«Некоторые меня не понимают: «Что ты до сих пор делаешь в Якутске? Уезжай!» Может, где-то они и правы, но когда делаешь первый вдох родного воздуха, выходя из салона самолёта в якутском аэропорту, не важно в какое время года, дня или ночи, понимаешь — ты дома! Это ни с чем несравнимо! Это мой город, я здесь родился. Жаль, что многие этого не понимают».

В этом весь Александр Лобанов – сильный человек, директор одного из лучших театров Северной России – ГАРДТ им. А.С. Пушкина. Вне родного театра он себя не представляет, служит здесь 26 лет, десять из которых его возглавляет. Сегодня Александр Александрович отмечает свой день рождения.  


Я однолюб, не понимаю, как это — менять место работы. Если ты чему-то учился, то должен оставаться в профессии. Для меня пример — мои родители. Отец, приехав в Якутск в начале 60-х, прикипел к этим местам и после службы на тихоокеанском флоте вернулся, маму сюда привез. Всю жизнь он преподавал в якутском речном училище. Его ученики работают по всей стране, а кто-то и за пределами. Мама трудилась в детской республиканской больнице старшей медсестрой ЛОР-отделения. Она хотела, чтобы и я стал врачом, но на вступительных, взяв билет в руки, я увидел, что вокруг люди, которым это действительно нужно, и понял — не пойду. У меня было две крайности: милиция и театр. Кстати, у моего коллеги и друга, актера нашего театра Дмитрия Трофимова, похожая история.

В Русский театр в детстве меня привела мама, что и понятно, других развлечений для детей в городе особо-то и не было. Но то, что я пробую поступать на актерский в школу-студию МХАТ, знал только отец. Он меня всегда во всем поддерживал и поддерживает. А маме я рассказал, когда уже поступил, не хотел ее волновать. У нас так бывает, она часто о многом узнает уже по факту, когда, как говорится, уже свершилось.

…все в нашей жизни состоит из определенных событий и знаков, которые помогают.

Я верю и в принятое решение, и в знаки. С годами, мне кажется, научился их читать, хотя раньше не придавал значения. На меня повлиял наш мэтр, режиссёр Андрей Борисов, у него многое на этом завязано. Приступая с ним к спектаклю, хочешь ты этого или нет, начинаешь думать сквозь призму, что все в нашей жизни состоит из определенных событий и знаков, которые помогают. Я не воспринимаю это как что-то сверхъестественное, это действительно есть. Люди так жили издавна, просто разучились это читать, забыли. Вот знаки на дороге, они же показывают: туда можно, туда нельзя. Здесь также: это главное, это второстепенное.

Совсем личное я не комментирую. Это мое и пусть оно моим и останется. Нельзя всё и всем рассказывать, люди разные и энергетика у всех разная. Близких я от всего этого ограждаю. Счастье любит тишину.

В 90-ые мы много где подрабатывали, но было главное правило — не в урон театру. Занимались коммерцией, время было такое, рыночная экономика. Преподавали. Благодаря профессиональным навыкам занимались радио, телевидением, озвучкой, рекламой. Зачастую зарабатывали больше, чем в театре. У меня много знакомых, которые очень устойчиво теперь стоят на ногах в разных сферах, и я часто слышу от них: «Давай к нам! Бросай ты это!» Но худрук нашего курса Анатолий Тарасов говорил: «Где родился, там и пригодился». Вот и я, видимо, пригодился… Бессменно на одном месте, и не жалею.

Есть спектакли, которые вызывают теплые эмоции. Был у нас спектакль «Дамы и гусары», лет 15 назад. Вся мужская часть труппы там с удовольствием работала. В одной из сцен братья гусары пили шампанское, иногда настоящее! А какая потрясающая актёрская игра следовала за тем в течении последующих действий. Да, в театре случаются розыгрыши на сцене, без этого театр не был бы театром. Вот ботинки прибили к полу, как актер будет действовать? Нужно же это как-то оправдать перед зрителем, вот тут и проверяется профессионализм. Суть актерской профессии — не стоять на месте. Даже если ты играешь одну и ту же роль, ты всё время что-то в неё привносишь. С каждым спектаклем только оттачиваешь ремесло, доводишь до совершенства.

Когда спектакль разбалтывается… Это актерская несобранность. Тогда собираешь всех, берешь ремень… Шучу. Не мной придумано и сказано: если сделал шаг на сцену, все твои болячки остаются за спиной. Зрителей твои житейские проблемы не волнуют, они пришли смотреть спектакль, они хотят увидеть что-то интересное, и ты обязан отработать на все сто.

Хотя сейчас и непростой для всех период, очень сложный сезон во всех отношениях, но, несмотря на это, мы стараемся не выживать, а жить.

Это были чувства из разряда «Неужели это происходит?!», когда в 2016 году, в год 125-летия нашего театра, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, 6 июня, на премьере «Капитанской дочки», в постановке Андрея Борисова, у нас в зале находился легендарный поэт Евгений Евтушенко рядом с главой республики и владыкой Романом. В такие моменты понимаешь, здесь и сейчас происходит история. Можно сказать, они тогда благословили спектакль, который до сих пор пользуется большим зрительским успехом.

Если я занят в спектакле, ко мне можно подойти, если есть острая необходимость, даже перед самым началом. Могу и документы подписать, и по телефону поговорить, и это нисколько не  повлияет на качество и уровень спектакля, где я занят. Особенно если это наработанный материал, когда, как говорится, роль в ногах. Это моя работа, приходится всё успевать. Хотя есть и сложные спектакли, когда действительно лучше меня не трогать. Бывают моменты, когда нужно вспомнить текст роли, восстановить мизансцены, настроиться… Естественно, в такие минуты прошу не беспокоить.

Иногда я скучаю по сцене. Первоначально я все-таки актер. Второе высшее образование потребовалось для получения дополнительных знаний в связи с новой должностью, работой руководителя театра. У нас больше ста человек в штате. Я обязан. Я это понимаю. Поэтому вперед и с песней, как говорится. Хотя самый строгий и лучший учитель — это жизнь. Проверено.

Мы служим его величество театру. Установка именно такая. Мы должны очень хорошо выполнять свою работу, или, как сегодня принято говорить, «качественно предоставлять услуги населению». Хотя сейчас и непростой для всех период, очень сложный сезон во всех отношениях, но, несмотря на это, мы стараемся не выживать, а жить. Ставим и играем спектакли сегодня, планируем и готовимся к новым проектам в будущем. Не забываем и осуществляем благотворительные показы.

«Не нужно играть святого», — это был мой принцип в работе над образом святителя в спектакле Андрея Борисова «Путь святителя Иннокентия». Это, прежде всего, реальный человек, который жил, ходил по земле, занимался важным для Российской Империи делом. Всё, что мы о нём знаем, создано большим трудом, упорством, пониманием значимости миссионерской деятельности и просветительства. Проповедуя слово Божие людям, он снискал уважение и почёт по всей России и за её пределами. Премьера состоялась на «Днях Якутии» в Москве, в декабре 2017 года в Экспоцентре.

За секунду до моего выхода на сцену, когда я стоял в «кулисе» Экспоцентра в архиерейском костюме, мимо шел обычный посетитель. Увидев меня в образе, он попросил благословения. Объяснять, что я актер, не было времени, да и человека расстраивать как-то не хотелось… В общем, дай Бог, чтобы у него все получилось. Хочется верить, что через меня его Святитель Иннокентий благословил. У меня в кабинете стоит его икона, я к нему всегда мысленно обращаюсь. В такой момент внутри начинает что-то особенное происходить, словами сложно объяснить.

В планах создать автономную малую сцену при театре на 100 мест с полной реконструкцией мастерских. Хочется восстановить учебную студию, где мы бы могли учить и готовить для театра молодых ребят. Есть уже эскиз-проект. К сожалению, проект пока приостановлен из-за недостатка финансирования. Но будем надеяться.

Переулок рядом с театром назвали именем народного артиста РСФСР Валентина Дмитриевича Антонова, учителя нескольких поколений актёров. Он Великую Отечественную прошел, на Эльбе с американцами поздоровался. Правда, о войне не любил рассказывать. Молчал. Курил. Хочется установить его памятник, чтобы он сидел на лавочке перед театром, как раньше. А пока переулок озеленяем, ежегодно что-то новое сажаем. Прошлой осенью рябину посадили, хожу, проверяю, прижилась ли. Около театра растут два влюбленных дерева. Они очень близко находятся друг к другу. У них любовь. Мы все понимаем, что в итоге, рано или поздно, одно должно задавить другое, но сейчас-то любовь. У людей также, но мы живем настоящим, а время покажет, как там дальше. Хотя я про деревья…