Дискуссия о проблемах развития муниципалитетов в Арктике прошла во время Форума стратегов

21:29, 01 ноября
Текст:

Вопросы развития арктических территорий обсудили эксперты и руководители муниципалитетов Арктики на круглом столе, проведенном в рамках Форума стратегов в Санкт-Петербурге. Организаторами дискуссии стали ЭЦ «Проектный офис развития Арктики» (ПОРА) и МЦСЭИ «Леонтьевский центр», сообщает ЯСИА пресс-служба  Экспертного центра.

Сенатор, член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков отметил, что помимо специализированной законодательной базы, регулирующей госполитику в Арктике, на развитие арктических муниципалитетов оказывает влияние и обсуждаемая в последнее время транспортная стратегия, в которой особое внимание уделено арктическим портам. На трассе Севморпути расположено 18 портов, 3 из которых проходят модернизацию: Певек, Мурманск, Архангельск. Есть и порты, подобные Диксону, которые вообще не реконструировались в последние 45 лет, сказал Широков. «Развитие портовых комплексов благоприятно скажется на развитии соответствующих муниципалитетов«,— уверен сенатор.
Глава Дудинки Юрий Гурин полагает, что сделать территорию привлекательнее для застройщиков могла бы разработка и внедрение федеральной программы субсидирования доставки строительных материалов для строительства социальной инфраструктуры в Арктике. По его мнению, также необходимо внести изменения в краевую программу капитального ремонта, включив в нее ремонт свайных оснований зданий, либо разработать отдельную программу капремонта для территорий Арктической зоны. Наконец, глава муниципалитета обратил внимание на проблему содержания автодорог в Арктике.
Глава Оленекского эвенкийского национального района (село Оленек, Якутия) Лена Иванова заявила, что, по мнению представителей коренных малочисленных народов Севера, очевиден ответ на вопрос, нужны ли в Арктике постоянные населенные пункты: «Безусловно, нужны, так как мы — коренные народы — в Арктике жили, живем и будем жить«. Иванова возлагает большие надежды на мероприятия, заложенные в Стратегии развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия), такие как строительство торгово-логистических центров, которые должны способствовать повышению доступности продуктов питания, снижению цен на продовольственные товары в условиях затрудненного транспортного сообщения. Также Иванова надеется на развитие малой авиации и работу по улучшению функциональности федеральных дорог. «Этот вопрос затрагивает все население района, так как из села Эйик прилететь в районный центр, село Оленек, на субсидируемом рейсе стоит 9 тысяч рублей, а из села Оленек в город Якутск — 25 тысяч рублей«,— сказала Иванова.
Глава поселка Тикси Наталья Султанова заявила, что механизм реализации госзакупок по 44-ФЗ, не учитывающий территориальных особенностей Крайнего Севера, является сдерживающим фактором развития территорий в Арктике. Доставка грузов осуществляется в два периода: или по зимникам, или по воде с июля по сентябрь. Это приводит росту логистических расходов, но кроме того возникают и специфические риски, такие как угроза утопления автомобиля при пересечении рек. В зимне-весенний период не всегда успевает доводиться целевое финансирование для проведения закупки, сообщила Султанова, или же в конкурсе выражает желание поучаствовать только один поставщик, и торги признаются несостоявшимися. В речную навигацию также не все может прийти. Зачастую суда не могут принять к перевозке большие объемы, так как их емкость уже занята под грузы населения — люди могут заказывать перевозку заранее, вне зависимости от процедур госзакупки.
Эксперт по устойчивому развитию ПОРА, профессор Экономического факультета МГУ Сергей Никоноров призвал обратить внимание на то, что в концепции устойчивого развития главная цель заключается в повышении качества жизни ныне живущих поколений и поколений, которые придут им на смену. Никоноров напомнил, что в России с 1996 года существует Концепция устойчивого развития, «а вот Стратегии устойчивого развития нет ни на уровне страны, ни на уровне регионов или городов«. По мнению эксперта, необходима разработка такого стратегического документа с горизонтом до 2050 года, который устанавливал бы баланс между интересами тремя групп стейкхолдеров: общества, бизнеса и власти.
0
0
2 декабря 02.12
  • -37°
  • $ 73,97
  • 83,84