Сравнивать ситуацию с завозом товаров сейчас и с тем, что было в 1998 году, некорректно. Об этом ЯСИА заявил кандидат экономических наук Александр Кугаевский, комментируя дискуссию по проблемам завоза товаров.
«Наши предприниматели утверждают, что нынешняя ситуация в сфере обеспечения населения продуктами и другими товарами «хуже, чем в 1998 году». Дискуссия предпринимательского сообщества состоялась вокруг темы северного завоза. О взаимоотношениях партнеров по бизнесу, об отсутствии государственного регулирования и протекционизма, о резких скачках и неопределенности цен, о кредитах. Да, действительно тема горячая. Я уже полвека так или иначе связан с этой проблемой и всегда она сопровождалась высоким накалом эмоций. Есть правило – чем сложнее проблема и путь ее решения, тем меньше должно быть эмоций»», — сказал Александр Кугаевский.
Заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета отметил, что лучше всего задача северного завоза решалась в СССР: «Тогда было понимание, что он него зависит судьба большого количества людей, которые живут в самых неблагоприятных условиях, что транспортные схемы и вся логистика завоза в Якутию самая сложная».
По его словам, во все времена на период паводка и ледостава в Якутске на 2-3 месяца должны быть созданы продовольственные запасы. Однако сегодня это решается проще, так как есть железная дорога до Нижнего Бестяха.
Александр Кугаевский заявил, что проблемы с завозом начались в девяностые годы, были разорваны связи между поставщиками и потребителями, были нарушены логистические схемы.
«Было время, когда государственные кредиты под завоз тогда давали под 210%. То есть взял рубль, нужно отдавать три рубля 10 копеек. Возврат должен был сделать через четыре месяца. Не вернул — платишь штрафные 420%. Таким образом в девяностые нас загнали в страшную долговую яму. Задолженность по зарплате и выплате пенсий достигла 3-4 месяцев. И в довершение грянул дефолт. Так что, сравнивать ситуацию в конце девяностых и сейчас совершенно некорректно», — заявил эксминистр экономики Якутии (1995-1997 годы).
«Что делать? Лично я уже два месяца консультирую специалистов министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики. Они заняты разработкой системы государственного регулирования северного завоза. У нас ведь есть хорошо зарекомендовавший себя опыт организации и управления завозом наиболее важных товаров и медикаментов. В девяностые годы мы создали «Якутоптторг». Север и Арктика – зона рисковой торговой деятельности, поэтому такая система с участием государственной поддержки северного завоза должна быть создана на федеральном уровне. Нужно определить, что завозить, в какой части и форме государственный протекционизм будет наиболее оптимальным. Нужны налоговые послабления для тех, кто работает на завоз, беспроцентные или щадящие проценты по кредиту, обеспечить логистику – субсидии на компенсацию транспортных затрат и так далее», — заявил Александр Кугаевский, отметив, что в ходе дискуссии предпринимателей прозвучали толковые предложения.
«В этом направлении надо работать и предлагать решения для формирования государственных механизмов, но нельзя убить этот вид предпринимательства», — отметил он.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: