Электронные магазины как инструмент развития предпринимательства в Якутии

0
44

Международный валютный фонд ухудшил прогноз роста ВВП России в 2019 году до 1,1%. В комментарии эксперты МВФ указывают на необходимость дальнейших структурных реформ в стране, в том числе улучшения процесса проведения госзакупок. Между тем, 24 октября в Совете Федерации планируют начать парламентские слушания по законопроекту, направленному на дальнейшее регулирование этого рынка. 


Система организации госзакупок в России делится на три уровня: федеральный, субъектовый и муниципальный. Два последних доступны малому и среднему бизнесу и за счет этого показывают активный прирост сделок в количественном и денежном выражении. Поэтому цифровизация и повышение эффективности этого направления – одна из важнейших тем для федеральных и муниципальных властей.

В течение последних трех лет на субъектовом уровне активно развивается формат электронных магазинов – онлайн-торговых площадок, где заказчики размещают свои извещения о потребности в закупке и собирают заявки участников по ней, по такой схеме проходит порядка 85% всех закупок малого объема. Второй способ – это когда поставщик размещает свои прайс-листы в электронном магазине, а заказчик соглашается с офертой поставщика, то есть осуществляет закупку на основании предложения участника о продаже.

Эффективность этого инструмента подтверждают цифры. В 2018 году общий объем торгов через такие магазины составил более 800 млрд рублей, а количество сделок превысило 20 млн штук. В 2019 году положительная динамика усилилась. Сейчас в среднем ежемесячно через электронные магазины проходит более 200 тысяч закупок на 8 млрд рублей. В Якутске только через электронный магазин площадки РТС-тендер проходят закупки  со средней ценой контракта в полмиллиона рублей.

Электронные магазины стали основными торговыми площадками для предприятий малого и среднего бизнеса, которые являются ключевыми хозяйствующими субъектами для развития экономики, усиливая ее через инновационную активность.  Развитие этого сегмента во многом зависит от мер государственной поддержки, в том числе и через госзакупки, говорят участники рынка, а здоровая конкуренция – важнейшее условие развития и функционирования рыночной экономики любой страны.

При этом излишнее административное регулирование без учета накопленного опыта и использования уже эффективно работающих технологий может отбросить регионы на 4-5 лет назад и фактически отправит в корзину позитивные достижения, полученные в этой области за последние годы.

На федеральном уровне с 1 марта 2019 года может работать только одна площадка – единый агрегатор торговли «Березка». Рынок довольно осторожно относится к такому решению. Например, по данным за июль 2019 года, объем торгов на «Березке» составил всего 190 млн рублей. Это в 40 раз меньше торгов, проводимых в других электронных магазинах.

К осенней сессии Госдумы может возникнуть прецедент перевода всех закупок малого объема субъектового и муниципального уровня на ЕАТ «Березка», то есть всего рынка полностью, и у этого решения есть ряд недостатков:

— игнорирование накопленного опыта в отношении электронных магазинов, которые широко используются в регионах;

— монополизация, следовательно, стагнация рынка ЗМО, уход от конкуренции, которая дает импульс развитию этого сегмента;

— очередное перекраивание сложившейся практики очень ресурсоемко как для заказчиков, так и для поставщиков, большинство из которых – субъекты МСП, сокращение экономического потенциала сегмента на неопределенный срок.

В регионах объясняют скептицизм по отношению к новому оператору желанием сохранить возможность выбора и уже ставшую привычной практику малых закупок. Участники торгов отмечают: нынешняя модель размещения закупок малого объема зарекомендовала себя с лучшей стороны и вряд ли стоит ее менять. Хотя интеграции могут быть неплохим дополнительным решением.

Написать комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here

17 + 16 =

17 − = 16