«Благодаря полетам я узнала людей!»: бортпроводник авиакомпании «Якутия» рассказала о своей работе

Специалист рассказала об особенностях профессии, о необычных ситуациях на борту и о том, как проходит её обычный рабочий день
13:15, 17 марта 2023
Текст:
Фото: пресс-служба авиакомпании "Якутия"
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Авиакомпания «Якутия» продолжает знакомство с трудовыми историями своих сотрудников. Старший бортпроводник авиакомпании Зинаида Копылова связала свою жизнь с небом почти восемь лет назад. Она имеет допуск на такие типы воздушных судов, как RRJ-95 (Сухой), Boeing, Dash-Q300. Специалист рассказала об особенностях профессии, о необычных ситуациях на борту и о том, как проходит её обычный рабочий день.

— Не жалеете, что пришли в эту профессию? Помните свой первый полет?

— Я пришла в профессию бортпроводника, можно сказать, случайно. Работала в Ленске на радио «Алмазный край». И случился тяжёлый момент в жизни — развод с мужем. Тогда мой брат работал лётчиком, а его жена — бортпроводником. Она и предложила мне поменять свою жизнь. Я сначала удивилась, а потом решилась и написала резюме. В результате прошла конкурс, в котором из 60 претендентов приняли только 10 человек. Очень запомнилась учёба в нашем маленьком дружном коллективе. И было ощущение какой-то легкости от всего происходящего. Так, видимо, и должно было быть, когда не ты работу выбираешь, а она тебя. В июне будет восемь лет, как я летаю.

Первый полет я совершила на Ан-24 в Среднеколымск. У меня был такой восторг. Даже плохая связь с кабиной пилотов его не испортила, когда лётчики бортпроводнику, к примеру, перед снижением дают знать о маневре небольшим креном. Для меня это было что-то новое и необыкновенное. И на тот момент это показалось так романтично и прекрасно.

— А сегодня изменилось восприятие работы?

— У бортпроводника всегда есть романтика в душе. Небо и земля — это абсолютно разные вещи. Там, наверху, совершенно другая жизнь, где каждый рейс проходит по-новому. Это не пятидневка в офисе, где каждый день у тебя практически одинаковый. За время работы я стала лучше понимать авиацию. Это идеальная для меня среда.

— А как отнеслась ваша семья к смене профессии?

— Очень хорошо, они меня всегда поддерживают. Правда, до сих пор путаются насчет моего местоположения то в одном городе, то в другом и всегда спрашивают, где я на данный момент. Но это издержки профессии. Кстати, работая в авиакомпании «Якутия», я узнала о том, что у меня есть дядя с тётей, которые работают также в авиации в Якутске. Поэтому благодаря авиации моя семья стала больше. Родных очень много. Мои родители очень гордятся мной, и это мне приятно.

Фото: пресс-служба авиакомпании "Якутия"

— Насколько тяжело летать? Сменяя часовые пояса, путая день и ночь?

— Конечно, все эти изменения климата, перепады давления, взлёты и посадки сказываются на организме. Бывают бессонницы, когда после рейса не можешь отойти от работы и трудно уснуть. Или, наоборот, в сон клонит, и ты много спишь. Как всё это отразится на нас, мы, конечно, узнаем, но чуть позже. И сейчас есть определенные моменты, но они, скажем так, лёгкие.

— А как проходит обычный рабочий день бортпроводника?

— Лично я просыпаюсь за два часа до рейса, чтобы нормально проснуться, прийти в себя, выпить кофе, спокойно собраться с мыслями и выехать на работу. Там проходит обязательный брифинг, затем старт взаимодействия. Узнаем, что нас ожидает в полёте. Есть, конечно, и секретные моменты. Когда приходим в самолет, то начинаем готовить его к вылету: проверяем на наличие посторонних предметов, чтобы аварийно-спасательное оборудование было на штатных местах в исправном состоянии и т. д. Далее принимаем почту, груз, багаж, питание — всё, что необходимо. Потом происходит сам полёт. После посадки передаём самолёт другой бригаде. Затем идём на службу, если это на базе, сдаём аптечки. На брифинге обсуждаем замечания по процессу полёта. Если такие есть, то говорим пожелания. Так заканчивается наш рабочий день.

— Какие сложности бывают в полете? Стрессовые ситуации?

— У нас такая работа, что мы должны быть всегда стрессоустойчивыми. Если у тебя настроение испорчено, то это не должно сказываться на профессиональной деятельности. Мы отвечаем за жизни людей и весь свой негатив оставляем на земле. На работу идём как на праздник. И в полёте все бортпроводники должны быть красивыми и опрятными, с хорошим настроем и улыбкой.

Бортпроводник — многогранная профессия. В нужную минуту он и пожарный, и психолог, и медик. У нас есть специальная подготовка, поэтому с нами летать не страшно. Самым главным для нас является безопасность полётов.

— А с пассажирами какие встречаются трудные или, наоборот, позитивные случаи?

— Пассажиры, конечно, бывают разные. Но в основном это позитивные люди, понимающие нас, желающие помочь, благодарные за наш труд. Бы­вает, хочется кому-то покурить, у кого-­то ноги затекают и т. д. Все эти вопросы решаются мирно, спокойно. Как сложный случай можно вспомнить, как вывозили наших сограждан из Филиппин, Бали во время пандемии. Тогда была трудная ситуация, все были измотанные, уставшие, в том числе пассажиры. Но в итоге на родной земле все вышли счастливыми. Даже писали в соц­сетях благодарности нам.

Бывают и грустные моменты, когда у людей горе. Однажды женщина летела хоронить сына и не могла спокойно даже стакан воды выпить. Тогда мы 40 минут с ней сидели, разговаривали, успокаивали. Дали валерьянки, и она уснула. Помню, я потом как выжатый лимон была от сопереживания.

Однажды мы летели рейсом Якутск — Сеул — Улан-Удэ. И после Сеула нас не пропустила Монголия, и мы прилетели в Пекин. Тогда наш командир Пётр Алексеевич прокомментировал, что это, видимо, Зинаида Николаевна захотела утку по-пекински, поэтому так получилось. Конечно, ничего подобного не было. Мы прождали в аэропорту столицы Китая три часа в самолёте вместе с пассажирами в ожидании разрешения на вылет и заправки. Командир ВС тогда очень хорошо себя проявил, выходил в салон, общался с пассажирами, а это немаловажно.

Ещё был момент, когда я в первый раз полетела в Японию. Остались тогда ночевать в самолёте в Японии. Было жарко и душно. К вечеру мы пошли в хвост самолета, переоделись и прилегли отдохнуть. Утром инженер будит нас по громкой связи: «Внимание бортпроводникам! Посадка пассажиров!» Мы вскакиваем, ничего не понимающие, разлохмаченные, ничем не отличаемся от пассажиров. Вот так пошутил инженер, но было весело.

Фото: пресс-служба авиакомпании "Якутия"

— Какие полеты у вас самые сложные?

— Это длинные полёты по направлениям в Москву, Питер, Сочи, когда по семь часов и больше находишься в пути. Если из бортпроводников кто-то устаёт, то есть такие рекомендации, чтобы мы менялись и каждый мог на часик вздремнуть, отдохнуть. К таким полетам морально готовимся. Конечно, как все люди, каждый из нас тоже хочет быстрее попасть домой. Сложности бывают и когда внезапно уходишь на запасной аэродром. Обычно это по метеоусловиям: из-за пожаров летом или сильных туманов зимой. Пассажиры, кстати, многие понимают такие моменты, что это не наша прихоть. Мы все в одной лодке, вместе проживаем этот момент, как одна семья.

— А как работа бортпроводников влияет на личную жизнь?

— У всех по-разному. Есть семейные бортпроводники, и у них всё хорошо. Есть прекрасные мамочки, которые замечательно воспитывают своих детей. Лично у меня нет семьи, как говорится, замужем за работой. К сожалению, немногие понимают нашу профессию, частое отсутствие дома. Это важный момент. А так наш коллектив, конечно, это как вторая семья, а самолет — наш второй дом. Мы обязательно отмечаем события в жизни коллег. Вот у меня недавно был день рождения, я взяла с собой в полёт тортик. Вечером в Москве сходили в ресторан всем экипажем.

— Бывают у бортпроводников какие-то суеверия, приметы?

— Приметы у нас есть. Например, не фотографироваться, не зашивать ничего перед полётом, не возвращаться домой, если что-то забыл и т. д. Да, есть коллеги, которые соблюдают все приметы. Но я считаю, что всё зависит только от нас самих.

— Бортпроводник — это женская или мужская работа?

— Это универсальная работа. Хорошо, когда в коллективе есть мужчины, потому что они всегда нам помогают. А так, конечно, женщин в нашем коллективе больше.

— Чем вам нравится авиакомпания «Якутия»?

— В нашей авиакомпании очень хороший коллектив и прекрасное взаи­модействие между проводниками и лётным составом. Когда мы учимся на курсах переподготовки в школе «Аэрофлота», то преподаватели хвалят нашу авиакомпанию в том плане, что мы как одна семья. Чувствуется особая сплоченная и дружная атмосфера. Мы всегда стоим горой друг за друга.

Напомним, 2023 год объявлен главой Якутии Годом труда. В честь этого события авиакомпания знакомит читателей с трудовыми историями и династиями своих сотрудников. О династии авиаторов Комовых, которая началась с ветерана труда и авиации, отличника воздушного транспорта и профобразования Сергея Комова, читайте здесь.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
Ключевые слова
28 марта 28.03
  • -12°
  • $ 92,59
  • 100,27

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: