«Император и купец» – завершение съемок документального фильма победителя 2-го конкурса грантов 2024 года Президентского фонда культурных инициатив.
Завершаются съемки документального фильма «Коронация в глазах Севера».
Посвящается моей маме…
К нам [в ФНД [1]] обратился историк с атрибуцией одной фотографии, а именно «№34. Якутскъ. Отходъ парохода» (см. фото ниже), исследование и верификация этой истории привела к написанию настоящей статьи. Благодаря атрибуции многие фотосвидетельства начинают сейчас обретать имя и собственную историю.
Сегодня же речь идёт именно об этой фотографии:
Большая удача, что фотограф попросил людей на фотографии встать таким образом, что в кадр попал спасательный круг – это сразу дает нам название парохода, что отходит от города Якутска: «Граф Игнатьев».
Пароход этот сыграл в истории Якутии свою роль: летом 1908 года на пароходе «Граф Игнатьев» в Якутск прибыл иркутский генерал-губернатор А.Н. Селиванов [2] в сопровождении чиновников и генералов особых поручений. Главный начальник края осмотрел все учреждения города, посетил Кафедральный собор, принял парад якутского гарнизона и казачьего полка. Через три дня на том же пароходе генерал-губернатор выехал из Якутска.
Среди чиновников на фотографии – семья известного якутского купца-мецената П.И. Захарова [3] (скорее всего старшие члены семьи: его жена, старшая дочь и брат). Сам же купец 2 гильдии Петр Илларионович Захаров скончался ранее – 08.03.1902 г., и был похоронен в ограде Градо-Якутской Преображенской церкви (см. ниже фотографию).
Справка: Купец 2 гильдии Петр Илларионович Захаров за благотворительность и пожертвования в пользу образования и православных церквей города Якутска, своих земляков в неурожайные годы, финансирование научных экспедиций, направленных на этнографические и географические исследования родного края и соседних регионов, а также поддержку и гуманизацию пенитенциарной системы был награжден 12 отечественными и иностранными орденами и медалями.
Какова была цель визита иркутского генерала-губернатора? А.Н. Селиванов приехал для решения следующих вопросов:
— проблема Аянского пути, вновь ставшая актуальной для администрации Якутской области. После безуспешных поисков, осуществлявшихся В.Е. Поповым, якутский губернатор И.И. Крафт обратился с предложением к иркутскому генерал-губернатору А.Н. Селиванову организовать новую экспедицию для исследования этого пути [4];
— преобразование Якутского городового казачьего полка;
— устройство опорных и продовольственных пунктов по побережью Ледовитого океана для обеспечения морского сообщения.
Через несколько лет во время Первой мировой войны, к тому моменту уже бывший иркутский генерал-губернатор станет известен как «герой Перемышля» [5] (так его называли газеты), принявший 22 марта 1915 г. капитуляцию сильно укрепленной австрийской крепости Перемышль. После ожесточенных сражений и попыток деблокирования, австрийский гарнизон крепости, превышающий в два раза численность войск под началом Селиванова, сложил оружие. См. ниже фотографию генерала Селиванова, который даёт объяснения Е.И.В. Великой княгине Марии Павловне при открытии плавучей выставки боевых трофеев.
Как же мог выглядеть приезд иркутского генерал-губернатора и его торжественная встреча на пристани Якутска?
Фотографии тех лет дают нам хорошее представление об этом событии.
Вот пример того, как бывали обставлены торжественные встречи высокопоставленных гостей (фотография сделана не ранее 1897 года). У причала стоят пароход «Алдан» и баржа № 1. Приезд любого иркутского генерал-губернатора всегда был большим событием, так, например, 5 июля 1886 года граф А. Игнатьев с членами своей семьи прибыл в г. Якутск на пароходе «Генерал Синельников». Встречали высокого гостя самые уважаемые представители якутской интеллигенции и купечества [6]. 3 июля 1890 г. в Якутск на пароходе «Генерал Синельников» (позднее пароход был переименован в «Граф Игнатьев» [7]) прибыл иркутский генерал-губернатор А.Д. Горемыкин со своей семьей (жена, дочь и сын). Генерал-губернатор с 3-22 июля произвел ревизию местных учреждений и смотр Якутской местной команды и команды казаков Якутского казачьего городового полка. Присутствовал с семейством на Божественной литургии в соборе, в Никольской церкви и посетил реальное училище. Вечером 6 июля в здании Общественного Собрания был организован танцевальный вечер [8]. На подобном танцевальном вечере могла быть и Анна Степановна Захарова (см. ниже фотографию А.С. Захаровой). Так по воспоминаниям одного из потомков Петра Захарова: «…Анна Степановна Захарова была известной красавицей и имела честь быть приглашенной на танец (вальс) самим Иркутским губернатором, который приезжал с визитом в г. Якутск…» [9].
Так и прибывшего в июле 1908 г. в Якутск с ревизией генерал-губернатора Н. Селиванова у причала торжественно встречали все представители гражданской власти и духовенство, его лично приветствовал преосвященный Макарий.
Далее генерал-губернатор отправился в кафедральный собор, где духовенством было отслужено краткое молебствие, потом посетил преосвященного в монастыре, осмотрел храмы и обители и отправился в духовную семинарию. Преосвященный позже благословит генерал-губернатора в обратный путь и напутствовует молитвенными пожеланиями [10].
Свиту главного начальника края, иркутского военного генерал-губернатора, генерала от инфантерии А.Н. Селиванова составляли: начальник Окружного штаба генерал-лейтенант П.С. Саввич, окружной генерал-квартирмейстер генерал-майор А.Д. Кузьмин-Караваев, генерал для особых поручений Стремоухов, чиновники для особых поручений — подполковник И.Н. Толстихин, коллежские советники Чепурный и Михайлов и адъютант, подъесаул Забайкальской казачьей батареи Н.А. Булич [11].
Любопытно, что в плане взаимоотношений чиновников визит иркутского генерал-губернатора А.Н. Селиванова не был похож на визиты прошлых начальников края в Якутск. На следующий день пароход должен был уйти в рейс, однако в тот же день Глотов [Николай Егорович Глотов – иркутский и нижнеудинский купец 1-й гильдии, крупный судовладелец, глава фирмы «Н.Н.К. Глотовы»] получил телеграмму, из которой следовало, что «за время пребывания в Якутске генерал-губернатор изволит квартировать на пароходе». Естественно, Глотов пошел навстречу важному пассажиру.
Оказалось, что Селиванов по каким-то вопросам рассорился с И.И. Крафтом и отказался от проживания в городе. Причины ссоры мы раскроем ниже, но пока же скажем, что конфликт этот дошел до Николая II, и был решен в пользу Якутского губернатора… Только 30 июля «Граф Игнатьев» продолжил совершение срочных рейсов. А Николай Егорович [Глотов] «скомпенсировал» потери, с помощью Селиванова «пробив» [«пролоббировав»] соглашение с Главным Штабом на воинские перевозки (циркуляр был подписан 31 мая 1910 года) [12].
Причина ссоры А.Н. Селиванова и И.И. Крафта: Предложение Крафта об учреждении Северо-Восточного генерал-губернаторства вызвало неудовольствие его непосредственного начальника Иркутского генерал-губернатора А.Н. Селиванова, сделавшегося его открытым недоброжелателем и привело всё же в дальнейшем (в будущем) к переводу [13] Крафта в Енисейскую губернию [14]. Кроме того, И.И. Крафт способствовал развитию независимой прессы в г. Якутске, улучшал условия содержания заключённых и условия жизни ссыльных.
Отъезд И.И. Крафта в Санкт-Петербург как итог конфликта: В сентябре того же 1908 года по вызову премьера Столыпина Крафт выехал в Петербург. В областном управлении, в Якутске, вызов этот был связан с тем, что якутский губернатор имел собственное мнение по вопросам управления краем, не схожее с мнением вышестоящего иркутского генерал-губернатора. Поэтому возвращение Крафта в Якутск губернатором считалось маловероятным… [15]
Итоги конфликта: И.И. Крафт вернулся в г. Якутск, после того как все вышестоящие инстанции разобрались в ситуации.
Далее по итогам приезда А.Н. Селиванова: Ранее в середине августа [1908 г.] приказом генерал-губернатора была назначена комиссия для обсуждения вопросов о преобразовании Якутского городового казачьего полка и об устройстве опорных и продовольственных пунктов по побережью Ледовитого океана для обеспечения морского сообщения в связи с привлечением казаков по этому делу. Председателем комиссии назначен штаб-офицер для особых поручений, подполковник Толстихин. В состав комиссии, вследствие личного распоряжения главного начальника края, иркутского генерал-губернатора А.Н.Селиванова, вошли: старший советник Областного управления Федоров, советник Попов, казачий сотник Казанцев, областной землемер Божко и делопроизводитель Шелаковский [16].
Известен еще один [небольшой] конфликт с участием губернатора И.И. Крафта – на этот раз с епархиальной властью. Конфликт произошел из-за высказывания губернатора о том, что церковно-приходские школы не играли существенной роли в образовательной системе Якутии. …Известия конфликте дошли до высших властей Иркутска и Петербурга. Иркутский генерал-губернатор А.Н. Селиванов сообщил о недоразумениях между губернатором Крафтом и преосвященным Макарием, которые, по его мнению, произошли из-за несоответствующего отношения губернатора к архиерею. В то же время известно о благодарственном письме епископа Макария, адресованному И.И. Крафту, в котором выражалась благодарность за заботу об «обеспечении жалкого существования духовенства» в области. [17]
Как появился у Н.Е. Глотова пароход «Граф Игнатьев»: У Российского золотопромышленного общества были куплены два однотипных заднеколесных парохода «Тайга» и «Алдан» английской постройки, а у «Лензото» [18] приобретён «Граф Игнатьев», построенный в Тюмени в 1899 году [19] и собранный в Усть-Куте 17 июня 1900 года. Его цена составила 43015 рублей [20].
Корабли Н.Е.Глотова перевозили основную часть грузов на бодайбинские прииски. «Почтово-пассажирское пароходство Н. Е. Глотова» относилось, безусловно, к крупным компаниям, работающим на реке. Фирме принадлежало девять пароходов: «Граф Игнатьев», «Граф Сперанский», «Пермяк» – американского типа с задним колесом системы «Морган», «Тайга», «Борец», «Витим», «Почтарь», «Якут», «Работник» с тремя железными и одной деревянной баржами [21].
Последующие изменения названия парохода «Граф Игнатьев» (Золотопромышленное о-во; товарищество Н.Н.К. Глотовых): пароход был последовательно переименован в 1920г. в «Звездоносец», а с 1933г. носил название «Красная звезда»:
Дальнейшая судьба парохода «Граф Игнатьев»:
В 1918 г. красное руководство Центросибири под натиском армии Колчака приняло решение оставить Иркутск и отступить на восток. Поскольку бодайбинские большевики собирались удержать в крае советскую власть, было решено срочно направить в Киренск отряд, который должен был вывезти из Киренска все грузы, продовольствие и увести пароходы, чтобы «белые» при наступлении из Иркутска не смогли ими воспользоваться. Для этой цели реквизировали большой пассажирский пароход «Граф Игнатьев» и погрузили на него 2-й Бодайбинский отряд Красной гвардии численностью 150 человек под командованием Т.М. Алымова.
В результате военных действий и маневров с обеих сторон пароход «Граф Игнатьев» в ходе боя был захвачен «белыми» [22].
Пароход «Граф Игнатьев»: букс.-пасс, 2 колеса, железный, размеры: 49,54 х 5,48 (10,7) х 2,26 х 0,77 (1,0) м. 4 переборки, палуба деревянная. Корпус, мех. — 1899 г., Тюмень, завод «Пирсона и Гуллета» (машино-судостроительный завод Гуллета, компаньоном которого был волжский инженер-судостроитель Л. М. Пирсон. Предприятие было основано в 1860 году в Тюмени, располагалось на левом берегу Туры, примерно напротив городской пристани), сборка в Усть-Куте. Машина наклонная, компаунд, со скобой, 200 и.л.с, 1 оборотный котел (8 атм.), груз — 17,6 тонн, на буксире — 2 тыс. пудов, 260 пассажиров. Списан в 1941 г. в «Лензолотофлоте», разобран в Киренске [23].
Технические характеристики парохода «Граф Игнатьев»:
— Тип: Буксирно-пассажирский пароход.
— Размеры:
— Длина: 49,54 м.
— Ширина: 5,48 м (10,7 м по борту).
— Высота борта: 2,26 м.
— Осадка: 0,77 м (1,0 м).
— Конструкция: Железный корпус, 4 переборки, деревянная палуба.
— Машина: Наклонная, компаунд, мощностью 200 и.л.с..
— Котёл: Один оборотный котел (8 атм.).
— Грузоподъемность: 17,6 тонн.
— Буксировка: до 2 тыс. пудов.
— Пассажировместимость: 260 человек.
Проблема идентификации парохода «Граф Игнатьев» состояла в том, что есть как минимум ещё 2 (два) парохода с таким же названием (по крайне мере из тех, что удалось найти),
1) Колёсный буксирно-пассажирский пароход «Граф Игнатьев» Черноморско-Дунайское пароходства, построенный на ливерпульской верфи «J. Johes&Sons»;
2) Грузо-пассажирский пароход: «Граф Игнатьев» — «Память декабристов» — «Сергей Лазо», построенный в 1894 г. в Бельгии, на заводе Societe Cockerill S.A. (Хобокен), пароход работал в Амурском речном пароходстве — Благовещенске, Свободном до 1957 года.
Благодаря в том числе «Госкаталогу», в котором ведется с 1996 г. активное пополнение и который становится день ото дня всё более удобным инструментом как для музеев так и для всех неравнодушных к истории [24], мы имеем возможность публиковать статьи и рассказывать об этих фотографиях [25] см. ниже.
Завершение съемок документального фильма «Император и купец. Сказ о том, как якутский купец Захаров царскую дипломатию справил» — победителя второго конкурса грантов 2024 года Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ)
Продолжается показ документального фильма «Император и купец» в соответствии с условием гранта ПФКИ, с вводной лекцией от историка А.И. Яковлева, показ осуществляется с розыгрышем памятных призов от Фонда Наследие и Династии
Проведение конкурса на лучшее историческое исследование по заданной теме XVII-XIX вв. (с написанием исследовательского отчета, эссе)
В рамках реализации проекта документального фильма «Император и купец. Сказ о том, как якутский купец Захаров царскую дипломатию справил» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) в 2025 году успешно завершаются съемки и проводятся мероприятия согласно условиям гранта, которые стали важными этапами создания документально-исторического фильма.
1) 17 сентября 2025 в рамках проведенного образовательного интенсива в г. Анадырь, студенты Чукотского филиала СВФУ вместе со студентами Чукотского многопрофильного колледжа, учениками школ г. Анадырь стали зрителями исторического научно-популярного фильма «Император и купец», который был снят фондом «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
«Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном», отмечал великий российский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Эти слова подчёркивают огромную роль Сибири и Северного Ледовитого океана в укреплении экономической, промышленной и научной мощи России, и эта идея остаётся актуальной на протяжении столетий.
Фильм представил «Фонд наследие и династии» и научный консультант, ведущий проекта Айтал Яковлев, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета СВФУ имени М.К. Аммосова. Айтал Игоревич рассказал о том, что включение Дальнего Востока в территориальное пространство России явилось важнейшим историческим фактором, обеспечившим геостратегический запас прочности нашего государства и мощную ресурсную базу для российской экономики, о роли Якутии в освоении Дальнего Востока. Кратко о фильме: «Якутия — первый дальневосточный регион, вошедший в состав Российской Империи. Именно через Якутию шло освоение дальних восточных земель и формирование восточных границ нашего государства. А начиналось всё с народной дипломатии в середине XVII века, когда Мазары Бозеков решил установить договорные отношения по сбору налогов (ясака) с центральной властью и заручиться царской поддержкой и защитой. На примере жизни выдающихся исторических деятелей Якутии Мазары Бозекова и Петра Захарова данный проект раскрывает страницы истории и культуры Дальнего Востока», подчеркнул Айтал Яковлев.
2) В студенческом клубе «Эйдос» обсудили истоки государственности Якутии
В историческом факультете состоялось традиционное заседание студенческого клуба, организован показ документального фильма «Император и купец».
Историк Айтал Яковлев проследил эволюцию его образа от мифов до документальных фильмов. Политолог Ольга Парфенова обратила внимание на особенности положения якутских «кланов» и взаимоотношения между воеводской администрацией и царским престолом.
Студенты задали вопросы о результатах дипломатической миссии Мазары Бозекова в Москву и исторических деталях сибирской политики царя Федора Алексеевича.
Напомним, Мазары Бозеков, внук кангаласского тойона Тыгына, в XVII веке добился не только аудиенции, но и полноценного диалога с верховной властью. Он начал торговые операции, стал инициатором новой модели отношений, встроив традиционную якутскую власть в систему Российского государства.
Наиболее активным участникам дискуссионного клуба «Эйдос» были вручены памятные призы от Фонда им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии и Фонда культурных инициатив Президента РФ.
3) Планируется показ документального фильма «Император и купец» в ГАПОУ РС (Я) «Намский педагогический колледж им. И. Е. Винокурова», согласно условиям гранта.
4) Планируется показ в Арктическом государственном институте культуры и искусств (АГИКИ).
5) Проводится конкурс на интернет площадке проекта: www.dinastyandlegacy.com на лучшее исследование по историческому интервалу проекта. Научными экспертами проекта будут определены три победителя конкурса. Победителям будут вручены памятные призы. Победители конкурса будут привлечены на премьеру фильма. Планируется участие в пиар мероприятиях проекта. Победители конкурса будут привлечены к созданию сценарной основы для будущей театральной постановки проекта на базе Саха академического театра имени П.А. Ойунского. Просим присылать всех желающих участвовать в конкурсе присылать свои эссе по эл. почте: PetrZakharovFdn@rambler.ru.
Завершаются съемки документального фильма «Коронация в глазах Севера»
Информационное сопровождение проекта:
Команда Общественной организации «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии» совместно с Ассоциацией развития гражданских инициатив «Женщины Автолюбители Якутии», выиграли конкурс грантов Главы Республики Саха (Якутия) 2024 г., с проектом документального фильма «Коронация в глазах Севера».
Кратко о проекте: «Коронация в глазах Севера» — документальный просветительский проект о жизненном пути купца Петра Илларионовича Захарова, приведший его на коронацию Николая II в Москве, а также представлении Якутии в XIX в столице Российской империи. Проект предусматривает создание документального фильма для интеграции в обучающий процесс учреждений образования и культуры различного уровня, возрастной и социальной ориентации.
П.И. Захаров – якутский купец второй гильдии, представлявший вместе с несколькими другими представителями якутский народ на коронации Николая II. П.И. Захаров – был простым человеком, который всего достиг сам. Самым крупным успехом якутского представительства было то, что Николаю II было передано послание и поздравления от г. Якутска и Якутской области.
Наш проект – это правдивое, исторически достоверное изложение истории жизни П.И. Захарова и его свершений, налаживания дипломатических отношений с династией Романовых на коронации — Николая II, коронация — глазами простых людей из Северных пределов Империи.
Пресс-служба Общественной организации «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии»
Авторские права на фотографии принадлежат Общественной организации «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии»
Всего в весе до 52 кг заявлено 25 спортсменок
Мошенники стали внедрять схему с якобы переводом пенсионных накоплений или личных сбережений в "программу долгосрочных…
В Санкт-Петербурге пройдет финал всероссийского чемпионата профессионального мастерства «Профессионалы»
Энергия дня благоприятствует новым начинаниям, но требует тщательной проверки информации
28 ноября постановка «Лики Олонхо» будет представлена участникам международного Северного форума
Банк усилил контроль за подозрительными операциями