Красная телефонная будка в Лондоне, дизайнерское крыльцо в Якутске
Практически все постройки советской эпохи в нашей стране оборудованы крыльцом. Когда в Россию пришла рыночная экономика, выяснилось, что советские проектировщики не предусмотрели достаточного пространства для коммерческих помещений на первых этажах зданий. Начиная с 1990-х годов страну охватил бурный процесс переоборудования жилых пространств в нежилые. Вынужденной мерой стала установка крылец для обеспечения доступа в такие помещения с улицы.
Но если стандартный пролёт подобной конструкции — 7–10 ступеней, то в Якутске перепад уровней может достигать трёх метров в высоту. Из-за многолетней мерзлоты дома в городе строят на сваях и вход в них обычно приподнят на несколько метров. При этом если в большинстве регионов новые дома проектируют без крыльца, с безбарьерным входом, то в Якутске это невозможно из-за особенностей территории.
Иногда крыльцо-лестницу располагают ближе к тротуару и обрамляют аркой, на которой устанавливают вывеску заведения. Несколько таких конструкций вдоль одного здания создают эффект уличного фронта на уровне тротуара: кажется, что за аркой должен быть вход в помещение, а на самом деле человеку ещё предстоит подняться по лестнице. Выглядит всё это очень оригинально. Дополнительный позитивный эффект такого решения — обеспечение сомасштабности и, как следствие, более комфортного пространства для человека за счёт визуального сужения габаритов улицы.
Но для того чтобы крыльца стали полноценной частью визуальной идентичности Якутска, необходимо решить вопрос, как регламентировать их внешний облик. Крыльцо отвечает за первое впечатление о здании, поэтому им нужно заниматься как объектом дизайна, а не проектировать по остаточному принципу. Решения могут быть самые разные. Конструкция может повторять стиль постройки. Также этот элемент можно выделить цветом. Подобно жёлтым такси в Нью-Йорке, красным телефонным будкам в Лондоне или голубым автобусам в Москве, крыльца в Якутске могли бы стать узнаваемым элементом городского дизайна.
Инженерная сеть — решающий фактор архитекторного облика
Сети инженерных коммуникаций, выведенные наружу, — системная проблема для северных городов. Из-за многолетней мерзлоты закапывать трубы очень дорого. При этом проектирование сетей не входит в зону ответственности архитекторов. Этим занимаются городские департаменты, сотрудники которых попросту не задумываются о том, как выглядят уличные трубы. Но когда инженерные коммуникации становятся частью городской среды, причём такой заметной, как в Якутске, это уже вопрос облика города.
Убирать трубы под землю — не единственное возможное решение. В команде инженеров-проектировщиков должен появиться архитектор. Важны детали исполнения коммуникаций: ровные стойки, цельная обшивка, аккуратные узлы. Инженерные конструкции могут быть нейтральны к окружающей среде, как пожарные лестницы в Нью-Йорке, или, наоборот, задавать яркие акценты.
В Берлине в период строительных работ временные коммуникации для откачки воды покрасили в голубой и розовый цвет и пустили по главным улицам города. В России тоже придумывают неординарные решения. Иногда опоры линий электропередач стилизуют под гигантские фигуры животных. А в 2018 году к чемпионату мира по футболу в Калининградской области появились конструкции ЛЭП в виде Забиваки и других зверей.
В качестве примера работы с индустриальной эстетикой можно привести и мировые шедевры архитектуры: облик парижского Центра Помпиду и лондонской башни Ллойда определяют открытые инженерные конструкции.
Бугры на асфальте как герои нового городского фольклора
Если нужно описать Якутск одним словом, то это будет «вспученный». Особенно эта черта бросается в глаза на какой-нибудь асфальтированной парковке, где стоял дом на сваях, а потом его снесли. Для того чтобы вытащить оставшиеся конструкции из земли, нужно сначала пропарить слой мерзлоты и лишь потом доставать их. Это довольно дорого, поэтому сваи часто остаются в земле. Со временем земля, проходя циклы замерзания и оттаивания, выталкивает инородные объекты и на поверхности асфальта образуются бугры, равномерно распределённые по площадке. В Якутске их можно увидеть повсюду.
Такая особенность могла бы стать источником для создания мифов, историй и легенд — нового городского фольклора. Не менее важно объединять специалистов, которые могут придумать, какие материалы, технологии и подходы использовать, чтобы в будущем город становился комфортнее. Например, в Архангельске, где асфальт тоже быстро покрывается буграми, укладывают деревянные тротуары. Они ровные, но недолговечные, их приходится часто обновлять.
Сделать Якутск велосипедным городом
Якутск — довольно плоский город со множеством широких улиц. Он отлично подходит для езды на велосипеде. Существует стереотип: если на улице зима, морозы и холодно, передвигаться на велосипеде нельзя. Но это не так: велосипед может проехать везде, где можно пройти пешком. Ключевой вопрос заключается в наличии удобной и безопасной инфраструктуры. Если не убирать снег, то и на автомобиле пробраться будет невозможно.
Не менее важны транспортные приоритеты и то, как построен город в целом. Нельзя просто взять и внедрить велосипедную инфраструктуру. Необходимо менять и перепроектировать улицы. Однако это посильная задача: например, в Альметьевске нашли место для велоинфраструктуры в сетке спроектированных в советское время улиц.
Если говорить о зимней велоинфраструктуре в других странах, стоит обратить внимание на Виннипег в Канаде или Оулу в Финляндии. Иногда велодорожки подготавливают по принципу лыжных трасс: сначала снег утрамбовывают, а потом фрезеруют с помощью мини-ратрака — маленького городского трактора. У Якутска в этом отношении есть потенциал. Здесь даже существует сообщество людей, которые постоянно передвигаются на велосипедах.
«Городские практики» — часть программы Архитекторы.рф, которую реализует ДОМ.РФ в стратегическом партнёрстве с Институтом «Стрелка» при поддержке Минстроя и Правительства РФ. В Якутске программа «Городские практики» была организована совместно с Управлением архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) и Центром компетенций по вопросам городской среды LETO.