Александр Жирков поднял вопрос законодательного обеспечения сельских школ

    0
    16

    На выездном расширенном совещании по теме «Вопросы повышения качества общего образования», проводимом комитетом Государственной Думы по образованию и науке совместно с Народным Собранием Республики Дагестан в Махачкале, 23 октября председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Якутии Александр Жирков выступил с докладом «Сельская школа России: вопросы доступности и качества образования».


    В своем выступлении спикер Ил Тумэна Александр Жирков отметил, что вопрос, рассматриваемый комитетом Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке, имеет общегосударственное значение и задача заключается в том, чтобы сделать доступным равное, качественное образование для каждого гражданина нашей страны, независимо от того, в каком бы уголке России он ни жил, в какой школе бы ни учился, на каком языке бы ни говорил.

    Спикер парламента Якутии подчеркнул, что Россия – сельская страна, а действующая система образования в Российской Федерации — в основном городская, и она, в силу своей системности, довлеет над сельской школой, оттесняет ее, а это приводит к неустойчивости сельской жизни, российского села в целом. В подтверждении своих слов Александр Жирков напомнил, что из 155 тысяч населенных пунктов Российской Федерации 153 тысячи находятся в сельской местности, из общего числа российских школ 60 процентов – сельские, их более 24 тысяч, например, в Якутии 72 процента школ, в Республике Дагестан — 87 процентов школ — сельские. В каждой из них учатся дети, работают учителя. Учительская интеллигенция на селе составляет основу сельского социума, складывавшегося веками. Пусть общее число учащихся меньше, чем в городских школах, но это – миллионы детей.

    Внимание участников совещания Александр Жирков заострил на проблемы малокомплектных школ. В соответствии с федеральным законом №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 обозначены особенности финансового обеспечения малокомплектных школ, но механизмы реализации статьи 99 закона не разработаны, что создает целый ряд проблем с содержанием, обучением, оплатой труда и т.д. в малокомплектных школах. Также в федеральном законе прописано о недопущении реорганизации и ликвидации сельской школы без учета мнения жителей данного сельского поселения. «Это большое достижение, но и это можно обойти», — подчеркнул спикер Ил Тумэна.

    Председатель парламента Якутии подчеркнул, что тревога за судьбу сельских школ сохраняется, в частности, требования доступной среды обучения при отсутствии надлежащих мер поддержки для создания этой самой «доступности» превращаются в недостаток и укор для сельской школы, и именно отдаленность, малочисленность учащихся, нехватка часов нагрузки для учителя, высокие расходы по содержанию этих школ по сравнению с городскими, ветхость здания становятся основанием для выводов о несоответствии установленным общим требованиям и для городских, и для сельских школ.

    «Превратить сельскую школу в городскую также невозможно, как городскую школу сделать сельской. Это две особые, вполне легитимные и жизнеспособные возможности получения школьного образования. У сельской школы своя, вековая, особая стать, это школа Ушинского и Сухомлинского, Бессонова и Гаджиева, каждая сельская школа по-своему уникальная обучающая и воспитывающая среда»,— сказал парламентарий и продолжил: «Наличие большого количества сельских школ, преобладание сельских школ – это не недостаток, это особенность и даже привилегия сельской России, ее многочисленного многоязычного народа, и нужно к этому относиться с вниманием».

    Александр Жирков призвал законодателей вынести вопрос сельской школы в отдельный раздел государственной образовательной политики, законодательства страны. «Сельская школа – основа российского села, и задача возрождения российского села есть задача создания новых, привлекательных условий для жизни в сельской местности. Роль сельской школы в этом становится определяющей», — резюмировал он.

    Выступление спикера Ил Тумэна Александра Жиркова получило поддержку участников выездного заседания, многие из которых представляют регионы страны.