Уже сейчас число пожилых людей в России – это практически четверть населения нашей страны. Поэтому руководством страны взят курс не просто на увеличение продолжительности жизни, а, главным образом, на активное и здоровое долголетие. И помогает в этом нацпроект «Демография». Уже несколько лет россияне старше пятидесяти лет могут расширить свои профессиональные навыки, а также приобрести абсолютно новые. Стало это возможным благодаря федеральной программе «Старшее поколение» национального проекта «Демография».
В ушедшем 2020 году обучение прошли 52 якутянина, в том числе 25 граждан предпенсионного возраста. После завершения обучения сохранили занятость или были трудоустроены 49 человек (или 95%).
Обучение организовано по 11 образовательным программам: логопед, социальный педагог, тьютор, педагог дополнительного образования, воспитатель, кадровое делопроизводство, юриспруденция, государственное и муниципальное управление, машинист бульдозера, сертификационный цикл «Первичная медико-профилактическая помощь», специалист в сфере закупок.
Всего за период реализации регионального проекта мероприятием охвачено 945 человек. Также в рамках реализации федерального проекта «Старшее поколение» ежегодно проводится чемпионат «Навыки мудрых». Основная цель – профессиональное долголетие и конкурентоспособность специалистов возрастной категории «50+».
Не секрет, что в наше время старшее поколение зачастую остаётся за бортом. Новые технологии, навыки, умение быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства – не всегда за всем этим поспевают наши коллеги старше 50 лет. А вот проект «Старшее поколение» бесплатно и в удобном формате без выезда и отрыва от работы помогает обновить знания, приобрести новые или развивать имеющиеся компетенции и навыки, что, несомненно, повышает конкурентоспособность на рынке труда и позволяет соответствовать современным профстандартам.
Елена Кимовна Кычкина как раз одна из тех, кто решился обрести новую специальность, которую она теперь успешно совмещает со своей основной работой. Сама она родом из села Балыктах Мегино-Кангаласского района.
«По специальности я социальный педагог, вот уже 25 лет работаю в Балыктахской средней школе. А в прошлом году поступило предложение обучиться на тьютора. Кто это такой – я и не знала», – рассказывает Елена Кимовна.
Это относительно новая специальность в российском образовании. Тьютор в школе – специалист, исследующий интересы ребёнка и создающий определённую среду для его развития.
«Тьюторов могут ошибочно принимать за педагогов-дефектологов. Однако сферы их деятельности и задачи различаются. Например, задача педагога-дефектолога состоит в изучении психофизических особенностей, системы восприятия и темперамента для восстановления или коррекции недостающей функции. Например, дефектолог может разглядеть у слабовидящего ребёнка музыкальные задатки и сфокусировать развитие в этом направлении. Задача тьютора: создавать события, которые меняют образ мыслей и представление о будущем. Надо отметить, что эта специальность именно сферы образования, поэтому далась она мне легко. В процессе обучения поняла, что новая профессия все-таки не случайно появилась, ведь сейчас очень много детишек, которым надо помочь, подтолкнуть, поработать с ними индивидуально. По большому счёту, социальные педагоги и выполняли некоторые функции тьюторов, то есть методику использовали на практике. Сейчас же на теоретической базе работать стало ещё легче, – признается Елена Кимовна. – Раньше у меня не было ни кружков, ни факультативов, я была только социальным педагогом. После того, как прошла профобучение на тьютора, с этого учебного года мне дали часы, потому что теперь я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, безусловно, новая специальность дала мне возможность получать чуть большую заработную плату. Я рада, что приняла участие в национальном проекте, который реально даёт необходимые навыки и помогает улучшить свою жизнь.»
Айталина Санникова – начальник организационно-правового отдела администрации Горного района. Вот уже 17 лет она муниципальный служащий.
«Сейчас я нахожусь в предпенсионном возрасте, мне 47 лет. Понимая, что если буду до выхода на заслуженный отдых работать в муниципалитете, то рано или поздно с работы я уйду. И настанет время, когда захочется реализовать себя в чем-то другом. По первому образованию я учитель якутского языка и литературы. С 1995 года в течение восьми лет работала в Горном филиале НВК «Саха», а с 2003 года ушла на муниципальную службу. Сейчас моя работа связана с организацией связей с общественностью, СМИ, работой с контентом в социальных сетях. Все это требования нашего времени, без этого – никуда. Я давно слышала, что по федеральному проекту ведётся переобучение «предпенсионников» на различные специальности. В конце прошлого года задумалась, что пока есть время, стоит этим заняться вплотную», – рассказывает Айталина Николаевна. Информацию начала искать в интернете, на официальных сайтах Минтруда и Госкомзанятости республики, где в доходчивой форме рассказан весь алгоритм того, как это сделать.
«Обратилась в местный Центр занятости населения, где написала заявление о том, что хочу пройти обучение. Меня спросили, какие специальности интересны. Так как мне ближе сфера культуры, заявила именно её. Из-за того, что обратилась практически в конце года, выбор был невелик. Тем не менее, желанная специальность была – режиссёр кино и телевидения. Так как это направление весьма необходимо мне и в нынешней работе, была зачислена.
«С 11 ноября по 18 декабря в дистанционной форме прошла обучение в Тюменской академии современных технологий. Конечно, теорию пришлось постигать самостоятельно. Был дан доступ к сайту, специализированной литературе. Весь материал в доступной и очень понятной форме, так что умирать от скуки во время самостоятельного прохождения теории не приходилось. Затем была очень интересная практическая часть, где нам давались задания творческого характера. Потом была дипломная работа. Академия ведёт и постобразовательное полугодовое сопровождение, можно в течение этого времени заходить на специализированный сайт, знакомиться с дополнительной литературой», – говорит новоиспечённый режиссёр.
Будет ли она работать по новой специальности – покажет время, но очевидный плюс в том, что приобретённые навыки уже сейчас пригодятся в работе. Айталина Николаевна точно знает, что благодаря национальным проектам можно найти бесплатные курсы, чтобы прокачать свои навыки и обрести новые.
«Несколько лет назад у меня назрела необходимость освоить новое направление – СММ, которое сейчас очень востребовано. На сайте WorldSkills в разделе «Цифровая экономика» нашла бесплатные курсы на СММ-специалиста, где и обучилась. Так что в наше время кто ищет, тот всегда найдёт. И обретение новых навыков сейчас – необходимость, чтобы идти в ногу со временем», – считает Айталина Санникова.
Источник: газета «Якутия»
Подборка публикаций за среду
На выставке представлены работы студентов и выпускников Якутского художественного училища им. П.П. Романова
Сборная России завоевала семь золотых медалей среди мужчин и женщин
Вице-премьер встретилась с ветеранами Татьяной Корниловой и Иваном Гороховым
Учреждение представило восемь разных кадров