой работы с детьми с РАС, отсутствие самой методики и т.д.

«Тем не менее в 2018 году приказом Управления образования было утверждено примерное положение о ресурсных классах в общеобразовательных организациях. На основании данного положения издан приказ, согласно которому на базе СОШ №35 г. Якутска были зачислены 4 первых ребёнка. Вскоре были разработаны и утверждены локальные нормативные акты, специалистами школы была составлена программа коррекционной работы, открыты ставки тьюторов», — проинформировал начальник управления образования города.

В настоящее время в соответствии с рекомендацией ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) и по письменному согласию (заявлению) родителей были разработаны индивидуальные учебные планы, организованы специальные пространства для обучающихся с РАС, изготовлены специальные пособия и др.

«Ресурсный класс также был создан на базе Адаптивной школы-интерната №28 г.Якутска. В настоящее время в данной школе в двух ресурсных классах обучаются 12 детей. В 2020-2021 учебном году образовательных организациях округа обучалось всего 18 детей: в СОШ №35 – 5 детей, в школе-интернате № 28 – 12 и в Хатасской средней школе один ребёнок обучался на дому», — сообщил Алексей Семенов.

Отмечено, что инклюзия обеспечивает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. Для наилучшей интеграции ребенка с особенностями здоровья в школьное пространство используются различные программы и технологии. Одним из видов применения инклюзивного образования является процесс функционирования в образовании модели «Ресурсный класс» для детей с расстройством аутистического спектра.

Данная модель распространена в городах Российской Федерации и обеспечивает организацию обучения, требуемую для детей с расстройством артистического спектра, с наименьшими ограничениями.

Статистические данные говорят об эффективности применения модели «Ресурсный класс» в образовании в рамках обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако данная модель требует определенных финансовых затрат — для внедрения ее в обычную школу, и подготовки квалифицированных специалистов. На сегодняшний день данная модель является популярной среди родителей, имеющих детей с расстройством аутистического спектра, что доказывает успешность ее применения.

Отметив, что количество детей с ОВЗ и обучающихся в инклюзивных классах и школах постоянно увеличивается, начальник управления образования, указал на существующие проблемы. Во-первых, в инклюзивном образовании в настоящее время нет единой системы, позволяющей разработать и реализовать весь образовательный маршрут ребенка, чтобы подготовить его к следующим жизненным этапам. «Необходимы нормативные правовые акты», — подчеркнул он.

Во-вторых, чаще всего учителя, работающие в системе инклюзивного образования получают дополнительные знания на краткосрочных курсах по повышению квалификации, т.к.  им не хватает опыта работы с детьми с нарушениями развития. Кроме того, у учителей нет возможности проконсультироваться со специалистами по текущим проблемам, возникающим в процессе работы. Как считает Семенов, по программе подготовки кадров необходимо сделать госзаказ, что готовить таких специалистов.

В-третьих, чаще всего дети с нарушениями развития, принятые в школу, не получают необходимой коррекционной помощи. В-четвертых, между учителями, специалистами и родителями отмечено недостаточное взаимодействие.

Далее в ходе рабочего совещания обсуждены вопросы, возникающие в деятельности ресурсных классов. Свои мнения относительно охвата детей, открытия ресурсных классов по микрорайонам, технологии и методики функционирования инклюзии в образовательном пространстве высказали заместитель начальника Управления образования Окружной администрации города Якутска Егор Охлопков, директор СОШ №35 г.Якутска Лидия Аммосова, 

Выступающие отметили, что в Якутске необходимо открыть «Ресурсный центр», чтобы подготовить учителей школ, поделиться опытом работы для сопровождения эффективного вмешательства психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Кроме того, в обсуждении вопроса приняли участие родители – Мария Попова и Виктория Пестерева. По их мнению, ресурсные классы, представленные в школах, не отвечают всем требованиям.

Ресурсный класс – это площадка, на которой сосредоточены ресурсы для наиболее эффективного включения ребенка с аутизмом в школьную среду. Функционирование обучающихся в ресурсном классе сопровождается работой педагогов-дефектологов, учителей, психологов, выстраивающие индивидуальную образовательную траекторию ребенка для его постепенного включения в процесс обучения на одном уровне со сверстниками. Изначально ребенок зачисляется в обычный академический класс, функционируя там в рамках своих возможностей. Остальное время он проводит в ресурсной зоне, где проводятся индивидуальные занятия, направленные на восполнения дефицита академичной успеваемости, отработку социальных навыков, а также коррекцию нежелательного поведения.

В завершение рабочего совещания Феодосия Габышева отметила, что министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) будет рекомендовано внести изменения в «Коэффициенты, учитывающие особенности организации и осуществления образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций», утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2016 года №153 в части:

  • увеличения размера коэффициента по программе индивидуального обучения на дому, обучение в медицинских организациях детей, нуждающихся в длительном лечении с 1,8 до 3,0;
  • увеличения размера коэффициента по адаптированной основной образовательной программе в классах для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (в общеобразовательной организации с  наполняемостью классов 25 человек)  с 1,9 до 4,0.

Окружной администрации города Якутска будет рекомендовано  рассмотреть возможность выделения финансовых средств из местного бюджета для оснащения базовым оборудованием ресурсных классов, для переподготовки и повышения квалификации, стажировки педагогов, работающих в ресурсных классах в 2021  и последующие годы.

Кроме того, председатель постоянного комитета сообщила, что в целях парламентского контроля в период осенней сессии 2021-2022 гг. будет организовано выездное совещание в МОБУ СОШ №35 города Якутска.

Феодосия Габышева подчеркнула, что вопрос обучения детей-аутистов будет держать на особом контроле.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
23 апреля 23.04
  • $ 93,25
  • 99,36

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: