Автор Дэвид Рамсер презентовал в Якутске свою книгу «Растопить ледяной занавес» о дружбе Аляски и России. Какую роль сыграл Якутск в восстановлении отношений между двумя супердержавами и есть ли будущее у этого сотрудничества, писатель рассказал в интервью ЯСИА. 


— Господин Рамсер, почему вы решили презентовать свою книгу именно в Якутске?

— Я хотел вернуться в те города, которые сыграли ключевую роль в «растапливании ледяного занавеса» и развитии отношений между двумя берегами, разделенными Беринговым проливом. Об этом я и рассказываю в своей книге. Якутск, конечно же, был среди них. Мы также планируем посетить Владивосток, Хабаровск, Магадан, Петропавловск-Камчатский и Анадырь. Каждый из них имеет свой город-побратим на Аляске.

— Что вы думаете о побратимстве Якутска и Фэрбенкса ?

— Именно Якутск и Фэрбенкс были первыми городами, наладившими общение после «холодной войны», и сегодня активно сохраняют и развивают эти связи.

— На Аляске несколько городов подписали соглашения о сотрудничестве с российскими. А что насчет них?

— Многие города-побратимы уже прекратили братские отношения. Недавно со мной связывались представители трех городов Аляски, которые хотели бы возобновить отношения с Россией. Во время своего двухнедельного презентационного тура я передам письма от мэров Джуно и Анкориджа представителям Владивостока и Магадана. Насколько мне известно, в следующем месяце в Якутск прибудут представители из Фэрбенкса, чтобы переговорить с местной администрацией о разработке обменных программ.

— В чем же заключается успех дружбы Якутска и Фэрбенкса?

— Думаю, одна из причин — наша схожесть. Мы живем в похожих экстремальных климатических условиях, оба города находятся далеко от национальных столиц, люди понимают, что работают на общее благо. Когда я прилетел в Якутск и увидел город, то подумал, что он очень похож на Фэрбэнкс – открытые пространства, река и даже деревья.

— Поможет ли опыт наших городов улучшению связей между Россией и США?

— Сегодня по многим причинам не так много взаимодействия между этими двумя странами. Кажется, что мы возвращаемся в тот период, когда мы не понимали друг друга из-за недостатка общения. Но, несмотря на это, я остаюсь оптимистом.

Верю, что модель гражданской дипломатии, которую применяли аляскинцы и россияне, может быть использована для налаживания отношений между обеими странами.

Я надеюсь, что моя книга поможет по-новому взглянуть на то, как, начиная с середины 1980-х, эти отношения улучшались, и, возможно, эта история будет уроком для нас сейчас. Надеюсь, что люди по обеим сторонам пролива смогут увидеть, что пути для улучшения отношений посредством народной дипломатии на самом деле существуют.

— В каких областях могли бы сотрудничать Россия и Америка?

— Арктика сейчас сильно меняется из-за климатических особенностей. Я думаю, что США, как входящие в число арктических государств, должны обратить внимание на то, как Россия работает с арктическими регионами, потому что почти половина всей Арктики лежит именно в вашей стране.

У вас есть около 25 действующих ледоколов, в то время как у США только два, и то старых и почти неработающих.

Так что Аляска и Россия могут работать вместе над решением ряда проблем, включая развитие транспортной инфраструктуры, разработку природных ресурсов и охрану территорий от чрезмерного загрязнения.

— Какова была реакция читателей на вашу книгу? Отличается ли она в обеих странах?

— Все, с кем я разговаривал на Аляске и здесь в России, были вдохновлены темой восстановления отношений. Думаю, что сейчас перед нами стоят новые вызовы, которых не было в 1980-х годах, например, политические и касающиеся транспортной сферы. Между Аляской и Россией все еще нет регулярных прямых рейсов. Есть только  самолеты, которые летают маршрутом Якутск – Петропавлоск-Камчатский – Анкоридж в летнее время. Было бы здорово иметь возможность летать в Якутск в любое время.

— Планируете ли вы еще написать книгу о России?

— Я думал об этом. В данный момент у меня есть отличная возможность посетить несколько важных городов за короткое время. Так что я с удовольствием написал бы о своих наблюдениях за время путешествия. Я не уверен насчет книги, но точно будут статьи и доклады на эту тему.