Они были первыми.

Спецпроект ЯСИА о том, как якутские комсомольцы строили Малый БАМ.

Они были первыми
40 лет назад на разъезде "Якутский" отряд "Якутский комсомолец" уложил золотое звено, дав начало железнодорожному сообщению в Якутии. О том как первые железнодорожники привели железную дорогу в республику - в спецпроекте ЯСИА.

История Малого БАМа началась задолго до того, как на разъезде «Якутский» уложили золотое звено. В 30-е годы 20 века Министерство обороны СССР приняло решение строить стратегическую железнодорожную магистраль параллельно Транссибу. Тогда же начали возводить ветку Бамовская – Тында, получившую впоследствии название Малый БАМ. В 1940-41 годах на этой линии велись активные работы, были уложены рельсы, но закончить строительство помешала война. В 1942 году ветку разобрали, рельсы сняли и оправили в переплавку, позднее их использовали для строительства Волжской рокадной дороги.

 

В 1950-х в СССР вновь заговорили о строительстве БАМа. Провели изыскательские работы, в результате которых обнаружили богатые залежи каменного угля в Южной Якутии. Поэтому было решено, что одновременно с основной магистралью будет строиться и Малый БАМ. В 1967 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о возобновлении проектно-изыскательских работ.

 

По-настоящему строительство БАМа развернулось в 1974 году - в апреле  БАМ  объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой и туда потянулись первые комсомольские отряды. В их числе были комсомольцы из Якутии.

 

сели и поехали

Федор Яковлев,

приехал на БАМ с первым отрядом

«Клич кинули по всей республике. Мы тогда работали в СМУ-1 Якуттяжстроя - учреждение, которое строило все объекты в городе. Очень сильное управление было, занимало первое место по РСФСР в соцсоревновании. Приехал к нам секретарь комсомольской организации и говорит: «На БАМ отряд набирают. Поедете?» А мы были молодые: 18 – 20 лет, многие после армии. «Поедем, - говорим, - отчего не поехать!» Собирались не долго: сели и поехали.

Когда XVII съезд ВЛКСМ объявил БАМ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, в СССР началась настоящая "бамовская" мобилизация. Поскольку центральный участок – Малый БАМ - должен был пройти по территории ЯАССР, руководство республики решило, что якутяне непременно должны участвовать в строительстве железной дороги. Первый отряд начали собирать в конце апреля – как только отгремел съезд.

Команда получилась разношерстной: пятеро плотников, два электромонтера, один экономист и четверо девушек - штукатуров-маляров. Были в составе и четверо солдат из Тикси – в то время считалось, что они должны непременно участвовать в любой стройке. Спустя неделю после официальных проводов отряд отправился в Тынду, а оттуда - на станцию «Беленькая».

Головной якутский отряд (так первое время назывался будущий «Якутский комсомолец») проводили 15 мая 1974 на торжественном собрании комсомольского актива. Заседание проходило в здании Политпроса на проспекте Ленина. Как водится, звучали комсомольские наказы, призывы помочь стране и, конечно, привести «железку» в Якутию.

Выбранный командиром Анатолий Климов в это время находился на сессии, поэтому слово держал комиссар Гавриил Адамов, пообещавший, что в республику отряд вернется по железной дороге.

Герой Соцтруда M.Сергеев  напутствует членов своей бригады выезжающих на строительство БАМа, май 1974

Анатолий Климов,

командир отряда

Первый якутский отряд в Тынде

беленькая

В Тынде будущие бамовцы провели почти сутки – проходили медицинское обследование и ставили прививки от энцефалитного клеща. Женская часть отряда и экономист остались на строительстве поселка, остальные в составе СМП-597 отправились на место будущей станции «Беленькая». В задачи бригады входило возведение мостовых переходов под производственную автодорогу до Тынды, по которой должны были завозиться материалы для будущей железной дороги. Пока же приехавшие в «Беленькую» якутяне увидели две десятиместные палатки, пару вагончиков и целое море тайги.

Зашли в палатку: видим - стоит печка, кровати. Матрасы мы с собой привезли, так что спать было на чем. В первую ночь, конечно, глаз не сомкнули. Было холодно - конец мая, ночи темные, к тому же там ущелье, сыро и холодно. Печку только сложили, она почти не грела, вот мы всю ночь вокруг нее и простояли, пытаясь согреться.

Максим Габышев,

приехал на БАМ с первым отрядом

На следующий день, комсомольцев ждал еще один сюрприз: выяснилось, что работать нечем: на весь отряд из инструментов в наличии была только бензопила «Дружба» и топор, полученный от начальника участка. Поэтому в первые дни лес рубили по очереди: один валит дерево, остальные ждут. Затем этим же топором шкурят и так далее. Так продолжалось несколько дней, пока не завезли необходимые инструменты. Трудности были не только с инструментами - в быту первое время тоже приходилось непросто.

Со второй половины лета ситуация изменилась: 8 июля вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» и снабжение БАМа быстро наладилось.

На мосту на станции Беленькая, июль 1974

На «Беленькой» проработали все лето. Вместе с якутянами трудились комсомольцы из Молдавии: заготавливали опоры, строили мосты через реки и ручьи. Следом отсыпала дорогу мехколонна, за которой тянули рельсы железнодорожники. Двигались вдоль старой насыпи, оставшейся от первой железки, построенной в 30-х годах заключенными БАМЛага. Заброшенные здания, сохранившиеся местами мосты  и  могилы   первых строителей напоминали комсомольцам, с чего начинался БАМ.

В сентябре, когда ударили первые холода, отряд отправили в Тынду.

 

Федор Яковлев,

приехал на БАМ с первым отрядом

«Сначала питались в общей столовой, но кормили там не очень. Придешь – тебе дают две картошки, кусок селёдки и хлеб. Конечно, нам не хватало. Пол лета мы так перебивались, потом сделали свой котлопункт: сами закупались в Тынде и готовили на бригаду. Сначала варили по очереди, потом выбрали одного постоянного повара».

Первый состав отряда СМУ-1 Якуттяжстрой Климов Анатолий - командир Адамов Гаврил - комиссар Алексеев Гаврил Курчатов Дмитрий Яковлев Федор Штукатуры-маляры Гурьева Зоя Егорова Зоя Жулева Мария Хохолова Татьяна Якутская городская телефонная станция Габышев Максим Эльтерман Александр Воинская часть п. Тикси Баранов Николай Гылка Федор Пшик Владимир чеботарь Николай Якутнефтегазразведка Винокуров Николай
тында

Анатолий Павлов,

комсорг отряда

Старейший дорожный поселок Тында, расположенный на Неверской трассе, с началом строительства БАМа обрел новую жизнь. Он стал ключевым узлом, где сходились три участка – Восточный, Западный и Центральный, и вскоре получил статус города, а вместе с ним и звание столицы БАМа.

Вернувшийся с «Беленькой» отряд Климова активно включился в подготовку к встрече отряда «Московский комсомолец», приезд которого ждали в октябре. На носу была зима, поэтому плотницким бригадам поручили подготовить вагончики, пищеблоки и прочую инфраструктуру. Вагончики привозили готовыми и расставляли по определённой схеме. Каждый был рассчитан на 6 человек и содержал все необходимое: посуду, постельное белье. Для «Московского комсомольца» это стало сюрпризом: они думали, что будут жить в палатках, а вместо этого получили почти отель по бамовским меркам.

В Тынде к отряду присоединились еще несколько человек из Якутии, которые не попали в первый состав.

В Тынде отряд проработал до ноября –строили автобазу, затем контору «Бамстройпути». Сразу после ноябрьских праздников его первым десантом перебросили в Могот.

В это же время в Якутске собрали второй отряд.

Второй отряд, который назвали «Сарыал», направили в город Шимановск Амурской области. Сначала вместе собирали из щитов складские помещения, затем девушек перебросили на отделку нового 80-квартирного дома. Ребята в это время строили магазины – сначала хозяйственный, затем продуктовый, ледник, объекты соцкультбыта.

Отряд "Сарыал", Шимановск. Октябрь 1974

Про БАМ я услышал в апреле 1974, работал тогда в Мирном. Мы с моим одноклассником Славой Эверстовым сразу решили ехать. Зашли в Горком комсомола и написали заявления. Нам сказали, что есть три путевки, но нужны люди с разными специальностями - двух плотников одновременно направить не могут. Мой секретарь комсомольской организации был в командировке, и я опоздал с подачей характеристики, поэтому путевку получил Слава. 1 октября этого же года на улице меня догнал наш секретарь Горкома комсомола и сказал: "Едешь на БАМ!» Нас оказалось двое: я и штукатур Люба Яковлева. 3 октября вылетели в Якутск, зарегистрировались в Обкоме и стали ждать остальных. К 7 октября собрался весь отряд, выбрали командира - Владимира Полякова и комиссара - Наталью Карклину и поехали строить БАМ».

Руслан Николаев,

приехал на БАМ вторым составом

Весной, когда я пришел в райком комсомола, первый отряд уже уехал на БАМ, а с ними и мой одноклассник Гаврил Адамов. Я тоже просился, но, как выяснилось, специальность у меня оказалась для БАМа неподходящая - я был авиамехаником, а там требовались строители. Мне так и сказали в райкоме: «Вы строительной профессии не знаете, поэтому путевку вам не дадим». До сентября работал на стройке, потом в Якутск приехал Ганя Адамов за новыми людьми. К этому моменту многие из первого состава отсеялись – солдаты уехали, девушки осели в Тынде, и в отряде был недобор. Нас тогда несколько человек поехало: я, Юра Никулин и Коля Кириллов – из Хандыги, Алексей Иванченко и Миша Маменко из Алдана.

В.Эверстов и Р.Николаев

Второй Якутский отряд Поляков Владимир - командир Карклина Наталья - комиссар Плотники Алексеев Александр Готовцев Сергей Дмитриев Вячеслав Сосин Николай Макаров Алексей Николаев Руслан Тарабукин Владимир Игнатьев Алексей Динер Эдуард Жак Сергей Тинкеев Михаил Трегубов Владимир Штукатуры-маляры Ефимова Людмила Копылова Августина Пшенникова Евдокия Хорошутина Наталья Яковлева Любовь Чирикова Ульяна Каменщики Байская Раиса
Могот

На место станции "Могот" отряд прибыл 11 ноября. Вокруг – заснеженная тайга, до ближайшего жилья 34 километра. Будущий поселок пришлось искать под снегом, хорошо, что была карта-схема, составленная изыскателями, работавшими здесь летом. Территорию предстояло очистить от снега и найти сделанные отметки. Потом по ним протягивали веревки, намечая, как пойдут улицы, где будут стоять дома. Когда все подготовительные работы были закончены, приступили к нулевому циклу строительства – подготовке фундаментов для будущих щитовых домов. По мере готовности «нулей» начинали сборку домов. По ночам разгружали машины со стройматериалами.

Работали и днем, и ночью, сейчас мало кто так трудится. Рабочий день длился с восьми до пяти, потом отдыхали. В двенадцать ночи приезжали машины со стройматериалами – они работали круглосуточно. Мы делились на два звена и по очереди их разгружали. Потом с четырех до семи спали, а к восьми – снова на работу.

В Моготе бойцы «Якутского комсомольца» встретили первый «бамовский» Новый год. К празднику готовились основательно: заранее снарядили гонца в Тынду за горячительными напитками – шампанским и водкой, продуктами. К этому моменту снабжение БАМа наладили хорошо, поэтому на столе были и новозеландская баранина, и фрукты. В тайге срубили елку, сами сделали игрушки – из фантиков, фольги от чая, всего, что нашлось под рукой. Перед самым праздником в гости приехала корреспондент «Амурского комсомольца» Тамара Андреева, понятное дело, с гостинцами.

Сами себе поставили концерт. Юра Никулин всем на удивление исполнил якутскую песню "Уоттаах туунну Якутскай". Мы вообще жили и работали очень дружно, не различались по национальностям.

Анатолий Павлов,

комсорг отряда

В конце января в «Могот» начали прибывать первые строительные отряды, которые приступили к возведению будущей станции. Якутяне оставались там до февраля, затем их перебросили в Нагорный.

Жили уже не в палатках, а в вагончиках, которые привезли с собой. Кроме сложенных самими печек - никакого благоустройства, не было даже электроэнергии. Чтобы наточить топоры, приходилось ездить в Тынду, а вечерами при свечах напильниками точили цепи для бензопил "Дружба». Однако ко всем эти трудностям ребята относились спокойно - никто не ныл и не жаловался.

Федор Яковлев,

приехал на БАМ с первым отрядом

На строительстве станции Могот, 1974

Нагорный

«Нагорной» предстояло стать первой железнодорожной станцией Малого БАМа на якутской земле. Бригада Климова  прибыла на место раньше всех – 3 февраля 1975 года.

В Нагорный мы приехали ночью. Объект был пустой, только планировку сделали – разметили места для будущих домов. Мы полянку расчистили, установили вагончики, народ спать улегся, а я припозднился: до первого часа ходил печки протапливал, прибирался при свете свечки. И вдруг слышу – машина подъезжает. Заходят люди, по всему видать, что какое-то начальство. Стали разговаривать, один меня спрашивает: «А где остальные?» Я отвечаю, мол, спят, устали - пока загрузились, пока доехали. Поговорили немного, он вышел. Тогда я одного из сопровождавших спрашиваю: «Это кто был?» Он отвечает: «Гаврил Иосифович Чиряев». «А вы кто?» «А я первый секретарь Алданского райкома партии». Вот такая встреча вышла у меня в Нагорном.

Федор Яковлев,

приехал на БАМ с первым отрядом

Спустя пару недель из Шимановска в Нагорный приехал второй якутский отряд. Они объединились в один, который получил название «Якутский комсомолец», и в составе СМП-577 начали работать лесорубами на строительстве станции «Нагорная». Станция и новый поселок должны были располагаться в шести километрах от старого поселка Нагорный, который появился на Неверской трассе еще в конце 30-х - с началом первого БАМа. Пока обустраивали место, строители до будущей станции ходили пешком. В марте комсомольские отряды переехали в Новый Нагорный. В это же время сюда приехали посланцы из Орловской, Ивановской, Тамбовской и других областей, а также несколько новеньких из Якутии.

Стройка продолжалась днем и ночью, жизнь кипела, поселок рос на глазах.  «Якутский комсомолец» рубил лес под просеку от Лапри до Нагорного, затем работал на строительстве нового поселка. Девушки трудились наравне со всеми: пока ребята валили и распиливали деревья, они шкурили стволы, обрубали сучки и ветки, аккуратно их складывали, чтобы весной сжечь. Завтракали и ужинали в столовой, которую оборудовали в отдельном вагончике, а обеды готовили на просеке, чтобы не терять время.

Весной работы велись на Становом хребте – единственном месте в Якутии, где можно загорать до того, как сошел снег. С середины апреля трудились по пояс раздетыми, поэтому уже в мае могли похвастать красивым загаром.

Анатолий Павлов,

комсорг отряда

В Нагорном жили и работали отряды из разных уголков Советского Союза, но якутяне были на особом счету. Нужно срочно разгрузить контейнер с виноградом или цементом? Всегда звали «Якутский комсомолец», потому что знали – ребята не откажут. За это им всегда шли навстречу, сквозь пальцы смотрели на мелкие нарушения, даже разрешали обходить «сухой закон», который в то время действовал на БАМе.

Весной 1976 года просека до Нагорного была закончена. Тогда бойцам «Якутского комсомольца» объявили, что с их плотницким прошлым покончено: руководство республики посчитало, что Якутии нужны свои железнодорожные строители, и приняло решение направить их учиться специальности «монтер пути». Известие вызвало неоднозначную реакцию: с одной стороны, браться за новое дело никто особенно не хотел, с другой – стать первыми железнодорожниками в республике, довести дорогу до Якутии, поучаствовать в укладке последнего звена хотелось. Окончательно точки над «i» расставил бывший бригадир и наставник по СМУ-1, Герой социалистического труда Михаил Сергеев, который сказал своим ученикам: «Надо. Вы должны вести железную дорогу в Якутию!»

 

В свое время всем отрядом приняли решение идти до Якутска просекой. Но после Нового года мы с нашим командиром Анатолием Климовым уехали на зимнюю сессию в Читу, а когда вернулись, узнали, что ребята согласились ехать в Тынду, учиться на монтеров пути. Я присоединился к ним, а Толик уехал в Нерюнгри, где стал начальником штаба ЦК ВЛКСМ по Южной Якутии. Впоследствии он частенько заезжал к нам, интересовался нашими делами.

Владимир Каркавин,

приехал на БАМ в 1975 году

Спустя три месяца, в мае 1976, «Якутский комсомолец» всем отрядом сдавал экзамен на монтеров пути. Учились в Тынде, здесь же проходили практику. Экзамены первые железнодорожники Якутской АССР сдали на «отлично» и в августе приступили к укладке путей. Чтобы новоиспеченные путейцы набрались опыта, их прикрепили к бригаде под руководством заслуженного строителя РСФСР Карена Гараева, которой было поручено вести железнодорожные пути до разъезда «Якутский».

Первые железнодорожники Яутии,1976

Монтеры пути, 1976

«Во втором отряде работали четверо ребят с нашего двора, в том числе мой школьный друг Коля Сосин. Мы с ним переписывались весь год, и сразу после выпускных экзаменов я пошла в райком за путевкой. Каким чудо мне ее дали, не знаю - мне было всего 16 лет: ни трудовой, ни диплома, только паспорт. Родителям ничего не сказала, заняла у соседей тридцать рублей и тайком отправилась на БАМ. Когда ехала, вообще не представляла, чем придётся заниматься. Отец – профессор, мама, сестры - все с высшим образованием, все учились. Но ребята из отряда взяли надо мной шефство, никуда меня не отпускали, пока я не повзрослела. Родители, конечно, рвали и метали, когда узнали: писали грозные письма, отказывались высылать теплую одежду, все ждали, что я одумаюсь и вернусь. Так и проходила в валенках и телогрейке до Нового года».

 

Клавдия Павлова,

приехала на БАМ в 1975 году

В 1975 на майские праздники наш отряд отправили в Якутск, мы должны были принимать участие в праздничной демонстрации. Идем по улице и слышим, как один прохожий у другого спрашивает: «Это настоящие БАМовцы?» А тот отвечает: «Видимо, да, обросшие и черные очень».

Помню, один раз мы ездили в Тынду разгружать цемент 31 декабря. Это было в 1975 году. В то время существовало понятие «закрытие года». Нам выделили цемент, значит, его нужно было разгрузить до того, как год закончится. Работали ударными темпами, без перекуров, чтобы к вечеру успеть обратно в Нагорный на Новый год. Мы всегда помогали, за это нас начальство уважало, даже «сухой закон» разрешали обходить. Другим отрядам спиртное по счету отпускали, а у нас лимитов не было. Некоторые обижались, конечно, почему, мол, для якутов такие поблажки. На что начальство отвечало: вы работайте так, как они, тогда и вам будут.

Гаврил Адамов,

комиссар отряда

Г. Адамов с  наставником М.Сергеевым

Перекур на просеке,1975

Ф. Яковлев, Г.Адамов, В.Эверстов,Нагорный

Разъезд "Якутский"

К границе Якутской и Амурской областей бригада Гараева подошла в конце октябре. Укладку «золотого звена» запланировали на 2 ноября, но приближалось 29 октября - день рождения комсомола, поэтому наверху решили завершить укладку до этой даты. В то время все жили по принципу: «партия сказала – комсомол сделал». Чтобы успеть к сроку, работать приходилось в две смены. Рельсы укладывали по мере того, как приходили пакеты со звеньями, которые собирали в Тынде. На разъезд «Якутский» пришли ночью 28 октября. Для укладки "золотого звена" весь пакет составили в одно звено, покрасили золотой краской и поехали в Нагорный, готовиться.

 

2 ноября состоялся торжественный митинг. Прибыли руководители Якутской АССР и Амурской области, делегации подразделений «Главбамстроя», представители городов и поселков, журналисты, телевизионщики. Те, кто не участвовал в укладке лично, по радиосвязи слушали трансляцию с мероприятия.

Людей было много: приехали отовсюду из Нагорного, Могота, Тынды. Жители Иенгры приехали на оленях. Начальство, конечно, тоже прибыло из Якутска и Амурской области. Право укладывать золотое звено предоставлялось лучшим из лучших: в конторе из каждой бригады выбирали почетных укладчиков.

Гаврил Адамов,

комиссар отряда

За право уложить «золотое звено» на границе Якутской АССР и Амурской области боролись несколько десятков трудовых бригад, из них только 8 коллективов и 37 победителей в индивидуальном трудовом соревновании стали участниками укладки. Среди них – бригада Гараева, в которую входил «Якутский комсомолец». Именно они монтировали «золотое звено».

Участники укладки золотого звена Алексей Иванченко Гаврил Адамов Анатолий Павлов Александр Алексеев Раиса Байская Гаврил Винокуров Максим Габышев Вячеслав Дмитриев Сергей Доманецкий Людмила Ефимова Алексей Игнатьев Владимир Каркавин Августина Макарова Алексей Макаров Руслан Николаев Евлокия Пшенникова Николай Сосин Владимир тарабукин Вячеслоав Филиппов Вячеслав Эверстов Любовь Яковлева

Почетные укладчики в новеньких спецовках и с алыми лентами через плечо стояли перед трибуной и ждали, когда отзвучат последние выступления. Затем к границе республики подошел путеукладчик. «Золотое звено» путейцы из «Якутского комсомольца» монтировали под звуки оркестра. Наконец, украшенный транспарантами и сопровождаемый оленьими упряжками, границу ЯАССР пересек первый поезд с грузами для строящегося Южно-Якутского ТПК. Символическую ленточку перед ним разрезали первый секретарь Якутского обкома КПСС Гавриил Чиряев и первый секретарь Амурского обкома Авраменко. В этот же день на Становом хребте открыли монумент в честь первых строителей БАМа, приведших железную дорогу на якутскую землю. Так началось железнодорожное освоение республики.

Золотинка

Когда до «Нагорной» оставалось 800 метров, выяснилось, что привезли старогодные звенья в креозоте, которые разъезжались в разные стороны. Чтобы уложить полотно, приходилось выправлять их домкратами. В эту ночь дул сильный ветер со снегом, и мы не успевали выправлять пакеты. На помощь пришли несколько человек из другой бригады. Работали до утра, некоторые ребята обморозили щеки, носы, но уложили эти 800 метров вовремя.

После укладки «золотого звена» «Якутский комсомолец» самостоятельно повел железную дорогу дальше, до Беркакита. Ушедшего командира Климова на посту сменил Алексей Иванченко, кроме того, в отряде остались несколько опытных монтеров из бригады Гараева.

 

С середины ноября начали укладку путей до станции «Нагорная». Путейцам назначили срок: привести туда железную дорогу к 19 декабря 1976 года – ко дню рождения генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева. И снова работали днем и ночью. До последнего дня все шло по плану, а потом возникли проблемы.

 

Владимир Каркавин,

приехал на БАМ в 1975 году

Утром 19 декабря в Нагорном отпраздновали укладку «серебряного» звена и встретили первый поезд. Работы на станции продолжались всю зиму: нужно было уложить подъездные пути, собрать стрелки, расчистить шпальные решетки от снега.

Встреча первого поезда в Нагорном, 1976

В  Золотинку мы должны были прийти 24 июня. Все шло хорошо, пока не дошли до моста через реку Холодникан. Как выяснилось, он был кривой, и уже на выходе путеукладчик сошел с рельсов и упал на бок. Всю ночь мы занимались его подъемом и только к пяти утра возобновили укладку. Подойдя к конечному пункту, оставили одно звено и поехали завтракать. К 10-ти часам вернулись и торжественно уложили звено на станции «Золотинка».

 

Весной 1977 «Якутский комсомолец» двинулся на Золотинку. Чтобы проложить железную дорогу, еще в 1975 году на участке «Нагорный – Золотинка» начали строить первый подземный тоннель на вечной мерзлоте. Однако когда началась укладка путей, его еще не закончили, поэтому было решено вести дорогу по верху. Когда подъем почти преодолели и вышли на исходную линию, при проходе пролетного моста упал путеукладчик, рассыпав все звенья. Укладчик подняли на следующий день, еще трое суток ушло на то, чтобы все собрать. На четвертый день пригнали новый укладчик и продолжили работу.

Руслан Николаев,

приехал на БАМ вторым составом

Бригадир Алексей Иванченко

В. Каркавин на укладке путей. Золотинка,1977

Беркакит

Освоение станции «Беркакит» - конечной точки Малого БАМа - началось в декабре 1975-го. Строительство станции и нового города Нерюнгри вели ударные комсомольские отряды из центральных районов России, Белоруссии, Украины и других союзных республик. В их числе трудился еще один республиканский отряд - «Юность Якутии». А через два года, 29 октября 1977 года, бойцы отряда «Якутский комсомолец» уложили в Беркаките последнее «золотое звено» и завершили строительство северной ветки БАМа.

5 ноября 1977 полетели в Якутск для участия в торжественном собрании в честь 60-летия Великой Октябрьской революции, фотографировались со знаменем Обкома комсомола. До конца года укладывали пути на станции «Беркакит», врезали стрелки. Весной разрешили дальше укладывать пути, в мае дошли до станции «Нерюнгри-пассажирская». Осенью начали укладку до станции «Нерюнгри-Угольная», на которую пришли с укладкой ко Дню комсомола. В октябре нам вручили медали "За строительство БАМа.

Руслан Николаев,

приехал на БАМ вторым составом

"Якутский комсомолец" на фоне мемориала, посвященного окончанию строительства Малого БАМа, 1977

После окончания строительства Малого БАМа судьба бойцов «Якутского комсомольца» сложилась по-разному: кто-то уехал на большую землю, кто-то перешел работать на другие участки БАМа, часть продолжила строительство железной дороги сначала до Нерюнгри, потом и до Якутска. Комиссар отряда Гаврил Адамов до сих пор трудится на железной дороге, он - единственный из отряда, кто дошел с рельсами до Якутска. Вспоминая свою бамовскую молодость, они все уверяют: если бы сегодня им предложил поехать туда снова, они бы сделали это, не задумываясь.

В СССР все масштабные проекты завершились до нас: Братскую ГЭС построили, целину подняли,  космос покорили.  Мы уже думали, что нашему поколению ничего не осталось. И  тут – БАМ!  Это же удача по жизни, по-настоящему огромное событие! И мы счастливые ребята, что приняли в нем участие!

Анатолий Павлов,

комсорг отряда

Укладка золотого звена в Беркаките, 1977

"Якутский комсомолец" со знаменем ВЛКСМ, Якутск 1977

Официально строительство Малого БАМа завершилось 28 декабря 1979 года. В этот день Государственная комиссия приняла в постоянную эксплуатацию железнодорожную линию «Тында–Беркакит». Малый БАМ обеспечил удобный подвоз грузов для строительства магистрали, позволил вывозить уголь, добытый в Южной Якутии, и сделал реальным строительство АЯМ. С открытием сквозного движения поездов по БАМу появились перспективы индустриального и социального развития Южной Якутии.

Над проектом работали: текст Галина Мозолевская, дизайн - Роман Данилов, верстка - Станислав Ноев, Галина Мозолевская.

В проекте использованы фото А. Фаламова из архива ОАО "Железные дороги Якутии", а также фото из личных архивов членов отряда "Якутский комсомолец".

ЯСИА,2016