Диплом вуза — еще не конец учебы. Ксения Ткачева о цифровых трендах и трансформации чиновников

ЯСИА узнало, что такое цифровая трансформация и чем она отличается от цифровизации, а также о том, какие навыки необходимы современным госслужащим
09:00, 03 сентября 2019
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Новый тренд в России — цифровая трансформация. Что это такое, чем она отличается от цифровизации и почему диплом вуза — еще не конец учебы, рассказала ЯСИА директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Ксения Ткачева.


С 26 по 28 августа якутские государственные и муниципальные служащие проходили программу повышения квалификации по цифровой трансформации. Ее специально для региональных специалистов составили сотрудники Российской академии народного хозяйства и государственной службы. 

— Цифровизация, цифровая трансформация…Это не одно и то же?

— Цифровая трансформация это такой сейчас тренд, о котором многие говорят, но мало кто действительно понимает, что за этим стоит. Расскажу небольшую предысторию. Несколько лет назад у всех на слуху была автоматизация, потом перешли к цифровизации, а сейчас идет цифровая трансформация. Здесь и начинается путаница, потому что это три разные вещи.

Объясню на примере. Возьмем классический сервис — такси, которое существует десятки лет. Автоматизация — это когда в таксопарке внедряется решение, позволяющее автоматизировать процессы: машинистка берет заказы по телефону, отслеживает, сколько заказов у каждой машины, сдает отчеты в бухгалтерию. Цифровизация — это когда с помощью технологий в эти процессы включаются продвинутые аналитики, используются сквозные технологии. А цифровая трансформация отражается в примерах Uber и Яндекс. Такси. То есть создается некое решение, которое не просто использует технологии, а полностью меняет процессы и экономику — заказы принимаются через приложение, таксопарки уже не нанимают операторов, а таксистом службы может стать любой зарегистрированный в приложении водитель.

— Это частные примеры, а как Россия в целом идет по пути цифровой трансформации?

— Процесс этот сложный и длительный. Здесь недостаточно просто принять один закон. Но значимый шаг на пути к этому — национальный проект “Цифровая экономика”, где и заложены многие принципы тех изменений, которые мы должны осуществить за следующие пять лет, чтобы наша страна совершила большой рывок навстречу цифровой трансформации.

По сравнению с другими странами мы выглядим вполне достойно. Нет такого, что мы находимся где-то в хвосте. У Госуслуг один из самых больших охватов населения по сравнению с другими государствами, где есть такие же сервисы

Сейчас делается еще один шаг в этом направлении. Министерство цифрового развития ведет работу над суперсервисами. Что это такое? Это когда не ты выбираешь на платформе необходимые услуги, а существует некая жизненная ситуация, и под нее на сайте тебе предоставляются все необходимые услуги.

Например, девушка забеременела — теперь ей надо встать на учет в поликлинику, позже получить свидетельство о рождении ребенка и тоже прикрепить его к поликлинике, оформить СНИЛС, еще позже определить его в садик. Сейчас это удобно оформлять благодаря Госуслугам, но при этом человек все равно находит, подписывает и получает все сам. Суперсервис позволяет женщине отметить в своем личном кабинете текущий статус, а во время визита к врачу ей автоматически предложат весь спектр услуг, который нужен во время беременности, родов и после них. То же самое касается и социальных выплат — по статусу на сайте могут назначать выплаты без вороха документов, которые нужно предъявлять в ведомства.

Так называемое проактивное оказание услуг — уже в работе. “Рождение ребенка” как раз заложено в этот суперсервис как одна из ситуаций. В течение ближайших лет мы все сможем воспользоваться этими услугами. Это пример того, что мы довольно стремительно движемся по пути к цифровой трансформации.

— “По статусу на сайте могут назначать выплаты” — звучит отдаленно, как социальный рейтинг в Китае. 

— У любого государства есть данные граждан в оцифрованных базах и системах. Социальный рейтинг — это когда государство использует твои данные и некую историю твоих действий для принятия каких-либо решений: дать ли тебе кредит, разрешить ли тебе арендовать автомобиль, можешь ли ты купить билет на самолет. По этому поводу идут дискуссии о равном доступе людей к благам.

Государство, конечно, должно владеть данными о человеке, но насколько человек готов предоставлять эти данные для принятия решений, он должен определять сам. Предоставление данных о себе не должно стать обязанностью для граждан

Нужно понимать, что, не давая государству доступ ко всем своим данным, ты можешь повысить свою безопасность, но при этом лишиться каких-то льгот. Так или иначе, при проектировании такой системы нужно оставлять людям выбор. 

— В Китае ведь нет такой свободы?

— Система пока действует только в определенном регионе Китая и не распространена на всю страну. Но там да, это обязательная процедура для всех жителей.

— Как вы думаете, насколько Россия близка к такому шагу?

— У нас пока никто про социальный рейтинг не говорит и на повестку дня не ставит. В государстве, наоборот, стремятся к тому, чтобы услуги были доступны абсолютно для всех — в этом и заключается суть суперсервисов, о которых я уже говорила.

Сегодня вообще много страхов и опасений по поводу цифровизации и технологий. Когда я сама впервые пробовала сервис самостоятельной сдачи багажа, даже мне, человеку, который преподает цифровую трансформацию, было страшно: а вдруг что-то пойдет не так, бирку неправильно наклеила, багаж не туда поедет. Но все прошло хорошо, багаж долетел нормально, я его потом быстро нашла, и в следующий раз уже буду без страха сдавать чемодан самостоятельно. Это, конечно, больше забавная история, но люди на самом деле боятся многих вещей, в основном, беспокоятся, а не украдут ли их данные, а не следят ли за ними, а не подслушивают ли их. Отчасти страхи оправданы, потому что технологии развиваются быстро, и иногда системы безопасности не успевают расти вместе с ними. Но что касается государства, то при разработке новой технологии всегда в первую очередь прорабатывается вопрос безопасности.

Бояться нового и неизвестного нормально, и хорошо, что люди думают о своей безопасности. Единственное решение здесь — просвещение. Нам нужно рассказывать окружающим, как работают технологии и почему они не опасны

— Вы приехали в Якутск с учебной программой для госслужащих. Расскажите, в чем она заключается и чем отличается от множества других курсов повышения квалификации?

— Наша программа разработана специально для государственных и муниципальных служащих и посвящена цифровой трансформации. У нас сейчас есть четыре вида программ: две из них — для федеральных и региональных заместителей министров и руководителей служб, которые проводятся в Москве, две другие — более масштабные, которые организуются в регионах. Благодаря одной из них мы и оказались в Якутии. Ваш регион оказался шестым по счету, где мы проводим курсы. Они рассчитаны на то, чтобы познакомить с сегодняшней цифровой повесткой.

Мы часто сталкиваемся со скепсисом. Многие считают, что цифровая трансформация — это далекая федеральная вещь, и нас это не касается. Это не так. И нам важно донести это до регионов

Раньше повышение квалификации для госслужащих было формальностью, мы видим, что у многих до сих пор нет мотивации и привычки учиться всю жизнь. Но современные процессы цифровой экономики меняются ежедневно и требуют, чтобы мы постоянно учились. В стране надо ускорить процессы, связанные с развитием и использованием технологий, в том числе в госуправлении.

— Чему должны научить ваши курсы? Это ведь не уроки для пенсионеров “Как пользоваться компьютером”? Брали ли вы за основу какую-нибудь успешную программу?

— Нет. Это абсолютно новая тема, по которой все еще нет устоявшихся стандартов образования, их сложно выработать однажды и потом следовать только им. У нас есть свои принципы формирования программы. Один из них — это налаженная обратная связь со слушателями курсов: мы собираем их комментарии о том, как прошел отдельный учебный день и вся программа в целом — что понравилось, где было непонятно, чем дополнить. Так, мы можем на следующий день уже с учетом замечаний менять программу, понятно, что не кардинально, но по мере возможности.

На курсах с государственными служащими мы часто работаем над soft skills — умением быть открытым, общаться, доносить идею правильно и работать в команде. Цифровая трансформация — это про данные и технологии, но гораздо больше про людей, которые делают ее. Про важность обучения таким навыкам мы тоже узнали, пока выступали с курсами в других регионах.

Можно сколько угодно развивать технологии и копить данные, но если нет людей, которые понимают, что это и как это грамотно применять, то ничего не будет

— А в каких регионах вы уже побывали с программой?

— Тула, Мурманск, Подмосковье, Белгород и Ростов. После Якутии едем на Сахалин.

— Якутия оказалась среди первых регионов, куда вы приехали. Почему?

— По инициативе самого региона. По всем субъектам было разослано письмо от министерства цифрового развития о проведении таких курсов. Якутия оказалась одной из первых, кто активно поддержал предложение. Нам интереснее приезжать туда, где уже осознали “неизбежность” цифровой трансформации.

— Какими в итоге должны выйти специалисты после прохождения курсов?

— Прежде всего мы стараемся вдохновлять и направлять наших студентов на пути обучения, но нужно помнить, что за три дня, которые длится наша программа, невозможно кардинально изменить человека. 1-2 дня уходят обычно только на то, чтобы “разогреть” слушателя, чтобы он перестал воспринимать информацию через “сито” скепсиса. Наши три дня уходят на то, чтобы дать базовые знания и направить людей на дальнейшее обучение. Если мы вдохновим кого-то изменить хотя бы свои повседневные действия, то это уже можно считать успешным результатом.

— IT и «цифра» довольно активно развиваются в республике, однако по большей части это касается отрасли бизнеса. Почему на госслужбе эти же процессы происходят намного медленнее?

— Вы правы, что бизнесмены перенимают эти знания куда быстрее, но и мотивация у них другая. Если внедрять новые решения в бизнесе, результат ощутим сразу — на величине прибыли, на росте или снижении издержек, а то, что не внедрил ты, внедрил кто-то другой, и всю выгоду получит он.

Государство же — монополист, ему не с кем конкурировать. Для него использование новых технологий — вопрос не прибыли, а удобства для граждан, соответственно, нет стимула делать что-то максимально быстро. Плюс ко всему сказанному: в государстве очень медленно принимаются решения, так как каждое из них проходит целую цепочку согласований, ведь многие инструменты управления устаревают. Хотя движение в положительную сторону, несомненно, уже идет.

— Наверняка в разных регионах цифровая трансформация идет с разной скоростью?

— Верно. Есть регионы, которые получают много денег за счет нецифровых решений, поэтому там нет заинтересованности развивать технологии. Еще есть те субъекты, у кого просто руки не доходят, потому что у них другие социально-экономические проблемы, решение которых действительно повысит качество жизни людей. В России все еще достаточно территорий, которые вообще отодвигают цифровую трансформацию в сторону. Но есть и лидеры — они сами входят в процесс изменений, включая губернатора.

— На ваш взгляд, как в Якутии с этой трансформацией?

— Якутии повезло в этом плане. Важно, чтобы глава региона всегда поддерживал эти процессы. Айсен Николаев понимает, зачем нужна цифровая трансформация и какие возможности она создает. Республика уже является лидером цифровых решений. Мы побывали в вашем IT-парке, и проекты, которыми занимаются его резиденты, впечатляют! Насколько мне известно, сейчас в Москве идут обсуждения по созданию национального рейтинга цифровизации субъектов, его публикация запланирована на конец года. Думаю, Якутия должна войти в топ-3. 

— Так, а когда все-таки Россия станет полностью цифровой?

— Мне сложно прогнозировать. Это очень непредсказуемое событие. Еще 10 лет назад мы не могли представить, на что станут способны телефоны. Но я надеюсь, что мы будем наращивать скорость с каждым годом.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
29 марта 29.03
  • -11°
  • $ 92,26
  • 99,71

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: