Автопарк Чаяндинского месторождения переводят на газ

0
51

Чаяндинское месторождение – одно из крупнейших на Востоке России. Оно является одним из ключевых элементов Восточной газовой программы, направленной на создание единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения регионов Востока России, а также канала экспорта «голубого топлива» в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Проект Восточной газовой программы утвержден Минэнерго РФ в 2007 году. Координировать деятельность по реализации программы правительство РФ поручило ПАО «Газпром».


Базовый источник для формирования Якутского центра газодобычи— крупнейшее в регионе Чаяндинское месторождение (около 1,2 триллиона кубометров газа). Газ месторождения характеризуется сложным компонентным составом, содержит значительные объемы гелия. По этой причине здесь впервые в России в промышленном масштабе будет задействована система мембранного извлечения гелия из природного газа прямо на месте добычи ресурсов.

Наряду с тем, что Чаяндинское месторождение расположено в суровых природно-климатических условиях, оно имеет сложное геологическое строение и специфические термобарические пластовые условия. Здесь интегрируются инновационные решения, которые обеспечивают удаленный автоматический контроль и управление оборудованием. Таким образом будут снижены производственные затраты.

Оператором по разработке Чаяндинского месторождения является ООО «Газпром добыча Ноябрьск». Компания в течение нескольких лет реализует программу по переводу транспорта на газомоторное топливо (ГМТ). К концу 2019-го года численность автотехники, работающей на ГМТ, превысило 60 единиц. В ближайшие два года автопарк предприятия пополнится до 80 единиц.

– Динамика использования компримированного газа в качестве моторного топлива идет в сторону увеличения, — говорит Александр Жданов, начальник УТТиСТ ООО «Газпром добыча Ноябрьск». – Так, в 2017 году осенью был введен в эксплуатацию передвижной автомобильный газовый заправщик (ПАГЗ) на территории УТТиСТ – за четвертый квартал 2017-го было использовано в качестве топлива 27,5 тыс. кубических метров. В 2018-м – уже 268,6 тыс. кубометров за год, за 2019 год – почти 282 тыс. кубометров.

В ближайшей перспективе на Чаянде будет своя передвижная автогазозаправочная станция (ПАГЗ). Ее планируют использовать в качестве резервной заправочной мощности, а также как мобильную АЗС для работы «газовой» техники на отдаленных территориях, например, на обслуживании ниток газопровода. Появится на промысле и многотопливная АЗС.

Автопарк уже пополняют нужным легковым, грузовым и бортовым транспортом. Речь идет о самосвалах, прицепах, сидельных тягачах, ППУ (передвижной парогенераторной установке), тракторах, подъемнике и вместительных автобусах для перевозки работников. Так, КАВЗ «Аврора» на 37 посадочных мест и ЛИАЗ на 44 встречают персонал в аэропорту Талакан и доставляют к месту работы.

В целях обеспечения строительных и иных видов работ по разработке месторождения на предприятие поставят комбинированную дорожную машину, бортовой КамАЗ с манипулятором, лаборатории исследования скважин, лаборатории связи, автокран, самосвалы и моторный подогреватель. Примерно 30% работников транспортного блока компании уже прошли обучение по эксплуатации газомоторной автотехники. Добавим, что в будущем Чаяндинская автоколонна превратится в самую крупную в ООО «Газпром добыча Ноябрьск».