Цены на бензин и дизельное топливо в России в мелком опте останутся фиксированными еще на протяжении трех месяцев, начиная с 1 апреля. Правительство на прошлой неделе решило продлить соответствующие договоренности с нефтяниками на этот срок. Предполагается, что с июля может заработать новый механизм, позволяющий гарантировать обеспеченность внутреннего рынка топливом. Не все нефтяники рады продлению соглашения.
Идея заморозки цен на топливо пришла после резкого роста бензина в рознице в 2018 году, который произошел на фоне высокой волатильности нефтяных котировок. В ноябре правительство и нефтяные компании договорились зафиксировать цены на бензин и дизель в мелком опте и увеличить на 3% поставки на внутренний рынок. Планировалось, что договоренности будут действовать до 31 марта, а за эти месяцы удастся выработать альтернативный механизм. Но за несколько дней до его завершения соглашение продлили еще на три месяца.
Необходимость пролонгации возникла в связи с тем, что новый механизм, который придет на смену заморозке, — лицензирование экспорта — необходимо согласовать с соседями по единому таможенному союзу, пояснял глава Минэнерго Александр Новак. Само лицензирование экспорта не предусматривает никаких искусственных ограничений на вывоз нефти и нефтепродуктов, но подразумевает обязательства экспортеров по поставкам на внутренний рынок.
Для потребителя продление соглашения означает, что розничные цены на бензин и дизель могут меняться в пределах инфляции, то есть на 4,7-5,2%. Для нефтяников же соглашение увеличивает те потери, которые они несут в рамках налогового маневра. По оценке главы «Лукойла» Вагита Алекперова, только за январь-февраль потери от поставок топлива на внутренний рынок составили 50 млрд рублей.
Глава «Газпром нефти» Александр Дюков и вовсе раскритиковал меры правительства по стабилизации рынка. «Насколько эффективно эти инструменты работают, мы с вами увидели в первом квартале. Неэффективный демпфер плюс соглашение, которые заставило нас «залить» рынок, привело к тому, что нефтеперерабатывающие предприятия получили убытки, и производство бензинов стало просто нерентабельным», — говорил он журналистам. По его мнению, лицензирование также является не оптимальным инструментом, так как отрасль уже чрезмерно зарегулирована.
И хотя принципиальное решение о продлении соглашения уже принято, власти пообещали скорректировать механизм демпфера, по которому нефтяники несут убытки. Курирующий в правительстве вопросы ТЭК вице-премьер Дмитрий Козак уже пообещал, что 1 апреля проведет совещание, на котором будут обсуждаться в том числе источники финансирования для компенсаций нефтяникам. Кроме того, нормы объемов поставок на внутренний рынок также скорректируют в сторону уменьшения.
Всего в договоренностях участвуют десять компаний: «Роснефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Русснефть», «Газпром нефть», «Новый поток», «Нефтегазхолдинг», «Лукойл», «Таиф-НК» и «Татнефть».
Источник: tass.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: