Якутские компании рассказали, как открыть международный бизнес в Сибири

11:28, 09 июня 2020
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Руководители сервиса такси inDriver, видеоплатформы Boontar, издательства «умных» книг SmartBooks и дизайн-студии коллекционных фигурок TuoiToy рассказали об особенностях региона, передает ЯСИА со ссылкой на vc.ru.


Платформа видеопродаж Boontar.live

Boontar — видеостриминговая платформа, которая позволяет покупать товары прямо из видео, не переходя на сторонние площадки. Клиенты получают магазин с витриной на платформе и могут публиковать готовые видео или проводить прямые трансляции, показывая товары покупателям. Ролики с Boontar можно встроить на сайт, как и ролики с других видеохостингов вроде YouTube или Twitch, — и продавать в том числе за пределами площадки.

Помимо видеохостинга, компания также предоставляет клиентам услуги эквайринга — им не нужно беспокоиться о настройке оплаты, — и логистики — физические товары можно оставить на складе в Москве, откуда Boontar сможет доставить их по всему миру. Предприниматель и инвестор Оскар Хартманн продавал на платформе свою последнюю книгу, и Boontar доставила её покупателям в 70 стран.

Заработать на поездках в Китай

Идея сервиса пришла его основателю Сергею Протопопову в 2011 году. До запуска своего бизнеса Протопопов работал в игровой индустрии и ездил в Гонконг и Китай по работе. Во время таких поездок он проводил для родственников и друзей видеотрансляции по Skype из разных магазинов: показывал товары и продавал их в прямом эфире.

«Видео — это наглядно. По фотографии сложно понять, что за товар, а во время трансляции многие что-то заказывали для себя. Я домой возвращался с целыми баулами вещей, — говорит предприниматель. — Мне платили сверх цены — так и окупал проезд, такси, походы в кафе».

Но в 2011 году до запуска сервиса не дошло. Протопопов считал, что идея интересная, но времени заниматься проектом не было. Не было и быстрого мобильного интернета, который смог бы обеспечить качественную картинку и связь: сам предприниматель во время таких трансляций подключался к Wi-Fi-сетям в магазинах.

В 2015 году на рынок вышел сервис прямых трансляций Periscope, и стало ясно, что технологии достигли нужной стадии развития. На то, чтобы закончить работу по текущим проектам, скопить ресурсы и собрать команду, ушло полгода. С разработкой ИТ-продуктов Протопопов был знаком ещё из игровой индустрии.

В начале 2016 года команда представила первую версию продукта. Поначалу Протопопов предлагал попробовать продукт знакомым предпринимателям — кое-кто заинтересовался, первый заработок составил 300 тысяч рублей. Тогда команда поняла, что спрос на технологию есть.

Акселераторы и инвестиции

Через полгода после запуска Boontar попала в акселератор ФРИИ и получила инвестиции от фонда. Во время прохождения акселератора команда привлекла внимание Microsoft и получила грант от компании на сумму $360 тысяч. «Microsoft — это очень серьёзный партнёр, он предоставил нам большие возможности в технологическом плане, обычно недоступные стартапам», — говорит основатель Boontar.

В 2017 году команда приняла участие в конференции Techcrunch Disrupt в Сан-Франциско, в 2018 — победила в хакатоне «Сколково» Hackathon 2025. А в 2019 году Boontar стала одним из победителей совместного акселератора «Сбербанка» и 500 Startups.

Видео продаёт

Видеоролик, считает команда, — идеальный инструмент продаж. «Люди максимально заряжаются при физической встрече, а альтернатива физической встрече — видео. Именно через видео в онлайн-формате можно достичь максимальной эмоциональной связи. Как мы знаем, именно эмоции и продают» — объясняет Протопопов. Он утверждает, что конверсия в покупки в просмотров на обычных видеохостингах вроде YouTube и Vimeo составляет около 0,5%, а на Boontar.live — около 15%.

Интерес к продукту сильно вырос на фоне пандемии: количество заявок на использование Boontar, по словам Протопопова, выросло более чем в 10 раз, при этом маркетинговых кампаний сервис пока не проводит. «Пока мы ведём продажи с помощью друзей и партнеров», — говорит основатель. К июню 2020 года команда рассчитывает начать продвигать свой продукт за рубежом через уже сложившиеся знакомства, в том числе по программе обшения между выпускниками акселератора 500 Startups Family. Первой страной станет США.

«Якутия — это семья»

Сейчас у Boontar два офиса в России — в Якутске и в Москве. «Команда должна быть разношёрстной, — замечает Сергей Протопопов. — Москва нам интересна как место для найма новых людей и для проведения встреч. После акселератора «Сбербанка» мы заключили 70 пилотных контрактов с крупными компаниями, и все они находятся в Москве».

Сам Протопопов делит время между Москвой, США, Юго-Восточной Азией и Якутией. В Якутии он обычно проводит лето и утверждает, что команда никогда не переедет из родной республики.

«Умные» книги SmartBooks

SmartBooks создаёт интерактивные детские книги с дополненной реальностью: читатель может скачать приложение, навести камеру смартфона на страницу и «оживить» картинки в ней.

Основательница проекта Таисия Тарабукина и её команда создавали мобильные приложения на заказ, но постоянно искали идеи для своего бизнеса, так как не видели больших перспектив в аутсорсинговой разработке. В 2015 году Тарабукина заметила, что её ребёнок, который пока даже не ходил в детский сад, проводил много времени со смартфоном — в основном потому, что она сама так отвлекала его, чтобы тот не мешал работать или отдыхать.

«Это было родительское преступление. Я вспоминала своё детство и понимала, что мы проводили его гораздо более активно — много читали, что-то раскрашивали. Было очень обидно и совестно, что у моего ребенка появилась гаджет-зависимость», — вспоминает предпринимательница.

Свой бэкграунд в разработке мобильных приложений команда использовала для создания интерактивной книги: обратилась в местное издательство и предложила бесплатно разработать приложение и создать цифровой контент для книги взамен на её издание. Книга про мамонтёнка вышла под Новый год, компания продала 7 тысяч экземпляров и поделила прибыль пополам с издательством.

Выход на международный рынок

После выпуска первой книги с командой связался издатель из Канады и предложил создать интерактивную книгу для канадской писательницы, которая написала серию книг о дельфинах.

Проект получился успешным — книга выиграла медиапремию и попала в рекомендованный список внеклассного чтения для канадских школьников: теперь в Канаде её можно не только купить на Amazon, но и взять почитать в библиотеках.

Также канадский издатель привёл с собой латвийского партнёра, который сейчас печатает книги SmartBooks для европейской и американской аудитории. Когда команда начала самостоятельно писать и издавать книги — в том числе и для международной аудитории, — то нашла американского автора, которая пишет книги на английском языке. Автор тоже нашлась на Facebook: Тарабукина опубликовала несколько записей о поиске писателя в сообществах мам в соцсети, и получила больше сотни откликов.

Темы книг для США и Европы отличаются от российских: в России компания продаёт книги о Щелкунчике, сказки о животных. На зарубежных рынках востребованы темы экологии, правильного питания, пользуется популярностью научная фантастика. «Актуальное на американском рынке очень легко транслировать в Россию, а вот обратно — нет. «Щелкунчика» нам пришлось полностью переписывать под американский рынок, новую книгу назвали «Знакомство с Щелкунчиком«», — рассказывает основательница проекта.

В ноябре 2019 года SmartBooks ездила на выставку в Шанхай, где заключила контракт с американским издательством. А в начале 2020 года прошла в акселератор Invest Ottawa в Канаде и прошла на второй этап, который должен состояться в июне. Это очный акселератор, но из-за пандемии Тарабукина не смогла на него прилететь, так что обучение проходил канадский партнёр.

Помимо Amazon, команда собирается осваивать WeChat и площадки Alibaba, чтобы выйти и на китайский рынок.

Сложности и пути развития в России

Ещё во время работы над первой книгой Тарабукина была беременна вторым ребёнком, так что активно взяться за проект не получилось. Чуть позже команда отказалась от работы с издательством и стала писать и печатать книги самостоятельно — это тоже сказалось на росте. Компания продавала в России около сотни книг в месяц.

В сентябре 2019 года SmartBooks прошла Акселератор B8, проводимый Фондом развития инноваций Якутии. «Благодаря ИТ-экосистеме в республике, якутскому технопарку и акселератору проект получил новое дыхание. Акселератор — это хороший прыжок для стартапа. Теперь мы только-только выходим на российский рынок», — говорит предпринимательница.

Сейчас у SmartBooks около 20 интерактивных книг. Компания уже продаёт их на Wildberries, в июне начнёт продавать на Ozon. По словам Тарабукиной, компания ведёт переговоры с несколькими федеральными торговыми сетями и надеется выйти в них в августе с образовательными продуктами: азбуками и энциклопедиями.

Также разработчики планируют добавить в приложение платные модули по подписке — например, отдельные сюжетные линии. А также добавить покупку самих книг, push-уведомления о новинках и бесплатные материалы — раскраски, открытки и так далее.

«Холодными вечерами мы креативим»

Вести бизнес из Якутии, говорит Тарабукина, несложно, а правительство региона очень поддерживает инновационные проекты. Фонд развития инноваций Якутии предоставляет менторов и наставников, ИТ-парк даёт льготы на аренду, помогает в подготовке к выставкам.

Фигурки для фанатов фантастических миров TuoiToy

Компания TuoiToy продаёт коллекционные фигурки. Команда два раза выходила с ними на Kickstarter. Сейчас на краудфандинговой платформе закончился сбор денег на запуск серии игрушек по вселенной Warhammer 40,000 — команда собрала 650% от требуемой суммы ($32 тысячи).

История TuoiToy началась с желания создавать настольные игры. Первую игру студия сейчас готовит к выпуску: проект «Mammontodus: Untold story» основан на якутской легенде о горе Кисилях и рассказывает о противостоянии двух фракции — мамонтов и людей. В каждой коробке с игрой будут лежать шерсть и кости мамонтов, а часть средств с её продажи компания передаст якутским учёным, которые занимаются клонированием мамонта.

Почти сразу после начала работы над игрой команда пришла к продаже собственных фигурок. «Мы собрались группой друзей — все инноваторы. Оказалось, что для создания фигурок нужно совсем немного: 3D-принтер и маленький цех. Всё стихийно сложилось», — рассказывает основатель TuoiToy Дуолан Андреев.

Сейчас в линейке стартапа пять фигурок, команда отправляет по всему миру около тысячи фигурок в месяц. Половину из них в США, чуть меньше трети в Европу, ещё около 10% — в Австралию и Новую Зеландию. После завершения очередной кампании на Kickstarter в линейке будет уже 13 фигурок и компания рассчитывает увеличить продажи до 3–5 тысяч игрушек.

Одно время компания также занималась 3D-печатью на заказ, но хотя желающие попробовать напечатать что-то своё были, большинство из них отказывалось от этой идеи, узнав стоимость услуги — так что TuoiToy отказалась от этого направления.

Сотрудничество с крупными брендами

Сейчас TuoiToy готовит свой первый партнёрский проект — фигурки для крупной спортивной федерации, но название не разглашает. Также компания ведёт переговоры с футбольным клубом «Спартак», а за ними рассчитывает выйти и на другие федерации и клубы.

В начале мая 2020 года компания нашла производственного партнёра в России — им станет фабрика детских игрушек «Росигрушка». «У нашего производственного партнёра налажена связь с сетью «Магнит», а в ней 24 тысячи магазинов. Мы изучаем сети «ЛигаТойс», Toy.ru, «Детский мир». Возможно, начнём переговоры с «Фонбет»», — говорит Андреев.

Сколько нужно кампаний на Kickstarter

Компания уже провела две краудфандинговые кампании. После первой возникли проблемы с владельцем бренда Warhammer 40,000: студия Games Workshop подала жалобу на проект, и его пришлось заморозить. Вторая кампания успешно завершилась в мае.

Следующую краудфандинговую кампанию TuoiToy планирует запустить в июне, затем — осенью и зимой. Команда рассматривает Kickstarter в основном как средство маркетинга: «Благодаря Kickstarter о нас узнала большая аудитория, заказы идут. С каждым выходом на Kickstarter аудитория будет становится всё больше и больше».

3D-печать для детей

Помимо коллекционных фигурок для взрослых, стартап планирует запустить производство и детских игрушек. Задумка состоит в том, чтобы разработать приложение, с помощью которого дети смогут фотографировать свои рисунки, а компания — печатать игрушки на их основе.

Алгоритм для создания 3D-модели по 2D-рисунку разрабатывает лаборатория искусственного интеллекта при Северо-Восточном федеральном университете. У команды уже есть подобный опыт: вместе со «Сколково» она запатентовала алгоритм, который сканирует и переводит в формат 3D-модели карьеры и месторождения для компании «Алроса».

Рабочее название проекта — «Санта Клаус». Дети смогут нарисовать себе игрушку и отправить её волшебнику, а он пришлёт настоящую фигурку в подарочной коробке. Андреев рассчитывает, что начать тестирование технологии можно будет к осени. Основная проблема сейчас — найти инвестора, который вложился бы в покупку нужных датасетов.

«ИТ-парк, как в Якутии, нужен каждому региону»

Дуолан Андреев считает, что ИТ-парк, как в Якутии, должен появиться в каждом российском регионе. Главное, что предлагает такой парк, говорит он, — это комьюнити.

Пока в Якутии, как и во всех российских регионах, не хватает венчурных инвесторов и инвестиционных ресурсов, которые вкладывались бы в компании на ранних стадиях. Они есть в Москве, начали появляться в Петербурге, но хочется, чтобы такие инвесторы появились в каждом регионе.

Сервис такси inDriver

inDriver отличается от других сервисов пассажирских перевозок тем, что цену за поездку в ней назначает пассажир, а водитель может её принять или предложить свою. Сервис зародился в 2012 году, когда на фоне ударивших морозов водители такси в Якутии подняли цены на свои услуги в два раза. Тогда местные жители создали группу во «ВКонтакте», в которой предложили возить остальных по цене, которую сочтут справедливой пассажиры.

На сообщество обратил внимание предприниматель и владелец информационного сайта Ykt.ru Арсен Томский и, спустя год, когда в нём состояло больше 50 тысяч человек, выкупил его у создателей. Команда Томского создала простое приложение для заказа такси, которое стало первым агрегатором поездок в Якутии.

К маю 2020 года компания работает в 31 стране — в том числе в Мексике, Перу, Чили, Индии, Малайзии и других. У inDriver несколько офисов по всему миру, основные расположены в России и Калифорнии. Приложением для заказа такси пользуются более 49 миллионов пассажиров.

Выход за рубеж

Запускать сервис в российских городах inDriver начал в 2014 году, причём команда обращала внимание не только на крупные населённые пункты, но и на небольшие города численностью в 10-50 тысяч человек. В этом же году inDriver вышел в другие страны — компания начала расширение с Казахстана.

Впервые открыть сервис для пользователей далёкой страны компания попыталась в 2016 году — тогда руководство inDriver раздумывало о выходе в Мьянму. В стране сменилось правительство, появился стабильный интернет. Но запуститься в Мьянме так и не удалось, несмотря на большие потраченные средства и время. «Это был дорогостоящий, но очень ценный урок. Мы увидели: чтобы вести международную кампанию, нужно оптимизировать собственное мышление».

Компания начала активную международную экспансию в 2018 году, и к 2020 году работает больше чем в 300 городах мира.

«Генеральный директор — это топливо бизнеса»

Операционный директор inDriver Егор Федоров рассказывает, что в 2007 году, когда ему впервые предложили поработать в одной из компаний Томского журналистом, он сомневался — зарплату предлагали ниже, чем его доход в другом издании. Но друг уговорил его познакомиться с самим предпринимателем.

Томский собирал и продолжает собирать свою команду по крупицам — компания расширяется только за счёт людей, которые «соответствуют её ДНК», говорит Фёдоров. «Проваливаются те компании, которые, увлекшись ростом, забывают себя, отказываются от своих ценностей и нанимают не тех людей», — продолжает он.

Якутия тогда и сейчас

Когда Томский начинал свой первый ИТ-бизнес в 90-х годах, ни о каком инновационном ландшафте речи не шло — все, кто слышал про интернет, крутили пальцем у виска, говорит Фёдоров.

Сейчас в Якутии расцвет стартапов и вести крупный бизнес из региона стало нормой, в отличие от многих российских провинциальных городов, в которых идея построить международный проект жителям кажется нереальной.

«Этот расцвет стал возможен благодаря якутским компаниям. Мы рыхлим и взращиваем почву, стоим инфраструктуру. Главное, что должно быть в человеке — направленность на развитие, и чтобы развиваться, нужно видеть примеры, к чему ты можешь прийти. У нас живые примеры ходят по улицам.

Правда, с точки зрения нашей компании с этим ростом приходят и сложности — за сотрудников приходится вести настоящую борьбу. Выпускников вузов приглашают в крупные компании, они сами запускают стартапы. Это сказывается на найме«, — говорит Федоров.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
27 апреля 27.04
  • -7°
  • $ 92,01
  • 98,72

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: