Гуляй, народ, Масленица идет!

Поделиться новостью:

Масленица является одним из самых ярких, веселых и любимых в народе праздников, который длится целых семь дней. На праздничную неделю с 24 февраля по 1 марта в каждом населенном пункте Якутии запланированы развлекательные мероприятия.


Не против народных увеселений и православные христиане, которые именуют Масленичную неделю Сырной Седмицей. Об истоках этого праздника корреспонденту газеты «Якутия» рассказал отец Анатолий (Астафьев).

– Отец Анатолий, как вы относитесь к Масленице? Ведь считается, что Масленица – это праздник изначально языческий и христиане его не должны отмечать.

К Масленице отношусь замечательно. Не соглашусь с тем, что это язычество. Этот праздник по своей природе православный. У церкви есть удивительная способность наполнять смыслом все, с чем она соприкасается, и если раньше что-то было изначально не христианским, то оно таковым стало сейчас. И потому мы воспринимаем Масленицу как один из этапов подготовки к Великому посту.

– Откуда тогда берутся все эти разночтения о природе праздника, о том, что можно, а что нельзя делать?

В мире сейчас настоящая информационная радиация. Оттого люди и путаются, не знают, как относиться к тому или иному обряду или празднику. Например, можно или нет окунаться в прорубь на Крещение? Отсюда появляются две крайности: кто-то говорит, что этот обряд дает очищение грехов, другие – что это нечестивое действие, лишенное христианского смысла. А ведь и то, и другое в корне не верно – это богочестивый, добрый обычай.

Нельзя подходить ко всему с догматической точкой зрения, которая уместна во время богослужения, занятиях в семинарии. Народы, принявшие Христа, создают свою культуру, наполняя христианским смыслом свою одежду, украшения, поговорки, язык – и это нормально.

Есть много научных статей, где подробно разбирается этот вопрос. Но считать, что это исключительно языческий по своей сути праздник, в корне не верно. По сути Масленица в том виде, в каком она празднуется сейчас, до Крещения Руси не существовала. У нее был иной смысл, с другими обрядами и ритуалами. И как бы там ни было, сейчас это христианский праздник с добрыми, светлыми и благочестивыми традициями.

– Какой смысл вкладывается, когда Масленицу называют Сырной седмицей?

Это последняя неделя перед Великим постом. В это время уже нельзя есть мясо, но можно – блюда из сыра и блины с обильным количеством масла.

– А если говорить о таком ритуале, как сжигание чучела?

– Это присутствие в Масленице древних языческих обрядовых моментов. Чучело всего лишь символ уходящей зимы, ее сжигают для демонстрации освобождения от ее власти. Это нормально и часто присутствует в обрядах многих христианских народов.

Существует даже такой научный термин, как «двоеверие», когда в христианстве присутствуют элементы языческих смыслов.

К самому процессу сожжения чучела я бы относился хорошо, если бы на нем еще были написаны такие слова, как «злость», «ненависть», «немилосердие», «лицемерие», «убийство», «предательство» и т.д.

Другие наши материалы:

Гуляй, народ, Масленица идет!

Масленица является одним из самых ярких, веселых и любимых в народе праздников, который длится целых семь дней. На праздничную неделю с 24 февраля по 1 марта в каждом населенном пункте Якутии запланированы развлекательные мероприятия.


Не против народных увеселений и православные христиане, которые именуют Масленичную неделю Сырной Седмицей. Об истоках этого праздника корреспонденту газеты «Якутия» рассказал отец Анатолий (Астафьев).

– Отец Анатолий, как вы относитесь к Масленице? Ведь считается, что Масленица – это праздник изначально языческий и христиане его не должны отмечать.

К Масленице отношусь замечательно. Не соглашусь с тем, что это язычество. Этот праздник по своей природе православный. У церкви есть удивительная способность наполнять смыслом все, с чем она соприкасается, и если раньше что-то было изначально не христианским, то оно таковым стало сейчас. И потому мы воспринимаем Масленицу как один из этапов подготовки к Великому посту.

– Откуда тогда берутся все эти разночтения о природе праздника, о том, что можно, а что нельзя делать?

В мире сейчас настоящая информационная радиация. Оттого люди и путаются, не знают, как относиться к тому или иному обряду или празднику. Например, можно или нет окунаться в прорубь на Крещение? Отсюда появляются две крайности: кто-то говорит, что этот обряд дает очищение грехов, другие – что это нечестивое действие, лишенное христианского смысла. А ведь и то, и другое в корне не верно – это богочестивый, добрый обычай.

Нельзя подходить ко всему с догматической точкой зрения, которая уместна во время богослужения, занятиях в семинарии. Народы, принявшие Христа, создают свою культуру, наполняя христианским смыслом свою одежду, украшения, поговорки, язык – и это нормально.

Есть много научных статей, где подробно разбирается этот вопрос. Но считать, что это исключительно языческий по своей сути праздник, в корне не верно. По сути Масленица в том виде, в каком она празднуется сейчас, до Крещения Руси не существовала. У нее был иной смысл, с другими обрядами и ритуалами. И как бы там ни было, сейчас это христианский праздник с добрыми, светлыми и благочестивыми традициями.

– Какой смысл вкладывается, когда Масленицу называют Сырной седмицей?

Это последняя неделя перед Великим постом. В это время уже нельзя есть мясо, но можно – блюда из сыра и блины с обильным количеством масла.

– А если говорить о таком ритуале, как сжигание чучела?

– Это присутствие в Масленице древних языческих обрядовых моментов. Чучело всего лишь символ уходящей зимы, ее сжигают для демонстрации освобождения от ее власти. Это нормально и часто присутствует в обрядах многих христианских народов.

Существует даже такой научный термин, как «двоеверие», когда в христианстве присутствуют элементы языческих смыслов.

К самому процессу сожжения чучела я бы относился хорошо, если бы на нем еще были написаны такие слова, как «злость», «ненависть», «немилосердие», «лицемерие», «убийство», «предательство» и т.д.

Другие наши материалы:

Scroll Up