Георгий Степанов: Роль работников социальной сферы в России трудно переоценить

Руководитель регионального отделения Пенсионного фонда России о возросшей роли социального работника в период пандемии
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Руководитель регионального отделения Пенсионного фонда России Георгий Степанов в интервью ЯСИА рассказал о важности роли социального работника, а также о процессе цифровизации и работы в условиях пандемии.


Социальная сфера и её работники сегодня

— Конституция провозгласила Россию социальным государством. И хочется, чтобы эта норма основного закона нашей страны была наполнена реальным содержанием, несла в себе практическую помощь тем нашим согражданам, которые в ней нуждаются. Неработающие пенсионеры, инвалиды, малообеспеченные семьи, люди, попавшие в трудные жизненные ситуации должны быть в орбите повседневного внимания нашего государства. Государство эту заботу доверило нам – работникам социальной сферы. Современная социальная сфера – это, прежде всего, пенсионное обеспечение, социальная защита и страхование, реабилитация и адаптация инвалидов, занятость и борьба с безработицей.

Борьба с новой коронавирусной инфекцией остро обнажила стоящие перед обществом проблемы и расставила все приоритеты и акценты. Сегодня социальная сфера России, наряду с медиками, стоит на передовой борьбы с последствиями пандемии. Тысячи работников ПФР, ФСС, органов социальной защиты и занятости в Якутии обеспечивают прямые выплаты семьям с детьми, инвалидам, безработным, врачам. Только по линии ПФР семьям с детьми выплачено более 2 млрд рублей социальных выплат. Я думаю, что роль работников социальной сферы в современной России трудно переоценить.

Как идет процесс цифровизации в ПФР

— Цифровизация всей экономики страны – это переход к особому укладу жизни, к которому Пенсионный фонд России идёт много лет. Проделана большая работа, перестроена информационная система, модернизировано техническое обеспечение, обучены специалисты. И сейчас мы уже видим результаты этой работы. Взять хотя бы пример нынешних выплат – ведь указанные 2 млрд. рублей выплачены сотням тысяч якутских семей на основании всего лишь одного заявления, которые 99,9% семей подали, используя электронные сервисы через свои личные кабинеты на портале госуслуг или сайте ПФР. Вся остальная информация обрабатывалась Фондом самостоятельно через единый реестр записей актов гражданского состояния, систему персонифицированного учёта ПФР, региональный реестр лиц, лишённых родительских прав.

Преимущества цифровизации опять-таки мы увидели в условиях ограничений, связанных с пандемией. С апреля по май текущего года мы приняли более 2 тысяч заявлений на назначение пенсий, 99% из которых поступило электронными каналами связи, то есть без личного обращения гражданина в клиентские службы ПФР. Пенсии по инвалидности мы назначаем сейчас по данным федерального реестра инвалидов, без участия пенсионера.

То же самое и с продлением сроков выплаты. В большинстве случаев, имеющейся в распоряжении ПФР информации достаточно для назначения пенсии. С 15 апреля 2020 года мы перешли к проактивной выдаче сертификата на материнский капитал – то есть мы выдаём сертификат на основании данных о рождении ребёнка без обращений и заявлений мамочек. Весь обмен информацией ведут ведомства, от матерей ничего не требуется. Согласитесь, очень удобно. Таким образом мы выдали 2613 сертификатов. В личный кабинет матери приходят уведомление и электронный сертификат, после чего семья уже может распоряжаться средствами маткапитала. Это только один пример реального результата цифровизации социальных процессов. И эту работу мы продолжим и дальше.

Работа в условиях пандемии и самоизоляции

— Режим самоизоляции, безусловно, внёс определённые коррективы в нашу работу с клиентами. Особенно это коснулось городов и районов, где были приняты довольно жёсткие меры. Сейчас все клиентские службы ПФР ведут приём исключительно по предварительной записи, большинство обращений принимаем бесконтактным способом – это конечно же электронные обращения и звонки на бесплатную телефонную службу (контакт-центр) Отделения ПФР.

Практически все услуги фонда можно получить электронным способом, в первую очередь это касается назначения пенсий и ЕДВ, различных социальных выплат, материнского капитала и так далее. Всё это можно реализовать, имея личный кабинет на сайте госуслуг или ПФР. И прошедшие времена показали, что якутяне всё более активно используют этот удобный, малозатратный и быстрый способ получения услуг ПФР. По итогам 2019 года, более 86% услуг пенсионного фонда были оказаны именно в электронном виде. Самые ходовые документы, такие как справка о назначении пенсий и пенсионных (социальных) выплатах, также можно сформировать в личном кабинете и направить в любой орган, который этот документ требует. Даже в коммерческие банки, так как все эти документы подписаны электронной цифровой подписью и имеют силу обычного бумажного документа с синей печатью.

Сейчас, в условиях ограничений, мы назначаем пенсии на основании имеющихся в нашем распоряжении документов. Много обращений в наш контакт центр, в самые пиковые загрузки поступало до 800—900 звонков в день, а у нас в этой службе работает только 5 специалистов, мы привлекли к этой работе специалистов с других подразделений, установили дежурство. Стараемся отвечать на все входящие звонки, даже если и пропустили, то в конце рабочего дня делаем дозвон до наших клиентов. Особенно напряженная ситуация была во время осуществления выплат по указу президента РФ, это и понятно, мера поддержки оказалось очень востребованной и возникало много вопросов. Сейчас ситуация стабилизировалась, но мы держим руку на пульсе.

Важное напоминание гражданам

— А вообще, я хочу особо отметить, что в соответствии с Федеральным законом «О предоставлении государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие услуги должны сами запрашивать требуемые сведения и документы у других государственных и муниципальных органов через систему межведомственного взаимодействия. Граждане обязаны предоставить только документы личного хранения, а всё остальное есть в информационных ресурсах государства.

К сожалению, есть случаи когда органы, предоставляющие услуги, заставляют заявителей самих обращаться по инстанциям в поисках необходимых документов, хотя прекрасно могли бы это сделать сами. Наши самые крупнейшие партнёры – органы соцзащиты, занятости, администрации муниципалитетов – все имеют доступ к данным пенсионного фонда, и все вышеуказанные документы могут запросить у нас самостоятельно, не «гоняя» заявителя по различным инстанциям. Эту практику необходимо искоренять, менять отношение госорганов, муниципалитетов и самих граждан. Люди должны знать свои права, они имеют полное право требовать соблюдения норм законодательства.

Советы, чтобы не остаться без пенсии

Безусловно, наша самая главная задача – это своевременное и качественное назначение пенсии. 82% пенсионеров – это получатели страховой пенсии, а она зависит от стажа и заработка, вернее уплаченных страховых взносов. С 1998 года в Якутии внедрен персонифицированной учёт, который ведёт учёт всех пенсионных прав граждан: страховой стаж, заработок, уплаченные страховые взносы, сведения о льготном характере работы и другие сведения, которые необходимы для назначения страховой пенсии. Именно от полноты лицевого счёта застрахованного лица зависит насколько быстро ему будет назначена пенсия с максимальным размером. Если лицевой счёт полный и содержит все необходимые данные, то пенсия может быть назначена за 2-3 дня.

Поэтому я бы посоветовал всем тем, кому ещё предстоит выходить на пенсию, следить за состоянием своего лицевого счёта. Это можно сделать очень просто – через тот же Личный кабинет, мобильное приложение, или же прийти в клиентскую службу ПФР и запросить Выписку из лицевого счёта. Каждый работодатель, в том числе индивидуальный предприниматель, обязан в установленный срок сдавать в ПФР отчётность о стаже и заработке своих работников, мы за этим следим и обеспечиваем, чтобы отчётность была сдана всеми предприятиями, организациями и ИП. Но контроль со стороны самой заинтересованной стороны, самого работника лишним не будет. Необходимо побеспокоиться о выходе на пенсию заранее.

Территориальные органы ПФР начинают заблаговременную работу за год до выхода на пенсию человека: всем предприятиям и организациям заблаговременно рассылаются письма с приглашением подготовиться к выходу на пенсию своего работника. Большинство предприятий активно сотрудничают с нами и помогают своим работникам в оформлении необходимых документов для назначения пенсии, за что мы очень им благодарны. Но, к сожалению, не все понимают социальную значимость такой работы и отказываются нести ответственность перед своими работниками. Призываю руководителей таких предприятий ещё раз подумать о 7-й статье Конституции Российской Федерации.

Люди с большим сердцем

В преддверии нашего профессионального праздника, я хотел бы искренне поздравить свой родной коллектив, наших партнеров, всех работников и дорогих нашему сердцу ветеранов социальной сферы Якутии с Днём социального работника. В любой трудной жизненной ситуации рядом будут люди, отличительная черта которых это доброта, милосердие и готовность служить людям. У нас в коллективе работает много молодежи. Очень интересно наблюдать за тем, как они развиваются, как они трансформируются. Кто-то со временем уходит в поисках лучшей доли, а кто остаётся и это, как правило, навсегда. Я тоже приходил в Департамент пенсионной службы на «год-полтора», работаю уже 23-й год. Я знаю, что у нас работают люди с большим сердцем, люди готовые и умеющие слушать, сопереживать, люди, для которых идеалы гуманизма являются не пустым звуком. Иначе быть не может.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
23 ноября 23.11
  • -24°
  • $ 102,58
  • 107,43

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: