Французский кинорежиссер Петр Винокуров родом из с. Майя в Якутии снимает фильмы на полюсе холода, на юге Африки и в Европе. Режиссер с любовью относится к своей родине и считает, что в России есть только два кино — российское и якутское.
Как вы выбрали профессию в кино и как начали работать во Франции?
Книги, фильмы, музыка и фотографии. Еще будучи ребенком я увлекался фотографированием, этому учил меня отец-криминалист. Мама не только привила любовь к искусству и музыке, но и водила на нереально большое количество фильмов. Я сравнивал отечественные фильмы и зарубежные, и находил огромную разницу в повествовании и эстетике. Тогда зародилось желание глубоко изучать кинематограф. Я читал, писал рассказы, музыку, стихотворения и фотографировал. Однако, почему-то я пошел изучать языки (что в принципе потом очень помогло). И только спустя много лет все же вернулся к кино и, пройдя курсы кино в Москве, решил, что этого недостаточно и отправил заявки по всему миру, от Парижа до Лондона и Нью-Йорка. Приняли везде, но выбор пал на Францию.
Что вас удивило во французском кино и культурной жизни Франции?
Кино во Франции — неотъемлемая часть культурной жизни. Французы — чрезвычайно кинематографическая нация. В Париже меня поразило большое количество старых кинотеатров, существующих еще с начала XX века, буквально с зарождения кино. Они до сих пор работают и имеют большую популярность среди парижан, они никогда не пустуют и там никогда не показывают коммерческое кино. Конечно, есть и большие сети.
Французское кино нравится своей чувственностью, стилем, музыкой, сильными персонажами и фабулой. Но я больше люблю старые фильмы — Жан-Люка Годара, Франсуа Трюффо, Жака Деми, Луи Маля, Аньес Варды и др.
Насчет культурной жизни Франции, каждый день что-то происходит — от открытия новой выставки, премьер оперных и театральных постановок до концертов мировых звезд. Париж — относительно маленький город по сравнению с крупными мегаполисами, но концентрация культурных событий очень высока. Однако, важно то, что все они находят себе зрителя.
Есть ли существенная разница в работе зарубежного режиссера и отечественного?
У меня нет опыта работы в России или Якутии в качестве режиссера. Но смею предположить, что в России очень много продюсерских проектов, что в свою очередь может сказаться на творческом видении режиссера и свободе его выбора. Во Франции тоже есть такое, но свобода творчества всегда стоит во главу угла. В остальном, я уверен, режиссер на Западе и в России — один и тот же человек, на котором вся ответственность принятия важных творческих решений и того, какой фильм в итоге увидит зритель.
Какие фильмы вы снимали, получали ли вы награды и над чем сейчас работаете?
У меня несколько короткометражных художественных фильмов и один полнометражный документальный — Journey of Gogos, который я снял в Южной Африке и Германии. Он совсем свежий, вышел весной этого года. Короткометражный фильм Make Me Fly (2018) получил несколько призов в разных странах и был отмечен специальным призом на фестивале в Париже под председательством режиссера Клэр Дени, другой фильм Maintenant (2017) зачислен в каталог фильмов Каннского кинофестиваля. Документальный фильм про Оймякон (2018), который я продюсировал (режиссер — Доминик Бари), также получил множество призов и был квалифицирован на премию «Оскар». На данный момент я работаю одновременно над несколькими проектами, как в коротком, так и полном метре, которые будут связаны с Якутией.
В каком жанре вы работаете?
В игровом кино в основном это драмы, триллеры, один фильм был мюзиклом. А так, люблю еще криминал, научную фантастику, посмотрим.
Можете назвать свои любимые фильмы в плане режиссуры за последние 5 лет ?
Их так много. Могу выделить фильмы «Холодная война» Павла Павликовского, «Отверженные» Ладжа Ли, «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева, «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино, «Рома» Альфонсо Куарона, «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона, «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса.
В 2019 году вы командой выпустили фильм “Оймякон: история самого холодного населенного пункта”, как за рубежом оценили фильм и как ваши коллеги отнеслись суровым условиям жизни в Якутии?
Как сказал выше, фильм получил призы и был квалифицирован на «Оскар». Его купили разные телеканалы в Европе и США, в том числе National Geographic для образовательных целей. Съемки проходили в феврале, поэтому действительно было холодно. Однако, мы готовились к этому, особенно в плане адаптации оборудования, для чего даже тестировали его в криокамере в Словакии. Но в Якутии все прошло отлично и все были очень дружелюбны.
С какими трудностями сталкивается режиссер во время съемок?
Работая не только на своих проектах, но и для других режиссеров, я еще ни разу не видел идеальный процесс съемок. Всегда, что-то может пойти не так — оборудование, костюмы, мейкап, логистика, транспорт, кейтеринг… Но если это технические вопросы, очень болезненным может быть изменение в сценарии или даже в сюжете в целом. При этом, такие решения зачастую принимает сам режиссер, как бы кромсая собственное же творение. Как правило, к съемкам готовятся очень тщательно, расписывая поминутно каждый кадр. Поэтому, поправки в ходе съемок следует минимизировать, но если надо, то надо — результат и общая эстетика и история фильма важнее. Но еще большей проблемой может быть непонимание между членами команды. Это очень нежелательный момент, ведь вам работать в течение многих дней, нередко по 15 часов в день. И, кто знает, в будущем вы не раз столкнетесь в ходе работы. Авторитет режиссера должен быть неоспорим, в хорошем смысле — его должны любить и уважать. Во Франции можно увидеть нарочитую вежливость на площадке.
Как вы набираете актерский состав для фильмов?
Как и везде — через объявления и кастинги. Зависит от проектов. На крупных бывает, что режиссер уже видит конкретного актера или актрису на роль. В Париже часто в короткометражках играют театральные актеры, а театров в городе очень много (благо, и постановок, и фильмов тоже — без работы мало кто остается). В моем мюзикле и другой социальной драме, например, играли достаточно известные в театральных кругах актеры. На главную женскую роль в мюзикле откликнулось буквально 40-50 человек.
Как вы видите развитие якутского кино и какие якутские фильмы вам нравятся?
Обожаю якутское кино. Я беру постеры якутских фильмов в телефоне и всем показываю во Франции — это якутское кино, а я — якут. И всем повторяю: в России есть только два кино — российское и якутское. Я очень рад прорыву якутского кино за последние годы. Прорыв не только в техническом плане — красивые кадры, операторские и световые решения, звук намного лучше, — но и в плане сторителлинга, это цельные, глубокие, философские картины. А якутские актеры очень гармоничные, естественные, чувственные.
В качестве криминального триллера мне понравился «Мой убийца» Костаса Марсаана. Из последних фильмов — «Пугало» Дмитрия Давыдова, «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой, «Хара хаар» Степана Бурнашева, «Царь-птица» Эдуарда Новикова.
В якутских фильмах можно видеть много символизма, в том числе, в виде животных. Насколько часто их можно использовать?
Так часто, как считают режиссер и другие авторы. Можно сказать, фильм — это целая система закодированной информации, которую зритель получает визуально через выражения актера, костюмы, атрибуты, предметы интерьера и экстерьера, цветовую гамму, а также через аудиосигналы — диалоги, звуки, музыку. Какая-нибудь брошка на платье десницы короля даст информацию о характере или намерениях героя. Зеленый монохром «Матрицы» сестер Вачовски ассоциируется с цифровым, неживым миром, лиловый в «Аватаре» Джеймса Кэмерона или «Неоновом демоне» Николаса Виндинга Рефна — с иррациональным, демоническим. Животные — невероятно сильный символ. Журавли в «Летят журавли» Михаила Калатозова — вечная жизнь, животные в «Жизни Пи» Энга Ли — целый пантеон индуистских животных. Так и в якутских фильмах можно использовать их: волк — семья, медведь — дух леса, стерх — счастье, мамонт, как и дракон — что-то мифическое, несуществующее, бизон — что-то новое, стойкое, орел в «Царь-птице» — вера и религия, и так далее.
Что для вас искусство кино и красота?
Рассказывать истории, посредством красиво поставленного кадра, залитого красивым светом и цветом. Но это также инстинктивное искусство. Иногда нужно просто следовать порыву и не ограничивать мысли, не придерживаться правил. А еще, возможно, это когда ты погружаешься в другой мир, параллельную реальность, и которую ты сам создаешь.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: