Наши люди: Жанна Мандарова о профессии социального работника и сложностях с подопечными

245

ЯСИА продолжает проект «Наши люди» при поддержке Федерации профсоюзов Якутии. Это истории и воспоминания талантливых, трудолюбивых, целеустремленных жителей республики. Герой нового выпуска — сотрудник комплексного центра социального обслуживания в Якутске Жанна Мандарова. О тонкостях своей работы она поведала ко Дню социального работника, который отмечается в России 8 июня. 


12 подопечных 

Не у всех людей преклонного возраста есть близкие, которые бы о них заботились. К таким людям и приходят на помощь социальные работники.

На попечении Жанны Мандаровой, которая в этой профессии семь лет, 12 пенсионеров разного возраста. Своих подопечных женщина посещает не менее двух раз в неделю.

 

Что делают социальные работники?

В обязанности соцработника входит помощь по дому,  покупка продуктов и лекарств, а также консультация по всем важным вопросам.

Одинокому человеку порой нужно просто общение, поэтому беседы — немаловажная часть работы. Но в случае, если соцработник видит, что у клиента подавленное или близкое к депрессии состояние, его записывают к психологу.

Тем, кто не может позаботиться о себе сам, уделяется больше времени. Речь идёт о людях с инвалидностью и тех, кто передвигается на коляске.

Ветерану тыла Анне Васильевне Чьямовой 85 лет, услугами комплексного центра она начала пользоваться недавно. Бабушка родом из Таттинского улуса, в Якутске проживает более 20 лет.

«Не знаю, как бы я обходилась без моей Жанны Павловны. Сама я тоже стараюсь держать порядок в доме, но без ее помощи мне не обойтись», – делится Анна Васильевна.

Ещё одна подопечная Мандаровой – Александра Васильевна Щербакова. Она проживает одна и всегда ждет, когда к ней придет ее любимый соцработник. На днях у нее сломался глюкометр. Заботливая Жанна Павловна его тут же отнесла на ремонт.

«Мне казалось, что я не смогу долго работать на этой должности, — признается соцработник. — Теперь моя профессия стала делом жизни. Уже не представляю себя на другом месте».

Образование у Жанны Павловны – высшее, по диплому она делопроизводитель. Женщина признается, что в своей профессии она оказалась случайно.

«Сидела без работы, пока мне не позвонила родственница. Она сказала, что есть вакансия соцработника. Я решила попробовать, и у меня получилось», — говорит Жанна Павловна.

Текучки кадров в их профессии нет. Люди здесь работают многими годами.

«Радует, что среди соцработников стало много молодежи, а ведь раньше в основном были задействованы люди пенсионного возраста. Сейчас требования ужесточились, при приеме смотрят на образование, во время работы много отчетности и документации».

«Радует, что сейчас молодежь целенаправленно идет работать социальными работниками».

О сложных клиентах и важности их понимания

Бывают сложные клиенты, которые отказываются от помощи, не идут на контакт или тяжелы в общении. По словам Жанны Павловны, главная черта характера, необходимая для работы, это умение слушать человека и понимать его.

Для большинства подопечных Жанна Павловна не просто соцработник, приходящий помочь с бытом, а близкий друг и родной человек.

«Конечно, в моей работе бывают трудности, ведь у каждого свой характер, свой нрав.  Бывает, что устаю от работы, в такие моменты спасает психологическая разгрузка», — делится соцработник.

Наша героиня работает пять дней в неделю со стандартным графиком с девяти до шести. Перед выездом к клиентам Жанна Павловна любить по утрам бегать. По ее словам, это здорово помогает привести мысли в порядок и настроиться на работу.

«Главная черта характера соцработника — это умение слушать»

 

Бесплатны ли для населения услуги соцработников?

Комплексный центр социального обслуживания – бюджетное учреждение, поэтому для тех, у кого прожиточный минимум ниже нормы услуги социального работника бесплатны.

Каждый квартал центр запрашивает справки о доходах клиентов, размере их пенсии и т.д. Кто-то получает услуги бесплатно, кто-то оплачивает сто рублей, а некоторые – пять тысяч рублей.