Сардана Татаринова: Дополнительное образование – это новая модель инвестиций в людей

    0
    18

    О том, как стать востребованным специалистом, какие новые образовательные технологии помогут решить масштабные задачи, чем полезно для Якутии взаимодействие с лучшими учебными заведениями страны и зарубежья, а также кому и зачем нужно дополнительное образование, в интервью рассказала ректор Высшей школы инновационного менеджмента при главе республики Сардана Татаринова.


    — Прошел год с того момента, как Институт управления при главе Якутии был переформатирован в Высшую школу инновационного менеджмента. Какие качественные и наиболее существенные изменения произошли за это время?

    — Самые главные изменения связаны с людьми. Во-первых, изменился коллектив ВШИМ. Мы постарались, чтобы сотрудники увидели для себя новые горизонты, выросли профессионально — практически все обучились, причем не только в лучших центрах России, но и за рубежом. Они узнали современные тенденции, получили знания, компетенции, стали активно внедрять новые направления, проекты.

    Во-вторых, стало иным наше отношение к клиентам и их потребностям. Мы постоянно мониторим и анализируем запросы наших слушателей, выясняем то, что им интересно, какие курсы востребованы. В соответствии с этим переформатировали абсолютно все образовательные программы, изменили их содержание, сделали упор на практику. Кроме того, внедрили несколько новых.

    Для желающих обновить свои знания в отрасли права или освоить новую профессию мы предлагаем программу переподготовки по юриспруденции. Для управленцев коммерческих и некоммерческих организаций создана программа по инновационному менеджменту. В «Северный акселератор» мы приглашаем малый и средний бизнес. Кадровики смогут освоить новые технологии в рамках программы «Управление персоналом». Абсолютно для всех актуальна программа по проектному управлению. Очень изменилась программа «Государственное и муниципальное управление» — мы обновили и учебный план, и лекторский состав.

    Поменялись условия для обучения и работы, образовательное пространство в целом. В августе 2016 года в нашем распоряжении было два этажа, сейчас их четыре. Все аудитории переоборудованы, закуплена новая техника. Мы сделали помещения для проведения различных занятий, создали удобную обстановку для проектной, групповой работы.

    Помимо этого, стали иначе взаимодействовать с нашими партнерами. Мы больше не покупаем курсы, а готовим своих специалистов в сфере управления, инноваций, HR, разрабатываем совместные программы. В отношении ОГВ и ОМСУ делаем упор на адресность работы, делаем курсы под их актуальные запросы. Теперь перед нами стоит задача — прийти в районы, особенно северные.

    Когда Институт управления был переименован в Высшую школу инновационного менеджмента, новое название казалось людям длинным и необычным. Прошел год, оно уже стало привычным. И это хорошо. Много сделано для раскрутки бренда ВШИМ, разработаны логотип, новый сайт и портал дистанционного образования.

    Всего этого удалось добиться благодаря тому, что мы находимся под патронатом главы республики Егора Борисова, который ведет эффективную политику по подготовке молодых управленческих кадров. Именно Ил Дархан определил новую концепцию развития ВШИМ и продолжает оказывать всестороннюю поддержку во всех наших начинаниях.

    — В настоящее время во ВШИМ внедряются новые образовательные технологии — форсайты, ассесмент, компьютерные симуляторы, бизнес-игры, другие интерактивные формы обучения. Для чего это делается?

    — Мы стараемся применять современные технологии командной работы. Сейчас никого не интересует старый способ обучения – лекция, передача знаний, теория. Все хотят практические формы, которые связаны с общением, взаимодействием, реализацией проекта, обменом информацией, опытом, ведь тогда можно свободно общаться, быть включенным в процесс, сравнить себя с другими, увидеть свои сильные или слабые места, что-то изменить. Поэтому все современные технологии связаны или с интернетом, или с интерактивными формами, а они очень разные.

    Например, форсайт отличается тем, что направлен на анализ и решение проблем, которые волнуют людей. Это может быть развитие какой-то отрасли, территории, предприятия или учреждения. В форсайте человек представляет все свои идеи, эмоции, опыт – проявляет себя с лучшей стороны в ограниченное время. И параллельно идет интенсивное обучение, потому что он получает знания от других людей, обратную связь. Кроме того, у данного метода есть конкретный результат коллективной работы — какое-то решение, проект или документ. Поэтому форсайт очень популярен. Уже в его названии заложен смысл – оно переводится как «предвидение». Кроме того, технология удобна для работы и видоизменяется под задачи – можно делать короткую, среднюю или длинную сессию, формировать разные группы – большие или малые.

    Мы внедряем форсайт в образовательный процесс. Подготовили сотрудников, которые выступают модераторами, организаторами. Они знают методику, провели много сессий и уже котируются как технологи. Возглавляет это направление проректор по образованию Майя Курнева, она участвовала в форсайтах не только в Якутске, но и в других субъектах России — на Дальнем Востоке, в Амурской области, Приморском крае. Майя Васильевна по приглашению Агентства стратегических инициатив в качестве модератора поехала на Всемирный фестиваль молодежи в Сочи.

    Помимо этого, в ноябре будет запущен портал дистанционного образования, который даст большие возможности и будет удобным для клиентов. Наши преподаватели уже разрабатывают контент не в формате традиционных текстов лекций, а в виде интерактивных практических занятий, упражнений. Благодаря этому слушатели смогут получать новые знания, не выходя из дома, не выезжая за пределы своего района.

    — Как сегодня развивается взаимодействие ВШИМ с зарубежными учебными заведениями? Почему этому направлению работы уделяется значительное внимание?

    — Надо перенимать опыт у лучших. Наиболее известные центры, которые обучают менеджменту и управлению, находятся за рубежом. И мы ездим туда не как туристы, а как партнеры – перенимаем современные технологии и работаем над тем, чтобы якутяне становились специалистами высокого класса и в дальнейшем трудились на благо республики на высочайшем международном уровне. Замечу, что мы вполне соответствуем всем требованиям. Надо просто взаимодействовать с разными людьми и быть мобильными, открытыми.

    Мы определили для себя такие направления, как Корея, Казахстан, Китай и северные страны Европы. Уже подписали соглашения о сотрудничестве с Кореей и Казахстаном. Теперь их лекторы будут полноценно участвовать в наших курсах. Кроме того, разработаем с коллегами совместные образовательные программы и организуем выездные стажировки для якутян.

    Яркий пример взаимодействия с зарубежными учебными заведениями – недавняя стажировка участников программы «Северный акселератор» в Международной школе бизнеса Solbridge, которая находится в корейской «силиконовой долине», городе Тэджон. Якутские бизнесмены узнали, как сделать бизнес инновационным, какие условия в стране и регионе надо создать для развития малого и среднего предпринимательства. Такая подготовка, без сомнения, принесет пользу не только отдельным слушателям, но и республике в целом.

    «Северный акселератор» — это наша программа по обучению предпринимателей, аналогов которой нет в регионе. Она создана для тех, кто жаждет приобрести знания и инструменты для достижения успеха в бизнесе, а также завершить работу над своими проектами. Кроме того, человек всегда в поиске, поэтому, начав одно дело, он может выйти на другие идеи, другой продукт, изменить что-то. А мы в этом поможем. Отмечу, что обучение включает в себя стажировку за границей.

    — В республике сегодня происходит переход от программного управления экономикой к проектному. Как ВШИМ участвует в процессе подготовки кадров для реализации этих изменений? Кому, кроме чиновников, на ваш взгляд, стоит изучать проектный менеджмент?

    — Проектный менеджмент – это не новое направление, а много раз апробированная и доказавшая свою эффективность технология организации деятельности в целях достижения конкретных результатов. Она необходима, когда реализуются большие проекты, в которых задействовано много людей, а это совсем не обязательно только государственное и муниципальное управление, но еще и бизнес, предприниматели, ведь эта сфера очень многопланова. Надо произвести продукт, продать его, выстроить со всеми взаимоотношения. Без проектного управления сделать это просто невозможно. Это касается и жизнеобеспечивающих предприятий в сфере транспорта, энергетики, строительства – у них задачи очень объемные, стратегические, начиная от планирования и заканчивая реализацией.

    Высшая школа инновационного менеджмента по решению правительства Якутии выступает центром компетенций по проектному менеджменту. Мы подготовили команду специалистов, возглавляет которую директор по проектному управлению ВШИМ Евгений Григорьев. Он предприниматель с большим опытом, поэтому на практике видит пользу данного метода и подходит к обучению соответственно. Евгений Николаевич продолжает учиться и выступает не только как сертифицированный международный тренер, но и как эксперт, консультант. Кроме того, все наши сотрудники прошли очень глубокое обучение, сертификацию. Мы также работаем с известными московскими и дальневосточными центрами.

    Сейчас в проектном управлении есть технологии как традиционные, так и гибкие, владеют которыми немногие специалисты. И мы стараемся внедрять их в программу. Если в этом году у нас были базовые курсы по российским стандартам, то теперь включаются компетенции, связанные с международными стандартами, в том числе Agile.

    Тем, кто уже посетил курсы повышения квалификации по проектному управлению, думаю, будет очень полезно пройти программу переподготовки. По окончании обучения слушатели получат сертификат соответствия российским стандартам и подготовятся к международной системе сертификации PMP или IPMA.

    — Как выстраивается взаимодействие ВШИМ с учебными центрами, вузами страны? Конечно, в школе работают преподаватели высокого уровня, но всегда интересно послушать специалиста, имеющего опыт работы в другом регионе. Насколько часто вы приглашаете экспертов со стороны? Кого из тех, кто читал лекции для слушателей ВШИМ, вы можете выделить?

    — В прошлом году мы решили, что нужно быть открытыми и учиться у других, поэтому старались, насколько возможно, во всех программах задействовать специалистов-практиков. У нас читают лекции эксперты из органов государственной власти республики, имеющие огромный опыт работы и знающие актуальный материал, а также якутские предприниматели, бизнесмены.

    Мы приглашаем тренеров из Москвы, Татарстана, Хабаровска, Санкт-Петербурга, Новосибирска. По сравнению с прошлым годом количество преподавателей из других регионов выросло в два раза.

    Когда начинали работать, стояли перед выбором: приглашать человека с громким именем, чей однократный приезд будет стоить больших денег, или на постоянной основе обеспечить каждую нашу программу высококвалифицированными специалистами. Остановились на втором варианте. Теперь нашими лекторами являются представители столичных учебных центров «Проектное управление» и «Проектная практика», Дальневосточного научного центра местного самоуправления, бизнес-школы РГГУ, Высшей школы экономики, Агентства стратегических инициатив, РАНХиГС, Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, Санкт-Петербургского университета ИТМО, а также сертифицированные коучи, бизнес-тренеры и другие.

    С этого года начнем приглашать специалистов из-за рубежа.

    — Какими качествами должен обладать сегодня человек, чтобы соответствовать требованиям времени и быть востребованным на рынке труда? Можно ли добиться повышения по карьерной лестнице без получения дополнительного образования?

    — Сейчас такое время, что допобразование становится обязательным. То есть оно не является дополнением к той профессии, которой вы уже владеете, а позволяет вам получить новые компетенции и освоить другую специальность. Для этого не надо на несколько лет выпадать из производства, можно совмещать обучение и работу. Нужно постоянно получать знания – проходить курсы повышения квалификации или программы переподготовки, ведь все быстро меняется, обновляется. Появляются другие технологии и формы работы, структура организаций перестраивается, да и в сфере управления, отдельных отраслях – большое количество изменений. Если не учиться, можно быстро отстать, а догнать будет сложно. И это касается не только людей, которые хотят расти в профессиональном плане и двигаться вперед по карьерной лестнице, но и предприятий, органов власти, выстраивающих эффективную кадровую политику и заинтересованных в развитии своих сотрудников.