30 мая
  • 12°
  • $ 78,5
  • 88,95

Закулисье «Быков холода»: как снимали кадры в пургу и спасали камеры от холода

Кинолента о возвращении лесных бизонов в дикую природу выходит в прокат в кинотеатрах республики с 29 мая
Закулисье «Быков холода»: как снимали кадры в пургу и спасали камеры от холода
Фото: стоп-кадр трейлера

29 мая в кинотеатре «Лена» в Якутске, а также в районах республики начнется показ документального фильма «Быки холода. Возвращение» режиссёра Марины Калининой, продюсера Фёдора Луковцева и сценариста Гелы Красильниковой. Картина рассказывает о возвращении лесных бизонов в дикую природу Якутии. На пресс-конференции съёмочная команда и учёные поделились подробностями съёмок и историей реализации этого уникального проекта.

«Одна камера чуть не погибла, но кадры стоили того»

Мороз и ветер стали настоящим испытанием не только для съёмочной группы, но и для техники. Работа в условиях якутской зимы требовала не только выдержки, но и технической смекалки. Съёмки велись при минусовых температурах, в условиях ограниченного доступа и постоянной угрозы потери оборудования.

«Мы попадали в пургу буквально на второй или третий день. Пришлось лежать в летнем домике с печкой, пока не стихнет ветер», — рассказал оператор Серафим Федоров.

Техника выдерживала не всё. Один из главных рабочих инструментов оказался на грани выхода из строя из-за холода.

«Одна камера чуть не погибла — потом её отогревали. Всё замёрзло. Мы её утепляли, но всё равно промерзла. Но азарт съёмки не отпускал», — вспоминает он.

Несмотря на сложности, оператор продолжал искать выгодные ракурсы и подходить ближе, чем это было безопасно.

«Иногда буквально на два шага вперёд, три шага назад — и так по снегу. Всё ради кадра. Мы даже не сразу поняли, что подошли слишком близко. Потом только стало ясно: это было боевое построение животных», — добавил оператор.

Съёмочная группа оказалась в уникальной ситуации, когда смогла снять дикое стадо овцебыков с минимального расстояния в боевой позиции. Подобные кадры — редкость даже для мирового уровня документалистики.

Напомним, съемки проходили в питомниках «Усть-Буотама» (Хангаласский район) и «Тымпынай» (Горный улус), а также в Аллаиховском районе, где формируется свободноживущая популяция овцебыков.

Верили в идею и начинали с нуля

Программа по возвращению лесных бизонов в Якутию стартовала в 1996 годах. Тогда был создан департамент биологических ресурсов указом первого президента республики Михаила Николаева. И они начали разрабатывать программу по возвращению диких животных на историческую родину.

Фото: Алина Мурукова, ЯСИА

Научный консультант фильма Андрей Попов, отметил, что проект стал делом всей жизни.

«Я приходил в департамент с удовольствием. Это была не просто работа, а дело жизни. Команда горела этой идеей — и проект состоялся», — рассказал он.

Популяция овцебыков и лесных бизонов растет в Якутии

Сегодня в Якутии насчитывается около восьми тысяч овцебыков. Они обитают в Анабарском, Аллаиховском, Булунском, Нижнеколымском районах и самостоятельно осваивают территории Усть-Янского района. Что касается лесных бизонов, то в республике около 308 этих животных, которые находятся в Горном, Олекминском, Сунтарском и Хангаласском районах.

По словам заместителя директора департамента биоресурсов Сергея Егорова, активное расселение продолжается.

«Мы занимаемся межсубъектовыми программами. Наши бизоны уже уехали в Магаданскую, Иркутскую, Ростовскую области и Бурятию. В очереди — Алтайский край и Новосибирская область», — сообщил он.

«Такие фильмы нужно снимать чаще»

Режиссёр Марина Калинина подчеркнула, что для команды проект «Быки холода. Возвращение» стал не только творческой, но и образовательной миссией. По её словам, выпуск научно-популярного документального фильма в широкий прокат — это, по сути, эксперимент.

«Мы создали научно-популярный, документальный фильм. И мне действительно интересно: насколько сегодня наш зритель готов воспринимать такой формат? В некотором смысле это даже эксперимент — показать в кинотеатрах именно документальное кино», — отметила она.

Несмотря на определённый скепсис, режиссёр выразила надежду, что аудитория оценит фильм и поддержит его.

«Возможно, сейчас зритель не совсем готов к таким картинам. Но хочется верить, что люди всё-таки придут и посмотрят, потому что фильм получился по-настоящему интересным. Это история о нашей дикой природе, о том, что нам действительно дорого», — сказала Калинина.

По её мнению, такие фильмы особенно важны с точки зрения просвещения и формирования ответственного отношения к окружающему миру.

«Это образовательное кино. Оно напоминает нам о том, как важно любить и беречь свою природу. Об этом нужно говорить, писать, делиться с детьми. И я искренне считаю: такие фильмы нужно снимать чаще», — заключила режиссёр.

Поделиться:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Далее