Некоторые первоклассники агрошколы из Кыйы Таттинского улуса, наверное, только догадываются, что есть учебные заведения, в которых условия намного лучше, чем у них. В главном здании школы им нельзя учиться из-за прохудившейся крыши, занятия здесь проводят в приспособленных помещениях. Но даже при этом работники и дети выращивают овощи и фрукты не только для себя, но и для земляков. Подробнее о победах и проблемах агрошколы — в спецпроекте «Жизнь в районах».
Директор Петр Полускин в августе хоть и находился в отпуске, приходил на работу почти каждый день. Летом с десяток учеников разных классов проходят здесь летнюю трудовую практику. Хоть дети аккуратные, но нужно периодически проверять, как они работают и отдыхают. Да и состояние здания школы беспокоит руководителя учреждения.
Школа в аварийном состоянии
В этом году в школе Кыйы учатся 103 ребенка. В штате 39 работников, из них 26 педагогов. Когда команда «Сахамедиа» только зашла на школьную территорию, в глаза бросилось двухэтажное каменное здание с крышей, сквозь которую хорошо видно небо. Петр Васильевич заметив, что мы смотрим на пустующее строение, невесело вздыхает: «Это наша боль, здание находится в аварийном состоянии, поэтому пока учимся в пяти других помещениях. Уроки физкультуры проводим в наслежном спортзале, он стоит в стороне». Новое здание на 90 мест по плану должны построить в 2019 году, его проект уже одобрен. Хочется верить, что все пойдет по расписанию, и через два года новая школа распахнет перед юными кыйинцами свои двери. В первые дни сентября, когда школьники только начинают учиться, грустно писать на эту тему. Однако пройти мимо этой проблемы невозможно.
Свое подсобное хозяйство
Прямо на школьной территории стоят несколько теплиц, построенных руками работников-мужчин. Здесь выращивают арбузы, дыни, огурцы, помидоры, свеклу, морковь. Картофель и капуста растут в другом месте. Преподаватель Варвара Денисовна с гордостью подчеркивает, что никаких химикатов при этом они не используют, получая экологически чистый продукт. Должно быть, местному преподавателю биологии Федоре Антоновне Поповой повезло. Объяснять, как растут помидоры, огурцы и другие культуры ей легче, когда все это можно показать на практике. Дети участвуют в конкурсе «Шаг в будущее», готовят для этого доклады и лучше узнают мир растений.
«Картофельное и капустные поля находятся на берегу озера. Мой дом стоит на противоположном берегу, поэтому постоянно контролирую, вовремя ли поливают школьный огород и как ухаживают за ним. Но, конечно, и без этого у нас все работники очень ответственные», – улыбается Полускин. Руководитель школьного агрохозяйства Гаврил Павлович Эртюков рассказал о своей работе. Улусная администрация поставила перед Кыйинской агрошколой задачу снабжать продуктами четыре детских сада в Ытык-Кюеле. От такого сотрудничества выигрывают все: детсадовцы едят овощи и фрукты, выращенные на родной земле, школа получает в бюджет дополнительные деньги, а школьники с детства привыкают работать в огороде и теплицах. В агрошколе дети проходят практику на поле, огороде и теплицах, родители одобряют такую политику. В год должны сдавать одну тонну капусты, 4 тонны 700 килограммов картофеля, по 250 килограммов свеклы и моркови. К чести кыйинцев, им удается выполнять этот план. В перспективе также заготовка мяса, поэтому купили молодняк: шесть бычков, двух телят и 34 лошади. «Почему-то морковь не прижилась и плохо растет, надо понять почему, и в будущем сделать поправку», – честно признает проблему Петр Васильевич.
Устами детей
При виде репортера дети стесняются, а большинство и вовсе пытается спрятаться. С помощью воспитателя удается поговорить с Эдуардом Слепцовым и Николаем Чехченноновым, которые в этом году перешли в пятый класс. «Интересно здесь заниматься, больше любим выращивать огурцы, хотя за тыквами тоже занятно ухаживать. У всех есть свои теплицы, поэтому знания, полученные в школе, применяем дома», – рассказывают они о практике.
Анжелика Слепцова в этом году пошла в девятый класс, но в летнем лагере работает впервые. «Мне тут легко, мы не только трудимся, но и успеваем поиграть. Два раза в день кушаем овощи, которые сами же выращиваем, к тому же, за работу нам должны заплатить. Обычно приходим сюда в десять утра, в четыре расходимся по домам. В следующем сезоне постараюсь устроиться в летний трудовой лагерь», – делится девушка впечатлениями. Руководитель народного ансамбля «Кылыhах» Геина Пономарева в лагере работает первый год как педагог дополнительного образования. «Всех этих детей я хорошо знаю, они занимаются в нашем ансамбле. Так что могу подтвердить, что они и культурно развиты хорошо. Считаю, что каждый ребенок талантлив, надо ему помочь проявить это качество и развивать в будущем. Постоянно участвуем в республиканских конкурсах, становимся лауреатами», – рассказывает она.
Одна винтовка на всех
Учитывая, что своего спортзала в школе нет, удивительны отличные показатели учащихся из Кыйы в спорте. Это говорит о том, что учителя физкультуры Филипп Васильевич Татаринов, Гаврил Сергеевич Огонеров и Андрей Андреевич Соловьев хорошо знают свое дело и творчески проводят свои занятия.
Тренер местного филиала ДЮСШ Дмитрий Викторович Попов – настоящий фанат волейбола, прививший любовь детей к этому виду спорта. Из маленького таттинского села вышли чемпионы республики. В этом году перед Играми Манчаары на свои деньги работники школы купили спортивную винтовку «МР». Желающих защитить честь Таттинского улуса в наслеге достаточно, тренировались после работы с шести вечера до десяти. Поскольку стрелков было много, за это время один человек в среднем успевал выполнить всего один-два выстрела. «Зато было весело, многие приходили за общением», – со смехом вспоминают то время взрослые. В свое время Петр Полускин закончил Российскую государственную академию физической культуры. Поэтому тема спорта директору школы очень близка.
Эстафета поколений
Перед тем, как сказать «До свидания!», я задаю подросткам, работающим в трудовом летнем лагере, провокационный вопрос: «Зачем вам эта практика? Отдыхали бы дома, играли на компьютере, девчонки смотрели бы сериалы…». Немного подумав, юные жители Кыйы дают совсем недетский ответ: «Так зачем мы все это сажали, удобряли? Наши старшие братья и сестры, которые в этом и прошлом году закончили школу и поехали поступать в вузы, оставили нам это хозяйство в наследство. Мы приняли эту эстафету».
Проект «Жизнь в районах» рассказывает о людях, проживающих в улусах нашей республики. Именно они со своими победами и проблемами создают жизнь в районах. Бывает так, что на них просто смотришь и веришь, что Якутия — бескрайняя, и ты сможешь жить, где угодно, ходить то по арктической тундре, то по сухим ареалам аласа и трудиться, развиваться. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто — совсем невесело. Но продолжают жить с любовью к своей малой родине — так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом.
Более 200 учителей истории из России и СНГ приняли участие в конкурсе
Каждый знак зодиака столкнется с уникальными ситуациями, которые могут повлиять на личную и профессиональную жизнь
Якутские мастерицы завоевали I место в номинации «Лучший костюм народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»
В Якутске преимущественно без осадков
На поиски выехал заместитель главы села Уянди
Каждый желающий может исполнить желание детей из коррекционных школ, школ-интернатов и детских домов