МинЖКХ Якутии: Последствия срыва сроков по «мусорной» реформе могут быть катастрофическими

0
367

Насколько серьёзны последствия расторжения концессионного соглашения между регоператором и столицей региона, будут ли новые полигон и сортировочная станция принадлежать «Якутскэкосети», почему с 1 января якутяне платят за вывоз мусора больше, хотя раньше услуга оказывалась им на таком же уровне — об этом в интервью ЯСИА рассказал замминистра ЖКХ и энергетики республики Виктор Романов.


На традиционной встрече с главными редакторами СМИ, состоявшейся 26 марта, глава республики Айсен Николаев рассказал о том, чем может обернуться расторжение концессионного соглашения между Якутском и регоператором Центральной зоны Якутии – компанией «Якутскэкосети». Если коротко, то есть вероятность, что в таком случае городу придётся заплатить штраф в размере около 3,5 млрд рублей.

Замминистра ЖКХ и энергетики региона Виктор Романов также подтвердил нежелательность проведения этой процедуры.

— Со стороны руководства столицы республики озвучивалось мнение, что запуск «мусорной» реформы был поспешным шагом. Гипотетически насколько серьёзны последствия расторжения концессионного соглашения с регоператорами? Считаете ли Вы, что с реализацией нового закона по обращению с ТКО можно было повременить?

— Действительно, недочёты со стороны концессионера – «Якутскэкосети» — есть. Но надо понимать, что по своим масштабам «мусорная реформа» очень громоздка. Вместе с тем, её цель – улучшить качество нашей жизни. Да, раньше мы как-то жили без новой системы обращения с отходами, но рано или поздно перед якутянами бы встал вопрос колоссальной экологической угрозы, возникшей по вине старых мусорных полигонов и несанкционированных свалок.

Рано или поздно перед якутянами бы встал вопрос колоссальной экологической угрозы, возникшей по вине старых мусорных полигонов и несанкционированных свалок

Не стоит забывать, что «Якутскэкосети» имеет обязательства перед городом построить полигон и сортировочную станцию. Если концессионное соглашение будет расторгнуто, нужно будет заключать его с другой компанией, так как ни у города, ни у республики нет одного млрд рублей на строительство этих объектов. Поиск нового концессионера может затянуться до полутора лет.

При этом, по информации компании, часть обязательств не исполняется по независящим от неё обстоятельствам. Например, участок по Базовому переулку, который город предоставил регоператору для строительства станции, оказался непригодным для строительства: грунты там заболочены вплоть до 15 метров.

Перед Якутией также стоит задача по рекультивации старых свалок, строительству новых полигонов и сортировочных станций в рамках реализации нацпроекта «Экология» и федерального проекта «Чистая страна». Так, на 2020 год предусмотрено около 570 млн федеральных средств на рекультивацию полигона на девятом километре Вилюйского тракта. Однако Минприроды РФ ставит условие, при котором деньги будут выделены только при наличии в Якутске нового полигона отходов. Если мы не успеем его построить, то высока вероятность, что мы вообще не получим этих денег.

Если мы не успеем построить новый полигон, то высока вероятность, что мы вообще не получим денег на рекультивацию старого

Как только нам стало известно о намерении расторгнуть концессионное соглашение с регоператором со стороны городских властей, было организовано совещание с участием широкого круга лиц, в том числе мэра столицы Сарданы Авксентьевой. В окружной администрации имелись волнения на счёт того, что регоператор не укладывается в сроки разработки проектно-сметной документации (ПСД) по полигону отходов. По итогам совещания все пришли к понимаю, что самоцели расторгать концессионное соглашение между мэрией Якутска и «Якутскэкосети» нет.

— Как в таком случае будет проходить строительство полигона и станции? Получает ли Якутск новые объекты в пользование или они будут принадлежать регоператору? 

— Мы рекомендовали рассматривать оба объекта в рамках единого проекта. На сегодня ПСД разрабатывается на полигон, но концептуально это первый этап проекта, а сортировочная станция – второй этап.

Концессионное соглашение заключено между концидентом в лице ДИЗО мэрии Якутска и концессионером – компанией «Якутскэкосети». Концессионер — это по-простому частный инвестор. Итогом инвестирования, согласно соглашению, станет муниципальный полигон. Он регистрируется в муниципальную собственность, и в дальнейшем концессионер имеет только право владения и пользования, но без права продажи.

В дальнейшем «Якутскэкосети» имеет только право владения и пользования новым полигоном, но без права продажи.

Поэтому новость о том, что полигон будет принадлежать эстонскому инвестору, раздута на пустом месте. Ничего хорошего в результате этой и других инсинуаций не выйдет, город при этом просто пострадает. Да, действительно, 51% компании «Якутскэкосети» принадлежит эстонской компании, которая рассматривается на сегодня в качестве ключевого инвестора. Однако когда в СМИ начали муссировать вопрос участия зарубежной фирмы в реализации проекта, по информации регоператора, появились риски того, что она не будет инвестировать свои средства. Если такое решение будет принято окончательно, то концессионеру придётся искать нового инвестора. Это напрямую повлияет на нарушение сроков ввода полигона, что, как я говорил ранее, отразится и на получении федеральных средств на рекультивацию существующей свалки в Якутске, и на дальнейшем строительстве сортировочной станции, и, в целом, на реализации реформы.

Речь шла и о дороговизне проекта. На сегодня его стоимость оценивается в один млрд рублей. Однако окончательная стоимость определяется только государственными технической и ценовой экспертизами ПСД. Нас спрашивают, а почему установлена именно такая сумма? Потому что при расчёте инвестиций всегда используется метод аналогов – оценка стоимости уже построенных объектов.

Такие объекты строятся и в других субъектах, и везде их стоимость оценивается в миллиардах рублей. В Хабаровске вышло более двух млрд рублей. Стоит учитывать, что в центральной России при строительстве полигонов выкапывается котлован и производится выемка грунтов.  В Якутии из-за вечномерзлых грунтов мы не можем копать. Наоборот будет сооружаться искусственная насыпь.

— Будут приняты организационные выводы после конфликта между регоператором и Ассоциацией перевозчиков ТКО республики, возникшего в связи с расхождением в объёмах вывезенных отходов, чтобы в будущем подобные случаи не возникали? Как Вы считаете, действительно ли норматив установлен неверно и требует корректировки?

— Когда в конце февраля договор между Ассоциацией перевозчиков ТКО Якутии и регоператором истек, министерство посчитало, что «Якутскэкосети» должно обеспечивать вывоз мусора самостоятельно, так при сохранении договорных взаимоотношений разногласия между сторонами могли продолжиться.

Доводилась информация, что регоператор не справляется с обязанностями – мы проверили работу компании в ходе рейдов. В результате точечные заполнения мы зафиксировали, но захламлённости, которая должна была появиться из-за того, что мусор не вывозился неделями, нигде не увидели. Сейчас «Якутскэкосети» привлекает мусоровозную технику, чтобы полностью обеспечить вывоз мусора своими силами.

В отношении норматива отмечу, что он основан на натурных измерениях. Согласно правилам определения нормативов, в течение четырёх сезонов измерялось количество образованных отходов в различных населённых пунктах (промышленное, сельское или северное поселение) и в зависимости от категории объекта (жильё, частный сектор, кафе, магазины, поликлиники, офисы и так далее). Полученные данные неоднократно обсуждались на общественном совете при нашем министерстве, и в итоге были утверждены.

Ранее в Якутске также действовали нормативы, основанные на натурных измерениях. В свою очередь в муниципальных районах копировался норматив, полученный ещё в советское время. В частности, плотность отходов составляла 250 кг на кубометр, однако она не учитывала то количество упаковки, которое мы выбрасываем сейчас. Сейчас в нормативах заложена плотность в объеме 150 кг на кубометр.

Сами участники рынка зачастую заявляют, что нормативы занижены, то есть фактическое образование мусора выше заявленного

Сами участники рынка зачастую заявляют, что нормативы занижены, то есть фактическое образования мусора выше заявленного. Сейчас мы проводим соответствующий мониторинг, анализируем отходы, которые образуются в тех местах, где их учёт более-менее налажен. Речь идет, например, о полигоне в городе Нерюнгри – там установлена автовесовая: оператор фиксирует марку мусоровоза, вес отходов и откуда он собирается.

В качестве примера нам приводили одну из поликлиник Якутска. Согласно нормативам, учреждение должно производить один контейнер мусора в неделю, а по факту выходит три контейнера в день. Возможно, это связано с тем, что неверно указана площадь объекта или его посещаемость. Посещаемость же устанавливается проектом, то есть поликлиника, например, рассчитана на 100 посещений в смену, а по факту её посещают 300 человек. Эти случаи будут изучаться для получения более объективной информации.

Ситуация осложняется тем, что во множестве населённых пунктов многоквартирные дома (МКД) соседствуют с частным сектором, и жители выбрасывают мусор в одни и те же контейнеры. Непосредственно в Якутске офисные помещения порой размещаются на первых этажах МКД – мусор, выброшенный юридическими лицами в контейнеры жилого дома, оказывается неучтенным. Как сообщает регоператор, в связи с этим по многоквартирному жилью превышение нормативов составляет 20%. В этом плане нам, как курирующему «мусорную» реформу ведомству, необходимо выявить всех отходообразователей, чтобы увидеть картину целиком.

По многоквартирному жилью превышение нормативов составляет 20%

Кроме того, мы ведём работу по созданию маршрута, заточенного именно на натурные измерения: его смысл в том, чтобы, например, собирать мусор только с многоквартирных домов и взвешивать фактическое количество мусора. К утверждению нового тарифа на обращение с ТКО к июлю 2020 года у нас уже будет объективные данные по соответствию норматива фактическим объёмам образования отходов.

Во время проведения натурных измерений ради эксперимента я начал сам дома собирать отходы и сортировать их на четыре фракции – пластик, стекло, крупногабаритный мусор и всё остальное. Перед тем, как всё выбросить, раздельно их взвешивал и учитывал объёмы. После всех подсчетов моя семья из пяти человек образовала 1,3 кубометра отходов в пересчёте на год. То есть ниже, чем норматив, установленный в объеме 1,8 кубометров. Я посчитал, что эксперимент удался, так как, во-первых, норматив всё равно в первый год может быть чуть завышен, во-вторых, из пяти членов семьи трое у меня дети, которые производят меньше мусора, чем взрослые.

В отношении возможных споров могу сказать, что будем рассматривать их по мере возникновения. Наша цель – обеспечить нормальную организацию вывоза, чтобы соблюдались интересы всех участников рынка и горожан.

— Как изменится норматив по предварительным данным?

— Исходя из существующих тенденций, возможно, он повысится. В частности, для юридических лиц, так как по данным «Якутскэкосети», они образуют больше отходов, чем указано в нормативах. При этом вывоз одного куба подешевеет, но на тарифе для конечного потребителя это особо не отразится.

— Есть жалобы со стороны населения в связи с повышением тарифа. Например, в Якутске он повысился до 131 рубля. Рост составил 1,5 раза минимум. Приводится аргумент, что раньше мусор вывозился, проблем не было, а изменений в связи с ростом тарифов горожане не замечают.

— С одной стороны, они правы. При этом стоит учитывать очень важный момент. Ежегодно, по данным Минэкологии республики, в Якутске и его окрестностях образуется около 60-70 стихийный свалок. Это издержки старой системы обращений с ТКО, при которой взаимоотношения по вывозу мусора устанавливались исключительно между УК и перевозчиками, которые не несли никакую ответственность после сбора отходов из баков. Недобросовестный перевозчик, естественно, не ехал на полигон. Соответственно, якутяне должны осознавать, что, оплачивая услуги вывоза мусор сегодня, они получают гарантию, что отходы не выбросят, например, в лесу.

Образование около 60-70 стихийный свалок в год в Якутке и его окрестностях — это издержки старой системы обращений с ТКО

При размещении ТКО на полигоне перевозчики также оплачивают налог за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, раньше мусор транспортировали индивидуальные предприниматели, которые не платили НДС. Сейчас обращение с отходами – это большой производственный процесс, который облагается НДС в 20%. Коротко говоря, упорядочивание системы привело к росту платы граждан.

Якутяне обсуждают и то, что в тарифе «сидят» капитальные затраты на строительство полигона и сортировочной станции. Да, это так, но оплачивая любую коммунальную услугу, например, водо-, тепло-, энергоснабжение, мы в любом случае в определённой степени оплачиваем работы по обновлению фондов, модернизации и строительству оборудования и так далее. В случае с тарифом на обращение с ТКО это оформлено в виде инвестсоставляющей – разница только в этом.

— Как дальше будет реализовываться мусорная реформа? К каким проблемам готовитесь?

— Нам важно, чтобы договорами с регоператорами было охвачено максимальное число отходообразователей. Когда эта база будет сформирована, проще будет налаживать взаимоотношения между перевозчиками и регоператорами во всех четырёх зонах Якутии. Сейчас мы проводим работу по выявлению тех юридических лиц, которые уклоняются от заключения договоров, передаем информацию в надзорные органы, которые будут проверять их на соблюдение законодательства в области охраны природы.

Утверждённые тарифы не устраивают многих юридических лиц, но для них есть выход из ситуации. Он заключается в паспортизации отходов, что позволит им уменьшить плату за вывоз мусора. Юрлицо прописывает в паспорте, что «образует» ТКО и картон, который, согласно федеральному законодательству, не является ТКО. Особенно это актуально для торговых центров, самый большой объём отходов у которых занимает картон. После паспортизации картон можно вывозить самостоятельно, не оплачивая вывоз этой фракции регоператору. Тогда юрлицо не должно платить за вывоз всех четырех контейнеров, из которых ТКО занимает, например, только один, а значит, тариф для него будет ниже. Сейчас мы рекомендуем регоператорам в рамках отдельного договора оказывать услугу по вывозу картона.