Главная цель – сделать фильм не только для якутского зрителя, но и на экспорт
Имя Дмитрия Шадрина сегодня, пожалуй, известно каждому якутянину. Начинавший как актёр, с годами Шадрин вырос в яркого и самобытного режиссёра, а теперь уже третий год возглавляет государственную кинокомпанию «Сахафильм». Именно Шадрин спродюсировал завоевавшую множество наград «Царь-птицу», его компания работает над ожидаемым «Тыгын Дарханом» и готовит ещё несколько новинок якутского кино. А не является ли возглавляемый Шадриным «Сахафильм» локомотивом якутского кинематографа — читайте в материале ЯСИА.
— Какова была Ваша роль продюсера в создании фильма «Царь-птица»?
— Директором республиканской кинокомпании я был назначен в 2015 году. Сразу же создали художественный совет, где обсудили будущие планы и нашу стратегию. Пришли к выводу, что «Сахафильм» должен стать локомотивом якутского кинематографа, должен сам заниматься производством: причём не от юбилея к юбилею, а постоянно. Тогда режиссёр Эдуард Новиков рассказал о своей идее снять «Царь-птицу». Показалось интересным, решили, что будем снимать.
Сразу скажу, что не стал вмешиваться в творческий процесс. К моменту моего назначения директором у меня за плечами уже было 17 фильмов. Режиссёр видит по-своему, я по-своему, возможно, итог был бы совсем другой. Ну, а самое главное в кино – команда, потому что у нас всё взаимосвязано. К нам подключилась Сардана Саввина, известная промоутер якутского кино, и мы стартовали.
Сказали, что нужна лиственница. Легко, думал я, у нас же много тайги, но, оказывается, нужно дерево, одинокое стоящее в поле. С нуля создавали балаган, искали орла, его не нашли ни в Якутии, ни в России. Удалось провести съёмки только в Кыргызстане. Потом искали корову якутской породы. Графикой фильма занимались почти год, ведь многие сцены выставлены на хромакее. Сменилось несколько специалистов, был случай, когда у одного из них сгорел чип ноутбука. Но множество сложностей не помешало нам во время съёмок, горжусь тем, что этот фильм — исключительно производства «Сахафильма».
— Что для Вас успех фильма «Царь-птица»?
— То, что мы получили — успех на множествах кинофестивалей, в том числе, категории «А», это хорошо. Мы поняли, что можем делать качественное кино. Но в то же время, это вызывает трудности, ведь раз высоко поднятую планку надо будет держать. Даже до «Оскара» нам оставалось сделать полшага, а ведь это была мечта! Высказываясь образно, мы увидели берег, но он остался в тумане. Другой фильм от России, «Собибор» Константина Хабенского, в итоге выбрала местная комиссия.
Высшая награда фильма, я считаю, — это престижная награда жюри ФИПРЕССИ 40-го Московского международного кинофестиваля, которую нам вручили лучшие кинокритики. Это сравнимо с кубком FIFA в футболе.
Всё, что я могу сказать об успехе «Царь-птицы» – звёзды сошлись, он вышел в своё время. И я имею ввиду не звёздный состав, а предначертанную судьбу. Что касается коммерческого успеха – сколько мы планировали, столько и заработали.
— Должен ли «Сахафильм» быть монополистом в якутском кино?
— Считаю, что кинокомпания должна работать как продюсерский центр. Повторюсь, если «Сахафильм» – локомотив, то все киностудии – вагоны, а само якутское кино – железная дорога.
Сейчас мы примерно видим все возможности, пути развития местного кинематографа. Главная цель – сделать фильм не только для якутского зрителя, но и на экспорт. А для кинокритиков важна и история, и техническая составляющая фильма. Всё до нас уже было изобретено, не надо лепить что-то новое.
— Что вы думаете о современных тенденциях в кинематографе и нехватке историй в Голливуде?
— Если мы будем подражать голливудскому кино, это будет фейк. Также, как и Мэрайя Кэри не сможет написать якутскую песню так, чтобы она «брала за душу» якутян, так же и мы не сможем создавать их песни. С фильмами так же. А на счёт нехватки идей для блокбастеров… Они не хотят рисковать, снимают так, как нужно, идут по проверенному пути. Когда критики смотрели наш фильм «Царь-птицу», никто не сказал, что они где-то такое видели. Получается, кинокритиков зацепила история.
В стратегии развития якутского кинематографа необходимо учесть множество факторов. Мы должны поддерживать классику, экранизировать её, работать для подрастающего поколения. С другой стороны, фильм должен быть интересен за рубежом. Необходимо пробовать себя во всех жанрах, только так откроются новые горизонты. У нас ещё нет мюзиклов, фильмов в жанре «скрин лайф» (съёмка экрана), нет блокбастеров.
— Что самое главное во время съёмок фильма?
— Есть три правила съёмки хорошего фильма – это сценарий, сценарий и ещё раз сценарий (смеётся). Вообще, снимать фильмы — это как строить дома, нужен крепкий фундамент. Взглянув на проект кино, я могу примерно сказать, сколько будет стоить его производство, сколько фильм соберёт в прокате. Если в сценарии ты неправильно подсчитал бюджет, то в конце можешь переплатить. И дойдёт ли в итоге фильм до проката – вопрос открытый.
Никогда нельзя сказать заранее, будет кино успешным или нет, это всегда большой риск. Бывает же ощущение после просмотра «ожидание-реальность»? Фильм, который ты долго ждёшь, может оказаться никаким, а неожиданный проект – выстрелить.
— Какие ожидания возлагаете на фильм «Тыгын Дархан»?
— Команда Никиты Аржакова работает, мы ждём команду «Стоп! Снято!», тогда сможем говорить о точных сроках проката фильма. «Тыгын Дархан» на данный момент наш единственный крупный проект, один из самых масштабных. От него зависит очень многое, в том числе успех всего якутского кино. Все считают бюджет, но ведь то, что потрачено на съёмки, пригодится и в будущем. Это сложные костюмы, декорации в улусах, хорошая техника, в частности, профессиональная камера. Зачем покупать, если планируете использовать это только один раз? Костюмы и всё остальное не должны пылиться.
— Сколько якутских фильмов выйдет в следующем году?
— Нельзя сказать, сколько картин выйдет точно. А то скажу, что выйдет восемь-десять фильмов, а потом буду оправдываться, что получилось меньше. От съёмочной бригады зависит, получится его выпустить в прокат или нет. Сейчас, к примеру, «Сахафильм» готовит фильм Любови Борисовой в жанре трагикомедии.
С каждым новым фильмом границы расширяются. Если раньше кинодеятели были, образно выражаясь, в тумане, то сейчас мы уже видим дальние берега (то есть крупные кинофестивали, премии, награды), и что нам нужно сделать для того, чтобы туда попасть. Вообще, региональное кино сейчас на пике развития, и у якутского кинематографа ещё всё впереди.
Эдуард Новиков: У якутского кино есть будущее
«Царь-птица» попала в топ-20 лучших российских фильмов 2018 года
Всего выявлено девять фактов незаконной реализации алкоголя
Грузоподъемность — до 10 тонн
Для анализа использовался высокоточный анализатор, который оценивает иммунитет по 48 маркерам
16 многодетных мам проходят медицинское обследование, фитнес занятия, получают консультацию психолога
Записаться на диспансеризацию можно через портал госуслуг или по номеру 122
В последний день января на территории республики сохранится холодная погода