АСИ оценило вклад креативных индустрий в экономику Якутии

Поделиться новостью:

Эксперты Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) впервые в стране подсчитали вклад творческого сектора в ВВП российских регионов. Выборка данных осуществлялась за 2019 год. По их оценке, доля креативных индустрий в валовом региональном продукте Якутии составляет 1,6%, сообщили ЯСИА в агентстве. Приводятся и другие интересные данные, например, число организаций и их работников, размер выручки, ТОП отраслей креативного сектора, их вклад в валовый муниципальный продукт. 

«Креативные индустрии – для Якутии новый, еще недостаточно изученный сектор с довольно высоким потенциалом. На сегодняшний день это один из важнейших несырьевых сегментов экономики региона с высокой добавленной стоимостью, на который сейчас стоит делать ставку», — отмечает руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.

Так, выявлено, что в креативных индустриях Якутии задействовано 5,5 тысяч организаций, среднесписочная численность работников в которых составляет 5,3 тысячи человек. Всего на креативные индустрии области приходится 9,4% от всех организаций и 1,6 % от всей численности работающих жителей региона. Выручка организаций этого сектора в республике составляет 29,5 млрд рублей, или 2,9% от суммарной выручки всех организаций, зарегистрированных в регионе. Приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП  Республики Саха – 1,6%.

В ТОП-3 отраслей креативных индустрий Якутии по количеству организаций входят: 

Архитектура – 874 организации;

Дополнительное образование – 625 организаций;

Деятельность общественных организаций — 803.

ТОП-3 отраслей креативных индустрий региона по среднесписочной численности работников выглядит следующим образом: 

Архитектура – 2945 человек;

Разработка ПО —  1194 человека;

Полиграфия – 314 человек.

Лидеры по суммарной выручке в секторе креативных индустрий: 

Архитектура – 11 411 млн рублей;

Творческая деятельность в области искусства и организации развлечений – 6 707 млн рублей;

Разработка ПО – 4 693 млн рублей.

Доля выручки и вклад креативных индустрий в ВМП (валовой муниципальный продукт) по муниципальным образованиям:

1. Якутск: 1,6% — вклад креативных индустрий в ВМП; более 5% — доля выручки;

2. Намский: 0,0% — вклад креативных индустрий в ВМП; более 5% — доля выручки;   

3. Олекминский: 0,0% — вклад креативных индустрий в ВМП; более 5% — доля выручки;  

4. Усть-Майский: 0,0% — вклад креативных индустрий в ВМП; 4-5% — доля выручки;

5. Усть-Алданский: 0,0% — вклад креативных индустрий в ВМП; 4-5 % — доля выручки;  

6. Усть-Янский: 0,0% — вклад креативных индустрий в ВМП; 1-2 % — доля выручки;  

7. Мирнинский: 0,1% — вклад креативных индустрий в ВМП; менее 1% — доля выручки;

8. Нерюнгринский: 0,1% — вклад креативных индустрий в ВМП; менее 1% — доля выручки;

9. Чурапчинский: 0,0% — вклад креативных индустрий в ВМП; 1-2% — доля выручки.

По остальным МО либо нет данных, либо доля выручки составляет менее 1%.         

***

«До сих пор системной аналитики по креативному сектору в стране не велось», — отмечает руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.

По ее словам, доля креативных индустрий в ВВП нашей страны составляет 4,37%, полученный показатель сопоставим со вкладом креативных индустрий в ВВП Евросоюза, который равен 4,2% Для сравнения, вклад строительной отрасли в ВВП РФ за 2019 год составил около 5,9% (по данным Росстата). То есть, сейчас Россия не только среди мировых лидеров по вкладу креативных индустрий в ВВП, но данный сектор экономики сопоставим по влиянию с такими традиционными отраслями как строительство.

«Что касается России, то одна из самых важных проблем, которую отмечают участники сектора креативных индустрий,  – отсутствие системной оценки вклада индустрий в экономику регионов, а также принятия решений по разработке целевых мер их поддержки», — подчеркивает Татьяна Журавлева. 

С целью решения данной проблемы Центр городских компетенций АСИ начал работу по сбору и систематизации данных о вкладе креативных индустрий в экономику РФ и ее регионов. Данные, используемые для оценки, были получены из открытых источников информации: системы СПАРК – Интерфакс и Федеральной службы государственной статистики.

Анализ производился на основании ОКВЭД, включающий более 30 различных видов деятельности в областях «реклама и маркетинг», «архитектура», «ремесла», «дизайн: продуктовый, графический, предметный», «мода», «кино», «телевидение», «видео», «радио и фотография», «IТ-технологии», «программное обеспечение и компьютерные услуги», «издательская деятельность», «музеи, галереи и библиотеки», «музыка», «исполнительское и изобразительное искусство» и прочее.

Также в рамках анализа выяснилось, что:

·        в среднем 3,6% всех работников России заняты в креативных индустриях региональных центров

·        2,9% составляет число организаций креативных индустрий от общего числа по РФ

·        4,5% от всего объема выручки в РФ приходится на креативные индустрии региональных центров

·        Заработная плата в креативных индустриях может на 20% превышать среднюю заработную плату по России.

Наибольший вклад в валовой региональный продукт (ВРП) креативных индустрий зафиксирован в Москве (19,8%), Санкт-Петербурге (12,6%) и Иваново (12,3%).

Мировые исследования вклада креативных индустрий в экономику не оставляют сомнений: в развитых странах этот сектор генерирует от 3 до 7% ВВП. А также обеспечивает рабочими местами до 8% активного населения и ежегодно растет в 3-5 раз быстрее остальных секторов экономики. Но это не всё: именно развитая экосистема творческих индустрий и насыщенная культурная жизнь привлекают в города перспективных молодых специалистов, туристов и инновационные компании.

***

Приближенная оценка креативных индустрий произведена на основе метода оценки «городского продукта» (city product), обобщающего показателя городской экономики, полученного на основе официальных статистических данных. Метод разработан Центром Организации объединенных наций по населенным пунктам (UN-Habitat) для мониторинга прогресса в достижении поставленных целей развития тысячелетия. 

Для расчета приближенной оценки доли креативных индустрий в муниципальных образованиях на основе исходных данных из российских источников статистической информации была использована адаптированная методика UN-Habitat, применявшаяся ранее российскими учеными для оценки МВП [2 — 5].

 

Другие наши материалы:

АСИ оценило вклад креативных индустрий в экономику Якутии

Эксперты Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) впервые в стране подсчитали вклад творческого сектора в ВВП российских регионов. Выборка данных осуществлялась за 2019 год. По их оценке, доля креативных индустрий в валовом региональном продукте Якутии составляет 1,6%, сообщили ЯСИА в агентстве. Приводятся и другие интересные данные, например, число организаций и их работников, размер выручки, ТОП отраслей креативного сектора, их вклад в валовый муниципальный продукт. 

«Креативные индустрии – для Якутии новый, еще недостаточно изученный сектор с довольно высоким потенциалом. На сегодняшний день это один из важнейших несырьевых сегментов экономики региона с высокой добавленной стоимостью, на который сейчас стоит делать ставку», — отмечает руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.

Так, выявлено, что в креативных индустриях Якутии задействовано 5,5 тысяч организаций, среднесписочная численность работников в которых составляет 5,3 тысячи человек. Всего на креативные индустрии области приходится 9,4% от всех организаций и 1,6 % от всей численности работающих жителей региона. Выручка организаций этого сектора в республике составляет 29,5 млрд рублей, или 2,9% от суммарной выручки всех организаций, зарегистрированных в регионе. Приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП  Республики Саха – 1,6%.

В ТОП-3 отраслей креативных индустрий Якутии по количеству организаций входят: 

Архитектура – 874 организации;

Дополнительное образование – 625 организаций;

Деятельность общественных организаций — 803.

ТОП-3 отраслей креативных индустрий региона по среднесписочной численности работников выглядит следующим образом: 

Архитектура – 2945 человек;

Разработка ПО —  1194 человека;

Полиграфия – 314 человек.

Лидеры по суммарной выручке в секторе креативных индустрий: 

Архитектура – 11 411 млн рублей;

Творческая деятельность в области искусства и организации развлечений – 6 707 млн рублей;

Разработка ПО – 4 693 млн рублей.

Доля выручки и вклад креативных индустрий в ВМП (валовой муниципальный продукт) по муниципальным образованиям:

1. Якутск: 1,6% — вклад креативных индустрий в ВМП; более 5% — доля выручки;

2. Намский: 0,0% — вклад креативных индустрий в ВМП; более 5% — доля выручки;   

3. Олекминский: 0,0% — вклад креативных индустрий в ВМП; более 5% — доля выручки;  

4. Усть-Майский: 0,0% — вклад креативных индустрий в ВМП; 4-5% — доля выручки;

5. Усть-Алданский: 0,0% — вклад креативных индустрий в ВМП; 4-5 % — доля выручки;  

6. Усть-Янский: 0,0% — вклад креативных индустрий в ВМП; 1-2 % — доля выручки;  

7. Мирнинский: 0,1% — вклад креативных индустрий в ВМП; менее 1% — доля выручки;

8. Нерюнгринский: 0,1% — вклад креативных индустрий в ВМП; менее 1% — доля выручки;

9. Чурапчинский: 0,0% — вклад креативных индустрий в ВМП; 1-2% — доля выручки.

По остальным МО либо нет данных, либо доля выручки составляет менее 1%.         

***

«До сих пор системной аналитики по креативному сектору в стране не велось», — отмечает руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.

По ее словам, доля креативных индустрий в ВВП нашей страны составляет 4,37%, полученный показатель сопоставим со вкладом креативных индустрий в ВВП Евросоюза, который равен 4,2% Для сравнения, вклад строительной отрасли в ВВП РФ за 2019 год составил около 5,9% (по данным Росстата). То есть, сейчас Россия не только среди мировых лидеров по вкладу креативных индустрий в ВВП, но данный сектор экономики сопоставим по влиянию с такими традиционными отраслями как строительство.

«Что касается России, то одна из самых важных проблем, которую отмечают участники сектора креативных индустрий,  – отсутствие системной оценки вклада индустрий в экономику регионов, а также принятия решений по разработке целевых мер их поддержки», — подчеркивает Татьяна Журавлева. 

С целью решения данной проблемы Центр городских компетенций АСИ начал работу по сбору и систематизации данных о вкладе креативных индустрий в экономику РФ и ее регионов. Данные, используемые для оценки, были получены из открытых источников информации: системы СПАРК – Интерфакс и Федеральной службы государственной статистики.

Анализ производился на основании ОКВЭД, включающий более 30 различных видов деятельности в областях «реклама и маркетинг», «архитектура», «ремесла», «дизайн: продуктовый, графический, предметный», «мода», «кино», «телевидение», «видео», «радио и фотография», «IТ-технологии», «программное обеспечение и компьютерные услуги», «издательская деятельность», «музеи, галереи и библиотеки», «музыка», «исполнительское и изобразительное искусство» и прочее.

Также в рамках анализа выяснилось, что:

·        в среднем 3,6% всех работников России заняты в креативных индустриях региональных центров

·        2,9% составляет число организаций креативных индустрий от общего числа по РФ

·        4,5% от всего объема выручки в РФ приходится на креативные индустрии региональных центров

·        Заработная плата в креативных индустриях может на 20% превышать среднюю заработную плату по России.

Наибольший вклад в валовой региональный продукт (ВРП) креативных индустрий зафиксирован в Москве (19,8%), Санкт-Петербурге (12,6%) и Иваново (12,3%).

Мировые исследования вклада креативных индустрий в экономику не оставляют сомнений: в развитых странах этот сектор генерирует от 3 до 7% ВВП. А также обеспечивает рабочими местами до 8% активного населения и ежегодно растет в 3-5 раз быстрее остальных секторов экономики. Но это не всё: именно развитая экосистема творческих индустрий и насыщенная культурная жизнь привлекают в города перспективных молодых специалистов, туристов и инновационные компании.

***

Приближенная оценка креативных индустрий произведена на основе метода оценки «городского продукта» (city product), обобщающего показателя городской экономики, полученного на основе официальных статистических данных. Метод разработан Центром Организации объединенных наций по населенным пунктам (UN-Habitat) для мониторинга прогресса в достижении поставленных целей развития тысячелетия. 

Для расчета приближенной оценки доли креативных индустрий в муниципальных образованиях на основе исходных данных из российских источников статистической информации была использована адаптированная методика UN-Habitat, применявшаяся ранее российскими учеными для оценки МВП [2 — 5].

 

Другие наши материалы: