Георгий Степанов: Якутия прошла свой уникальный путь развития пенсионной системы

Поделиться новостью:

Управляющий Отделением Пенсионного фонда России по Республике Саха (Якутия) Георгий Степанов в интервью ЯСИА рассказал об особенностях пути развития пенсионной сферы республики, важности застраховать свою старость, качественном прорыве социальных коммуникаций и о том, что ожидать пенсионерам в 2021 году.

– Позади 30 лет со дня создания социального института страны – ПФР. Дата отмечается 22 декабря. Какие основные моменты становления системы Вы бы отметили? И какие особенности в этом отношении у нашего региона?

– Пенсионный фонд России 30 за лет своей деятельности прошел большой путь становления и развития. В декабре 1990 год Верховный Совет РСФСР образовал ПФР как финансово-кредитное учреждение, занимающееся сборами страховых взносов, из которых финансировалась выплата пенсий. Затем с 1997 года на Фонд возложили функции по ведению персонифицированного учёта пенсионных прав застрахованных лиц. В 2000 году президент России возложил на ПФР функции по пенсионному обеспечению, которыми раньше занимались органы социальной защиты субъектов. А с середины 2000 годов добавились функции по осуществлению различного рода социальных выплат не связанных с пенсионным обеспечением, начиная от ежемесячной денежной выплаты заканчивая материнским (семейным) капиталом.

Якутия же прошла свой уникальный путь развития пенсионной системы. В 1993 году указом первого президента Михаила Ефимовича Николаевна у нас одним из первых в России была создана Единая пенсионная система, которая включила в себя весь пенсионный процесс: от сбора страховых взносов до доставки пенсий на дом якутским пенсионерам.

Стоит отметить, что одним из прогрессивных решений руководства республики тех лет было принятие решения об особом порядке применения Закона РФ “О государственных пенсиях” на территории нашей северной республики. Благодаря этому пенсии якутских пенсионеров были выше, чем в среднем по России. Были введены исключительно свои льготы, например женщины, родившие четверых детей могли выйти на пенсию уже в 45 лет. Были установлены досрочные пенсии доярам, охотникам и рыбакам. Эти решения, в том числе, помогли населению республики справиться с кризисом 90-х, выстоять в те трудные годы.

– Сегодня Пенсионный фонд сопровождает человека с момента рождения. Означает ли это, что каждый житель страны, республики гарантированно застрахован? Что говорит статистика: насколько люди поняли, что оставить свой заработок в тени – означает остаться без пенсии?

– С 2002 года в России действует система обязательного пенсионного страхования. Принцип простой – каждый работающий человек должен застраховать свою старость. Для этого внедрён персонифицированный учёт пенсионных прав граждан, где фиксируется весь страховой (трудовой) стаж человека, уплаченные его работодателем страховые взносы, уплаченные самим застрахованным лицом добровольные страховые взносы, финансовый доход от его инвестирования. Это всё то, что будет заложено в основу его пенсии в будущем.

Поэтому важно, чтобы каждый работающий человек следил за состоянием своего лицевого счёта. Это можно сделать через мобильное приложение ПФР или личный кабинет на портале госуслуг.

Важно понимать, что только белая зарплата и официальный трудовой стаж дают право на пенсионное обеспечение. К сожалению не все это понимают, не все уплачивают страховые взносы и оформляют свои трудовые отношения, и как результат – в 2019 году 75 отказов в назначении пенсий по причине нехватки стажа. В основном это индивидуальные предприниматели, не уплачивавшие страховые взносы в девяностых и начале нулевых. Из общей массы назначенных пенсий это немного, но ведь за этими цифрами стоит судьба конкретного человека, вопрос его материального обеспечения на склоне лет.

– Последние события, распространение новой коронавирусной инфекции сильно изменили социальные коммуникации. И на уровне человек-государство – тоже. Пенсионный фонд — оказался ли он готов к такому вызову времени?

– Пандемия заставила нас всех пересмотреть свои взгляды, в том числе и на рабочие процессы. Многое сейчас воспринимается по-другому. Определённые изменения мы внесли и в нашу деятельность. Но самое главное – те мероприятия по снижению издержек граждан при получении государственных услуг, которые ПФР активно внедряет в свою деятельность, показали правильный вектор развития системы ПФР как крупнейшей системы государства по оказанию социальных услуг.

Так, с 15 апреля мы внедрили проактивную выдачу сертификата на материнский (семейный) капитал, теперь молодым мамам нет необходимости обращаться за ней в органы ПФР. С августа ежемесячные денежные выплаты инвалидам также назначаются проактивно, то есть без участия гражданина. Необходимые сведения нам направляют органы ЗАГС и медико-социальной экспертизы через соответствующие федеральные информационные системы. Перечень услуг, которые будут оказываться проактивно, будет расширяться и в дальнейшем.

– Автоматизация ПФР. Без бумажных справок и заявлений – это уже реальность?

– Абсолютно верно. Главный вектор развития пенсионной системы  — это уход от всякого рода бумажных документов, снижение издержек граждан при получении услуг, проактивное предоставление государственных услуг исходя из жизненных ситуаций.

Сейчас, если индивидуальный лицевой счёт гражданина содержит всю необходимую информацию о трудовом стаже, уплаченных взносах, нестраховых периодах, пенсия назначается в течение нескольких дней. А эти сведения формируются на протяжении десятилетий из отчётных данных предприятий и организаций. Хранятся они в информационной системе ПФР. Труднее когда сведений нет. Тогда уже мы запрашиваем организации, архивы, другие госорганы, где эти сведения могут храниться. Со многими партнёрами у нас налажен электронный документооборот в системе межведомственного взаимодействия.

Упрощается также получение различного рода сведений для клиентов Фонда. Сейчас многие документы можно сформировать в Личном кабинете на портале госуслуг и направить их, например, в тот же банк для получения кредита. Документ будет подписан электронной цифровой подписью и иметь юридическую силу. Это касается справок о размере пенсии, об остатке средств материнского (семейного) капитала и так далее. Вообще надо активнее использовать возможности портала госуслуг и электронных сервисов. Ну, а для этого, конечно, их надо изучить и научиться грамотно ими пользоваться. В этом пенсионерам помогут курсы компьютерной грамотности, которые, надеюсь, возобновятся при наступлении благоприятной ситуации.

– В Пенсионный фонд люди обращаются непрерывно. У каждого своя судьба, свои жизненные перипетии. Вы, как руководитель, какими принципами руководствуетесь прежде всего при подборе кадров?

– Главное требование к работникам – это ответственность и преданность делу. Для того, чтобы научиться правильно и в срок назначить пенсию одного высшего образования недостаточно, нужны опыт и навыки, которые вырабатываются годами. А для этого надо прикипеть к своей работе душой, любить её, несмотря на все трудности. В пенсионной системе нет случайных людей – или быстро уходят, или остаются в ней на многие годы.

А при подборе кадров у меня два основных требования: хорошее образование и желание работать, остальному мы научим. У нас много молодёжи, и это радует. Никогда не понимал руководителей, которые отказывают вчерашним студентам в работе по причине «отсутствия опыта». Где же им его набраться, если все будут требовать этот опыт. Я с удовольствием принимаю на работу вчерашних студентов, было бы желание работать. Лучше взрастить свои кадры, чем их искать на стороне. В этом плане мне импонирует японская система управления персоналом.

– Ну, и в заключении, конечно, самый актуальный вопрос – что ожидать пенсионерам в наступающем 2021 году?

– Федеральным законом «О страховых пенсиях» на период до 2025 года установлен размер индексации, превышающий уровень инфляции. Так, в январе 2021 года все страховые пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 6,3%, при прогнозируемом уровне инфляции за 2020 год 3,8%. Размер повышения как всегда индивидуален, но в среднем по республике рост пенсий для неработающих пенсионеров составит 1445 рублей. С 1 февраля буду повышены размеры ежемесячных денежных выплат на 3,8%, их у нас получают 62 тысячи федеральных льготников. А с 1 апреля повысятся социальные пенсии на 2,6%. Размеры индексации зависят в первом случае от уровня инфляции, а во втором случае  — от роста стоимости прожиточного минимума пенсионера за 2020 год. Традиционно в августе 2021 года будут повышены размеры пенсии работающих пенсионеров, в зависимости от уплаченных их работодателями страховых взносов в 2020 году.

Другие наши материалы:

В 2021 году начнется строительство мусорного полигона в Якутске за счет бюджета республики

Этот год будет знаковым в плане создания крупных инфраструктурных объектов в Якутске, заявил первый заместитель председателя правительства Якутии Алексей Колодезников

Георгий Степанов: Якутия прошла свой уникальный путь развития пенсионной системы

Управляющий Отделением Пенсионного фонда России по Республике Саха (Якутия) Георгий Степанов в интервью ЯСИА рассказал об особенностях пути развития пенсионной сферы республики, важности застраховать свою старость, качественном прорыве социальных коммуникаций и о том, что ожидать пенсионерам в 2021 году.

– Позади 30 лет со дня создания социального института страны – ПФР. Дата отмечается 22 декабря. Какие основные моменты становления системы Вы бы отметили? И какие особенности в этом отношении у нашего региона?

– Пенсионный фонд России 30 за лет своей деятельности прошел большой путь становления и развития. В декабре 1990 год Верховный Совет РСФСР образовал ПФР как финансово-кредитное учреждение, занимающееся сборами страховых взносов, из которых финансировалась выплата пенсий. Затем с 1997 года на Фонд возложили функции по ведению персонифицированного учёта пенсионных прав застрахованных лиц. В 2000 году президент России возложил на ПФР функции по пенсионному обеспечению, которыми раньше занимались органы социальной защиты субъектов. А с середины 2000 годов добавились функции по осуществлению различного рода социальных выплат не связанных с пенсионным обеспечением, начиная от ежемесячной денежной выплаты заканчивая материнским (семейным) капиталом.

Якутия же прошла свой уникальный путь развития пенсионной системы. В 1993 году указом первого президента Михаила Ефимовича Николаевна у нас одним из первых в России была создана Единая пенсионная система, которая включила в себя весь пенсионный процесс: от сбора страховых взносов до доставки пенсий на дом якутским пенсионерам.

Стоит отметить, что одним из прогрессивных решений руководства республики тех лет было принятие решения об особом порядке применения Закона РФ “О государственных пенсиях” на территории нашей северной республики. Благодаря этому пенсии якутских пенсионеров были выше, чем в среднем по России. Были введены исключительно свои льготы, например женщины, родившие четверых детей могли выйти на пенсию уже в 45 лет. Были установлены досрочные пенсии доярам, охотникам и рыбакам. Эти решения, в том числе, помогли населению республики справиться с кризисом 90-х, выстоять в те трудные годы.

– Сегодня Пенсионный фонд сопровождает человека с момента рождения. Означает ли это, что каждый житель страны, республики гарантированно застрахован? Что говорит статистика: насколько люди поняли, что оставить свой заработок в тени – означает остаться без пенсии?

– С 2002 года в России действует система обязательного пенсионного страхования. Принцип простой – каждый работающий человек должен застраховать свою старость. Для этого внедрён персонифицированный учёт пенсионных прав граждан, где фиксируется весь страховой (трудовой) стаж человека, уплаченные его работодателем страховые взносы, уплаченные самим застрахованным лицом добровольные страховые взносы, финансовый доход от его инвестирования. Это всё то, что будет заложено в основу его пенсии в будущем.

Поэтому важно, чтобы каждый работающий человек следил за состоянием своего лицевого счёта. Это можно сделать через мобильное приложение ПФР или личный кабинет на портале госуслуг.

Важно понимать, что только белая зарплата и официальный трудовой стаж дают право на пенсионное обеспечение. К сожалению не все это понимают, не все уплачивают страховые взносы и оформляют свои трудовые отношения, и как результат – в 2019 году 75 отказов в назначении пенсий по причине нехватки стажа. В основном это индивидуальные предприниматели, не уплачивавшие страховые взносы в девяностых и начале нулевых. Из общей массы назначенных пенсий это немного, но ведь за этими цифрами стоит судьба конкретного человека, вопрос его материального обеспечения на склоне лет.

– Последние события, распространение новой коронавирусной инфекции сильно изменили социальные коммуникации. И на уровне человек-государство – тоже. Пенсионный фонд — оказался ли он готов к такому вызову времени?

– Пандемия заставила нас всех пересмотреть свои взгляды, в том числе и на рабочие процессы. Многое сейчас воспринимается по-другому. Определённые изменения мы внесли и в нашу деятельность. Но самое главное – те мероприятия по снижению издержек граждан при получении государственных услуг, которые ПФР активно внедряет в свою деятельность, показали правильный вектор развития системы ПФР как крупнейшей системы государства по оказанию социальных услуг.

Так, с 15 апреля мы внедрили проактивную выдачу сертификата на материнский (семейный) капитал, теперь молодым мамам нет необходимости обращаться за ней в органы ПФР. С августа ежемесячные денежные выплаты инвалидам также назначаются проактивно, то есть без участия гражданина. Необходимые сведения нам направляют органы ЗАГС и медико-социальной экспертизы через соответствующие федеральные информационные системы. Перечень услуг, которые будут оказываться проактивно, будет расширяться и в дальнейшем.

– Автоматизация ПФР. Без бумажных справок и заявлений – это уже реальность?

– Абсолютно верно. Главный вектор развития пенсионной системы  — это уход от всякого рода бумажных документов, снижение издержек граждан при получении услуг, проактивное предоставление государственных услуг исходя из жизненных ситуаций.

Сейчас, если индивидуальный лицевой счёт гражданина содержит всю необходимую информацию о трудовом стаже, уплаченных взносах, нестраховых периодах, пенсия назначается в течение нескольких дней. А эти сведения формируются на протяжении десятилетий из отчётных данных предприятий и организаций. Хранятся они в информационной системе ПФР. Труднее когда сведений нет. Тогда уже мы запрашиваем организации, архивы, другие госорганы, где эти сведения могут храниться. Со многими партнёрами у нас налажен электронный документооборот в системе межведомственного взаимодействия.

Упрощается также получение различного рода сведений для клиентов Фонда. Сейчас многие документы можно сформировать в Личном кабинете на портале госуслуг и направить их, например, в тот же банк для получения кредита. Документ будет подписан электронной цифровой подписью и иметь юридическую силу. Это касается справок о размере пенсии, об остатке средств материнского (семейного) капитала и так далее. Вообще надо активнее использовать возможности портала госуслуг и электронных сервисов. Ну, а для этого, конечно, их надо изучить и научиться грамотно ими пользоваться. В этом пенсионерам помогут курсы компьютерной грамотности, которые, надеюсь, возобновятся при наступлении благоприятной ситуации.

– В Пенсионный фонд люди обращаются непрерывно. У каждого своя судьба, свои жизненные перипетии. Вы, как руководитель, какими принципами руководствуетесь прежде всего при подборе кадров?

– Главное требование к работникам – это ответственность и преданность делу. Для того, чтобы научиться правильно и в срок назначить пенсию одного высшего образования недостаточно, нужны опыт и навыки, которые вырабатываются годами. А для этого надо прикипеть к своей работе душой, любить её, несмотря на все трудности. В пенсионной системе нет случайных людей – или быстро уходят, или остаются в ней на многие годы.

А при подборе кадров у меня два основных требования: хорошее образование и желание работать, остальному мы научим. У нас много молодёжи, и это радует. Никогда не понимал руководителей, которые отказывают вчерашним студентам в работе по причине «отсутствия опыта». Где же им его набраться, если все будут требовать этот опыт. Я с удовольствием принимаю на работу вчерашних студентов, было бы желание работать. Лучше взрастить свои кадры, чем их искать на стороне. В этом плане мне импонирует японская система управления персоналом.

– Ну, и в заключении, конечно, самый актуальный вопрос – что ожидать пенсионерам в наступающем 2021 году?

– Федеральным законом «О страховых пенсиях» на период до 2025 года установлен размер индексации, превышающий уровень инфляции. Так, в январе 2021 года все страховые пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 6,3%, при прогнозируемом уровне инфляции за 2020 год 3,8%. Размер повышения как всегда индивидуален, но в среднем по республике рост пенсий для неработающих пенсионеров составит 1445 рублей. С 1 февраля буду повышены размеры ежемесячных денежных выплат на 3,8%, их у нас получают 62 тысячи федеральных льготников. А с 1 апреля повысятся социальные пенсии на 2,6%. Размеры индексации зависят в первом случае от уровня инфляции, а во втором случае  — от роста стоимости прожиточного минимума пенсионера за 2020 год. Традиционно в августе 2021 года будут повышены размеры пенсии работающих пенсионеров, в зависимости от уплаченных их работодателями страховых взносов в 2020 году.

Другие наши материалы: