Финалистка премии «Гордость Якутии» Луиза Мальцева: Я никогда не ограничиваюсь одним лишь учебником

5619

Одним из пяти финалистов всенародной премии «Гордость Якутии» в номинации «Учитель» стала педагог начальных классов Вилюйской СОШ №3 Луиза Мальцева. В ходе отборочного голосования она набрала 986 голосов и заняла второе место. Она рассказала, как в обычный урок привнести состязательные моменты, игру и творческую работу, чтобы интересно увлечь детей в образовательный процесс. 


— Луиза Романовна, какова была ваша реакция на известие о том, что вы попали в список финалистов премии «Гордость Якутии»?

— В первую очередь, это чувство большого волнения и радости. И не столько от того, что оказалась в пятерке лидеров, а сколько от осознания мощной поддержки моих нынешних и бывших учеников, их родителей, родных и друзей, коллег и многих земляков. Это дорогого стоит!

Во-вторых, чувство гордости именно за них, за моих болельщиков. Ведь это их слаженная работа привела к такому итогу. Сразу же всех оповестила о результатах голосования и искренне поблагодарила их.

И в ответ в моем телефоне вновь открылась «горячая линия», не успевала отвечать на поздравления.  К этому событию родитель моей ученицы Сардана Васильевна накрыла сладкий для всего класса. 

— Чего вы собираетесь достичь в течение ближайших пяти лет?

— Буду дальше работать, познавать себя и своих учеников, идти в ногу со временем, претворять свои проекты в жизнь. Это выпуск авторских электронных дидактических пособий по литературному чтению.

— У учителя начальных классов предметов и тем очень много. Какие уроки вам нравятся больше всего?

— Особенно нравятся уроки литературы, раскрывающие в детях умение сопереживать, и окружающего мира, которые учат познавать природу. Да и без математики никуда.  То есть мне очень нравятся темы из практической повседневной жизни, вызывающие у детей наибольший интерес.

Признаюсь, что не очень люблю раздел фонетики из русского языка. Его сложность заключается в том, что нет однозначного соответствия между звучанием и написанием слов. Здесь я приверженец методики Кушнира, который предлагает отставить сложные упражнения на развитие слуха и начать обучение сразу с чтения слов и текстов, без всякой разбивки на звуки. Это не только обеспечит грамотность, но и сделает процесс овладения чтением более простым.

— Чтобы сохранить искорку любознательности в детях, я никогда не ограничиваюсь лишь одним учебником. Обязательно выходим за его рамки.

Как вы повышаете интерес и мотивацию учеников для активного изучения вашего предмета?

— Очень часто дети приносят книги автора, произведения которого мы читаем в данное время. Иногда умудряются приносить  тяжелые энциклопедии и обучающие диски на уроки окружающего мира. А еще ученики любят состязательность: кто получит больше пятерок с плюсом. Предлагаю работу в парах и группах, это очень им нравится. Обожают творческую работу: мини-сочинения, разучивание стихов, рисование по впечатлениям. Когда провожу с детьми рефлексию, то отмечаем не только недостатки, но и малейшие достижения каждого из них.

— Как вы поступаете с учениками, которые отличаются плохим поведением, создавая этим проблему на уроке?

— Помогают разговоры по душам как с данным учеником, так и с родителями. Также при помощи психологических тестов после изучения особенностей семьи и здоровья ребенка, необходимо наметить план совместных действий по коррекции поведения. Очень действенным в младшем школьном возрасте я считаю создание ситуации успеха, ведь часто у таких детей бывает или очень заниженная, или слишком неадекватная самооценка.

Преследуют ли мысли о работе, когда вы покидаете стены родной школы?

— Рабочий день учителя продолжается даже тогда, когда его ученики давно разошлись по домам. Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходима обстоятельная и тщательная подготовка к предстоящим урокам и мероприятиям.

— Какие вы выделяете типы учеников по их отношению к учебе?

— Сложно классифицировать людей, а особенно — младших школьников по типам. Для себя я бы выделила такие группы: увлеченные, ответственные, исполнительные, старательные, незрелые и несамостоятельные дети. Названные группы могут быть постоянными, устойчивыми, а могут быть подвижными, когда характер стимулирования определяется сложившейся ситуацией, конкретными обстоятельствами.

— Опишите вашу лучшую педагогическую разработку, инициативу.

— Я как любой опытный учитель всегда делюсь опытом с коллегами, выступаю с различными инициативами, которые мы всем коллективом претворяем в жизнь. Это, например, создание в своем классе хора, танцевального и вокального ансамбля «Колокольчики», студии мод «Кэрэчээнэ Куо», организация первого улусного песенного конкурса«Ыллаа-туой, уол о5о» и многое другое.

В данное время по своей инициативе провожу виртуальные олимпиады по литературному чтению и краеведению на сайте vilolimp.ru. Я уверена, что истинными патриотами вырастают лишь те дети, которые хорошо знают свой край, свою родину, свой народ.

— Каким должен быть идеальным урок?

— Не похожим на предыдущие, актуальным, интересным, увлекательным, современным, демократичным, творческим . На уроке должно быть комфортно и ученикам, и учителю, чтобы никто не ждал его окончания!

— «Я не учитель. Я просто помогаю тебе изучать себя» (Брюс Ли). К этому высказыванию у меня неоднозначное отношение. Как педагог и родитель я бы сказала так: любой человек, а особенно дети, во-первых, должны познать себя самого. Надо понять: кто они, чего хотят в этой жизни, к чему им надо стремиться, в чем смысл?

— «Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей» (Жорж Сименон). Это цитата должна быть для нас, особенно учителей начальных классов, предостережением, предупредительным знаком. Очень часто младшие школьники ждут до вечера своих занятых родителей с работы, чтобы выполнить домашние задания. И тогда, усталые дети и родители, не справившись с трудными заданиями, копят негативное и неприязненное отношение к школе, к учителю. У школьников возникает чувство неуверенности, может даже пропасть интерес к учебе. С другой стороны, родители первоклашек очень просят задать домашние задания.

— «Обучать — значит вдвойне учиться» (Жозеф Жубер). Я согласна с этим высказыванием. Нужно знать не только свой предмет, но и стараться быть осведомлённым во всех областях науки, культуры, общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и т.д. Только так учитель сможет идти в ногу со временем, завлекая за собой своих учеников. 

***

«Гордость Якутии»: Стартовало голосование за финалистов всенародной премии в номинации «Учитель»

Напомним, с 4 по 10 октября на сайте ЯСИА проводилось отборочное голосование среди кандидатов в номинации «Учитель» всенародной премии «Гордость Якутии». Борьба развернулась среди 88 педагогов из 28 районов республики. Всего в адрес номинантов поступило более 18 тысяч голосов.

В пятерку финалистов вошли учитель начальных классов Усть-Майской средней школы Ольга Попова, учитель начальных классов Вилюйской СОШ №3 Луиза Мальцева, учитель химии и биологии Бетюнской СОШ Амгинского улуса  Валентина Дьячковская, учитель английского и испанского языков СОШ №1 г. Нерюнгри Ирина Пахомова и учитель физической культуры Чурапчинской СОШ им. С.А. Новгородова Владислав Кривошапкин.

До завершения заключительной гонки мы подробно расскажем о каждом из них. Проголосовать за финалистов можно по ссылке во вкладке «Гордость Якутии» и по этой ссылке, где отображается общее количество голосов, отданных за того или иного педагога.

Участвуйте в нашем проекте! Читайте материалы, голосуйте, выражайте свое мнение! Давайте покажем, что в любых, даже самых сложных условиях, наш регион развивается, идет вперед и нам есть чем гордиться.

19
1