Что делать, если ребенок не хочет идти в школу

Советы детского психолога и мамы с опытом
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Вашему малышу предстоит пойти в 1 класс, и он переживает? Или ваш ребенок уже чуть старше, но в школу все равно идти не хочет? Что же делать в таких случаях? ЯСИА выясняет это у детских психологов и мам с опытом.


Общее волнение ребенка перед 1 сентября вполне понятно. Первоклашек ждет нечто неизведанное, а остальных — снова нагрузка и уроки. Но вот если ребенок проявляет чрезмерную тревогу, или категорически заявляет, что в школу не пойдет ни за какие коврижки, надо незамедлительно разбираться в причине.

Теория. Что говорит психолог?

Убедить ребенка в том, что школа — это хорошо и интересно — за пару дней сложно. Подготовительную работу нужно проводить заранее. Надо давать понять малышу, что школа — это очередной этап в его жизни, что сначала был детский сад, а потом — будет что-то еще…

«Чтобы не был страхов, надо заранее водить ребенка в школу. Уже в апреле, когда принимают заявления, надо провести экскурсию, показать, что и где находится. Объяснять: «Вот тут ты будешь учиться, когда тебе исполнится 7 лет». Если в этой школе учатся дети ваших знакомых, попросите их показать свои классы и поделиться впечатлениями о том, что им самим в учебном процессе нравится. Конечно, просто так в школу не пустят, поэтому надо либо заранее договариваться, либо прийти на знакомство с учителем», – говорит педагог-психолог Службы практической психологии Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения Антонина Андросова.

Объясняя ребенку, почему в школу идти надо, родители должны проявлять максимальное спокойствие, демонстрировать позитивный настрой. Это передастся и ребенку.

Также для первоклашки важен географический ориентир. Для этого родители должны показать ему дорогу от школы до дома.

А вот если ребенок постарше отказывается идти в школу, скорее всего, там возникли какие-то проблемы. Конечно, в идеале родители должны знать, что происходит с их чадом, каково ему в школе. Надо проявить внимательность, поговорить с ребенком.

«Надо повышать уверенность ребенка в себе и ни в коем случае не сравнивать его с другими детьми. Это самая большая ошибка родителей. У каждого свой тип развития. То, что делает его неуверенным — это сравнение. Надо делать акцент только на его успехах с ориентиром на его ошибки. И он будет стремиться к преодолению  своей планки. Главное — забота, поддержка, внимательность», — говорит педагог-психолог.

Также можно выработать свою систему бонусов за определенные успехи, например, семейный поход в кино, театр, кафе, лишнее время за компьютером.

Практика. Что говорит мама?

Чаще всего нежелание идти в школу связано у ребенка с нелюбовью к тому или иному предмету, к конкретному учителю. Любовь к школе у детей формирует именно первый учитель, и, если с ним не повезло, можно нарваться на существенные проблемы в будущем. Так считает Елена Комарова, мама третьеклассника.

Её ребенок категорически отказывался идти во 2-й класс. По словам женщины, в 1-й класс они пошли легко, с любопытством и интересом. Тогда она пыталась объяснить сыну, что школа — это не просто учёба, но и что-то новое, не просто класс с незнакомыми детьми, но и потенциальные новые друзья. Однако в процессе учебы мальчик стал отставать по определенным предметам, которые ведет классный руководитель.

Проблемы наросли как снежный ком. Из-за неуспехов в учебе одноклассники стали дразнить мальчика, а он, в свою очередь, выбрал самый простой путь доказать свою силу – кулаки. Классный руководитель стал еще более требователен к двоечнику-драчуну, а проблемы первоклассника и с успеваемостью, и с педагогом, и со сверстниками только усилились. Но все это стало известно только после того, как мама поговорила с сыном и прошла с ним курс бесед у психолога, правда, не из их школы. Выходит, из-за невнимания учителя к первокласснику у малыша не сложились отношения в классе и начались проблемы с учебой, стали развиваться комплексы.

«Я даже представить себе не могла, что у моего сына такие проблемы. Он у меня очень самостоятельный и о своих проблемах мне не говорил. Дома мы как положено делали уроки, занимались, — рассказывает мама. – Тревогу я забила, когда начались первые драки».

Елена стала больше разговаривать с сыном, наняла репетитора, чтобы подтянуть некоторые предметы, стала чаще напоминать о его успехах, чтобы он чувствовал себя увереннее. «Ребенку нужны «островки силы» — это то, в чем он действительно силен. Опираясь на них, он может развиваться дальше. Главное, понять, что у него получается, и поддерживать его в этом, — говорит наша собеседница, – Также я даю сыну возможность чувствовать себя взрослым, учу самостоятельно принимать решения. Так, в этом году он сам через интернет заказал себе школьные принадлежности. У него была фиксированная сумма, в которую он должен был уложиться, и список обязательных предметов. Сидел, считал. Получилось интересно. Зато это даст ему возможность чувствовать себя чуточку уверенней потом в школе. Ведь вокруг него будут вещи, которые ему нравятся. Я знаю не одну маму, которые покупают своим детям только то, что нравится им самим. Но это неправильно. Школа — это просто большая стрессовая ситуация: одежда, коллектив, учёба, становление. Ребенку надо помочь в это войти».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Ключевые слова
19 апреля 19.04
  • $ 94,09
  • 100,53

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: