Эдуард Новиков: У якутского кино есть будущее

Триумфатор МКФ о мистике на съёмках, поисках фактурного орла и редкой профессии беркутчи
10:00, 19 сентября 2018
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Якутяне наконец-то смогут увидеть на больших экранах фильм, прогремевший уже не только по всей России, но и за рубежом. Уже завтра «Царь-птица» взлетит во всех кинотеатрах республики. Перед премьерой режиссёр картины Эдуард Новиков рассказал ЯСИА о том, как стал режиссёром, о мистических случаях на съёмках и потенциальных названиях его лучшего фильма.


— Вы начинали свою творческую карьеру как оператор. Как выбрали профессию?

— С детства большого желания становиться режиссёром или оператором у меня не было. После армии в 1991 году я работал в Немюгюнцах, никуда поступать не планировал. В операторство я пришёл случайно. Мой друг Гоша Сергеев рассказал, что в Якутске при ПТУ-7 открывается специальность «Оператор мини-телестудий». Подал документы, поступил. Уже через полтора года у меня была новая профессия. После я проходил практику на НВК «Саха», делал сюжеты для новостей.

Однажды мне предложили поехать в командировку на две недели в село Кындал Чурапчинского улуса. Времени на раздумья было мало, решил хоть как-то подготовиться: набрал кассет с видеопроката и начал смотреть, как снимают фильмы. Но как подготовиться, не имея нужных знаний, за три-четыре дня? Это были съёмки ужастика «Сэттээх сир» («Проклятая земля»), где я попробовал себя в качестве оператора. Про себя я тогда подумал: оказывается, можно снимать фильмы!

Эдуард Новиков, исполнители главных ролей в «Царь-птице» Зоя Попова и Степан Петров

— Над каким фильмом Вы впервые работали как режиссёр?

— Это была 30-минутная короткометражка с одним актёром «Танара» («Бог»), которую я снял для своей дипломной работы в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения. В основе сюжета — пьеса Семёна Ермолаева.

Учиться на оператора меня позвали опять же друзья – Кеша Аммосов и Иван Алексеев, с которыми я учился в ПТУ. Подавать документы я поехал на следующий год после них. Оказалось, что именно в том году в эту мастерскую студентов не набирали. Но я не мог просто так вернуться домой. Узнал, что при телевизионной кафедре открылась новая экспериментальная группа, которая обучала специальности «Оператор-режиссёр». Успешно поступил, проучился пять лет.

Кстати, свой первый фильм хотел снять в настоящей тюрьме, но кто пустит туда простых студентов? Пришлось создать карцер в павильоне, всё было максимально просто. Удачно защитив дипломную работу, вернулся в Якутск. С 2003 года я работаю в «Сахафильме».

Название для якутского фильма придумал сценарист Семен Ермолаев

— Какой Ваш любимый фильм?

— Сложный вопрос, их много. Когда я поступал в СпбКИТ, я не знал таких режиссёров, как Ингмар Бергман, Акира Куросава и Андрей Тарковский, чьи фильмы мне сейчас нравятся. В то время я смотрел популярные комедии и боевики с Брюсом Ли и Джеки Чаном. Предпочитаю оценивать авторские картины дома на ноутбуке, а массовое и развлекательное – в кинотеатрах. Смотрю и якутские фильмы.

В кинотеатре я не режиссёр, а зритель, нельзя сказать, что я высматриваю все нюансы с первого взгляда. Ну, на второй-третий просмотр могу увидеть какие-то ляпы. Но это зависит от картины – к хорошим работам не придираешься, а если фильм неинтересный, ошибки отмечаются сразу.

Любовь Борисова и Эдуард Новиков

Что касается современных российских фильмов, то, как я вижу, всё идёт в сторону Голливуда. Понять можно: они хотят вернуть потраченные деньги, поэтому идут по проверенному пути. У нас бывает так, что снимать и ставить прокат рискованно: а вдруг не окупится? Кинодеятельность в Москве, Санкт-Петербурге и других больших городах заточена под прибыль.

Чем отличается современное якутское кино от российского? «Мы не можем себе позволить большой состав команды, это всё идёт от ограниченности бюджета. Если деньги будут – будет возможность собрать большую группу специалистов, как в Москве. При нехватке средств один человек выполняет несколько функций, что замедляет процесс, да и физически человек не может всё успеть, будет уставать. Наш пример – режиссёр, актёры, операторы и все-все-все таскали снег. При нормальном бюджете этим должна заниматься команда художников и рабочих. Актёры должны прийти, сесть на грим, а потом сниматься. Когда мы ездили на кинофестивали, у нас часто спрашивали бюджет фильма. «Три миллиона? Это в долларах?», – удивлялись они», – рассуждает продюсер Любовь Борисова.

Также она отметила шансы фильма пройти на «Оскар». По её словам, киносообщество России удивлено выбором «Собибора» в качестве претендента от страны. Ведь критерии комитета неизвестны, а комментариев от них никаких не было.

— Вы получили профильное высшее образование в Санкт-Петербурге. А может ли режиссёром стать самоучка?

— Конечно, почему нет, история знает много таких случаев. Допустим, Квентин Тарантино, у него диплома со специальностью «Режиссёр-оператор» нет, но он большой фанат кино. При желании возможно всё, он упёрто занимался самообразованием. Плюс у него феноменальная память.

Главная задача режиссёра – вдохновить свою команду, ведь над фильмом работает огромное количество человек, у которых разный характер. Даже если всё подробно объясняется в сценарии и раскадровках, всё равно могут быть разногласия: одну и ту же сцену можно показать по-разному. Другой режиссёр может экранизировать произведение «Со мною состарившаяся лиственница», но у него будет совершенно другой фильм со своим видением. Поэтому, когда у артистов и других членов съёмочной команды возникают интересные предложения, я выслушаю – последнее слово не остаётся за мной.

— Как сильно сценарий меняется во время съёмок?

— По-разному. Конечно, пытаемся всё, что задумано в сценарии, воплотить. Но сценарий ты пишешь дома, а на месте всё оказывается по-другому. Задумку и реалии надо совместить и в итоге получить что-то третье. Бывало и так, что некоторые сцены сокращаются из-за нехватки времени или из-за того, что мы передумали так снимать. А при монтаже приходится удалять кадры и не включать их в итоговый фильм. Потраченного времени жаль, но если с этими сценами картина потеряет ритм и целостность, то мы их уберём.

С продюсером Любовью Борисовой

— Как к Вам приходят идеи для фильмов?

— Первый фильм после дипломной работы – «Харанага тыкпыт сырдык», короткометражный фильм по произведению Суоруна Омоллона. Потом я снимал «Плисаду», биографию «Айыы уола». В основном, это были предложения от коллег по цеху, либо поручения на работе. Но «Царь-птица» – полностью моя инициатива. И я рад, что «Сахафильм» поддержал мою задумку. Думал я над съёмками фильма очень давно, когда ещё впервые прочёл оригинальное произведение, оно очень увлекательное. Записи с идеями по «Царь-птице» были еще во время съёмок «Айыы уола».

В Якутске впервые установили двойную афишу, рисунок которого продолжается во второй части

— В своё время «Айыы уола» покорил якутского зрителя своей искренностью. Что запомнилось с тех съёмок?

— Работать с художественным произведением и историей реального человека, конечно, совсем разные вещи. Есть свои сложности. Эту идею предложила продюсер Марианна Скрыбыкина. Изначально мы были настроены на то, что этот фильм должен стать популярным и всем понравится. Пытались только по биографии, потом начали немного добавлять. Добавили антигероя, символичную историю с птицей и несколько других придуманных фактов. Консультировала нас мама Александра Самсонова, снимали в их настоящем доме.

— Вы не сразу приступили к работе над «Царь-птицей». Какие сложности возникли?

— Многое было технически невозможно. Одной из проблем было найти человека, который бы помог со съёмками орла. Мне, кстати, предлагали взять птенца орла и самому воспитать. Я думал над этим, ведь тогда жил в частном доме. Отказался от этой затеи из-за отсутствия места для его жилья.

Думали снимать в якутском зоопарке «Орто Дойду». Нам дали разрешение снимать только внутри вольера. Всё-таки, это дикий зверь, с ним было сложно работать. Поэтому мы стали искать беркутчи – охотника с прирученным орлом. Нашли человека в Кыргызстане, однако для того, чтобы вывезти его с птицей, нужна куча документов. Поэтому решили снимать там.

В мае этого года Айсен Николаев вручил команде Эдуарда Новикова три миллиона рублей

С беркутчи и орлом мы работали десять дней. У нас получилось воплотить все наши задумки, кроме финальных сцен, где птица должна была красиво парить. Его хозяин множество раз поднимался на гору, чтобы он взлетел. Но наш дрессированный орёл, который работал за мясо, в конце концов набрал вес и обленился (смеётся). Позже парящего орла мы сняли в Хангаласском улусе. Получается, в фильме поучаствовало две царь-птицы.

Насчёт названия фильма… Сценарист Семен Ермолаев озаглавил свой текст «Тойон кыыл» сам. С переводом на русский было несколько вариантов. «Орёл небесный», «Небесный властелин», даже «Властелин небес»… (смеётся)

Любовь Борисова писала статью о нашем фильме для Пусанского кинофестиваля, назвав «Царь-птица». Так и осталось. По-английски тоже перевод не дословный. Не «король» – «king», а «lord» – «господин».

— Актёров Вы снимали в Якутске, царь-птицу – в Кыргызстане. Как герои воображали, что видят орла?

— Тут большую роль играло мастерство актеров. А для того, чтобы они смотрели в определённую точку, вместо орла мы установили белый теннисный шар на проволоке. Это помогло в будущем и при добавлении графики.

Натуру мы снимали в селе Уулаах-Аан, Хангаласский улус. Долго не могли найти нужную нам локацию – алаас и одиноко стоящее дерево. Обнаружив подходящее нам место, мы решили построить балаган прямо там. Интерьер (внутреннее пространство балагана) уже снимали в павильоне в Якутске. С реквизитом нам помогли якутские музеи и театры. Его в «Сахафильме» прозвали «Хотой уйата» («Гнездо орла»). Были сложности с погодой. По сюжету у нас зима, а в ту весну, когда мы работали на площадке, потеплело раньше на два-три дня. Из-за этого всей команде, включая актёров, приходилось таскать снег каждый раз, когда он таял.

Бубен из фильма «Царь-птица»

Интересная история случилась с бубнами, которые мы использовали в начальных сценах фильма.

Как рассказала ЯСИА продюсер Любовь Борисова, главный бубен фильма в буквальном смысле пришёл к ним сам. «Фильм к тому моменту мы уже сняли, оставалась финальная сцена. Работала я тогда в студии «Среда» на Автодорожной. Для съёмок нам нужен был бубен. Светало, я решила собраться и идти домой, по дороге прихватив мусор. И тут я вижу, что около свалки стоит бубен. Кто его туда положил? Рядом ни одного учреждения культуры, только продуктовые магазины и ипподром. Я сразу радостно отправила фото Эдику». Для съёмок бубен починили и добавили крестовину. Позже для реквизита нашли ещё несколько шаманских инструментов. Для сцены их нужно было сжечь, единственный, кто в итоге вышел из огня живым, тот самый найденный Любовью бубен.

— Бывали случаи, когда в фильме высматривали политический контекст?

— Как-то один журналист спросил у нас, специально ли мы поставили на костюм шамана значок с двуглавым орлом. «Что вы хотели этим сказать. Вы намекаете на российскую империю?», – говорил он. А мы ведь даже не сразу увидели этого орла, хотя он был на переднем плане (смеётся). Даже искали намёки на советскую власть. Но наш фильм о другом. Кстати, тот самый костюм шамана – реконструкция, его не создавали специально для фильма. А двуглавый орел у наших шаманов означает силу.

— В какой поддержке нуждаются наши фильмы?

— Кинопроизводство в Якутии должно быть организованным. У нас есть свои темы и сюжеты, есть люди, которые являются специалистами в тех или иных областях.  В Москве и Санкт-Петербурге это всё поставлено на поток, у нас же только-только зарождается кинопроизводство. Но ситуация улучшается, раньше съёмка фильмов напоминала самодеятельность, сейчас уже появляется какая-то организованность. У якутского кино есть будущее.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Ключевые слова
27 апреля 27.04
  • -5°
  • $ 92,01
  • 98,72

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: