Фото: Андрей Сорокин/ЯСИА
Даже если билет был куплен по невозвратному тарифу, вернуть деньги за него в ряде случаев возможно, рассказала агентству «Прайм» Мария Яковлева, директор Юридической группы «Яковлев и Партнеры».
По ее словам, закон предусматривает определенные гарантии для пассажиров независимо от условий тарифа. Основным нормативным актом здесь выступают Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, Правила воздушных перевозок пассажиров, а также статья 108 Воздушного кодекса РФ и Закон РФ «О защите прав потребителей».
«Прежде всего, возврат стоимости невозвратного билета возможен в случае болезни пассажира или членов его семьи», — указывает юрист.
Такое повсеместно случалось во времена пандемии, когда люди попадали в больницу или на карантин в связи с положительными тестами — даже за невозвратные билеты можно было частично вернуть деньги. Для этого необходимо предоставить перевозчику медицинские документы, подтверждающие невозможность поездки.
Аналогичное правило действует при смерти близкого родственника — в этом случае к заявлению о возврате прикладывается копия свидетельства о смерти и документы, подтверждающие родство.
Согласно пункту 227 Правил воздушных перевозок и статье 108 Воздушного кодекса РФ, при наличии уважительных причин, таких, как болезнь, возврат производится в полном объеме, за вычетом фактически понесенных расходов.
Если поездка не состоялась по вине перевозчика — например, рейс отменён, задержан на значительное время, изменено расписание или класс обслуживания — деньги за билет должны быть возвращены полностью. Это требование распространяется и на невозвратные тарифы. Такие случаи, по словам Яковлевой, попадают под действия статьи 108 Воздушного кодекса РФ и пункта 99 Правил перевозок на железнодорожном транспорте.
Также возможно вернуть деньги, если перевозка стала невозможной из-за непреодолимой силы, например — стихийного бедствия, закрытия границ, введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие случаи отдельно не перечислены в правилах, но их признание основано на статье 401 Гражданского кодекса РФ, которая исключает ответственность стороны, если обязательство не исполнено по независящим от нее обстоятельствам.
«Однако важно учитывать, что просто передумать ехать — не основание для возврата средств за невозвратный билет. Закон не обязывает перевозчика возвращать деньги в случае, если отказ от поездки происходит по инициативе пассажира без уважительной причины», — объясняет эксперт.
Есть и другие нюансы: например, при оформлении возврата заранее, за определённое количество часов до отправления (иногда — более суток), перевозчик может вернуть часть суммы в виде сборов и налогов, даже если стоимость самого билета не возвращается. Это регулируется внутренними правилами перевозчика, но в целом допускается и законодательством.
Таким образом, несмотря на то что формально невозвратные билеты предполагают ограниченные условия возврата, закон всё же защищает права пассажиров в экстренных и объективных ситуациях. «Главное — собрать необходимые документы и подать заявление на возврат вовремя, в сроки, установленные правилами перевозчика», — заключила Яковлева.
Среди них два ученика стали дважды стобалльниками
В опросе сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob приняли участие представители экономически активного населения из Якутска. Сейчас…
В ряде районов пройдет сильный дождь
16 июня православная церковь отмечает день памяти святого Лукиллиана
Чем запомнилась уходящая неделя — в обзоре ЯСИА. Около 50 тысяч гостей объединил Сабантуй в…
Ольга Балабкина в Мирном приняла участие в торжественном мероприятии, посвященном Дню медицинского работника. Заместитель председателя…