Как правило, предприниматель не сразу находит дело всей своей жизни – то, которое одновременно приносит удовольствие и обеспечивает стабильный доход. В чем проблема – не удается тщательно изучить рынок, определить товар или услуги, которые пользуются спросом, рассчитать финансы на запуск нового дела? ЯСИА решило узнать у людей, которые уже чего-то добились, об их предыдущем, неудачном, опыте – когда и по каким причинам бизнес не пошел? Что, по их мнению, «не зайдет» в Якутии никогда и почему?
Дмитрий Раскопов, «Амбар»
ПРОБОВАЛ: мобильные приложения, продажа сувениров, дистанционная торговля якутскими ножами, хэнд-мейд портал НЕ СТАЛ БЫ ОТКРЫВАТЬ: кинотеатр под открытым небом, антикафе
«Сначала я всегда тестирую рынок»
У меня было много негативного опыта в бизнесе, но речь не об этом. Есть, например, люди, которые придумали что-то, и им кажется, что это невероятно круто: они вбухивают туда огромные деньги, выходят на рынок, а продукт никому не нужен. Я так не делал, слишком осторожен — сначала всегда тестирую рынок. И вот таких микротестов были сотни, и этот момент надо уметь перескакивать. Если бы я, например, начинал запускать [парикмахерскую для собак], я бы ее протестировал изначально. Мне кажется, все может пойти при должном отношении. Самый высокий риск уйти в убыток характерен для торговли. Ты что-то же закупил, потратился на логистику, а это никому не нужно, и ты пытаешься от этого избавиться. Антикафе нигде не пошли. Сама финансовая модель этих заведений обречена на провал. Они будут работать только при идеальных условиях, когда у тебя с утра до вечера предельная наполняемость, а такого никогда не бывает. Антикафе не стоит открывать ни в Якутске, ни в мире, вообще. В самом же городе не совсем рентабельно открывать что-то сезонное. Например, здесь кинотеатр под открытым небом – бессмысленная тема: ночью здесь светло, лето короткое, еще и комары едят.
В целом, в городе пойдет любой бизнес, только если дать немного клиентского сервиса. С этим большие проблемы, хотя сам рынок – огромный и пустой.
Юлия Огай, цветочная студия oh_mygarden
ПРОБОВАЛА: секонд-хенд, антикафе, уличные маркеты и ужины в необычных местах
НЕ СТАЛА БЫ ОТКРЫВАТЬ: парикмахерская для собак, ресторан в темноте, продажа слепков ладоней молодоженов
Город-то у нас маленький, и тех, кто любит фуа-гра – два человека
Еще со школы я пробовала себя в разных направлениях, исходила из того, что было популярно среди читателей российского журнала «Афиша». Первым моим «бизнесом» был секонд-хенд. Это был 2012 год. Я принимала бывшую в употреблении одежду, красиво ее фотографировала и перепродавала со своей наценкой. Плечиков не было, поэтому вещи висели на обычных ветках от деревьев: людям запомнилась эта фишка, но на продажах это не сказывалось. Как минимум все это было весело.
EDADA. Ужины в красивых необычных местах
Потом, в те времена, когда Циферблат еще был «домом на дереве» (2011 год -прим.ред. ), я грезила о своем антикафе. В 2015-м году поработала арт-директором такого заведения, но поняла, что для Якутска – это не совсем то. Открывала магазин при участии якутских дизайнеров. Конечно, их и тогда у нас было 2,5 человека, но и сейчас, думаю, что дела у нас пошли бы не лучше. Уже сравнительно недавно мы с единомышленниками организовывали разные уличные маркеты, например, фестиваль уличной еды – на них я заработала свои первые 100 тысяч рублей. Маркеты были молодежные: своих идеалов я не предавала, но все же это был «детский сад». У меня был проект для друзей — мы собирались на ужин в красивых необычных местах. Дохода он не приносил. Город-то у нас маленький, и тех, кто любит фуа-гра – два человека. Но взяв за основу этот проект, я поняла, что надо работать на массы — стала оказывать более традиционные услуги вроде кейтеринга, оформления и организации мероприятий, аренды различных вещей на праздники. Так выходило от 70 до 140 тысяч рублей в месяц. Сейчас у нас с мужем цветочная студия.
В Якутске не стоит браться за нишу с заведомо узкой аудиторией. Парикмахерская для собак, ресторан в темноте, продажа слепков ладоней молодоженов – к этому здесь еще точно не готовы.
Максимально высокая конкуренция в Якутске — брехня. У нас все ещё почти ничего нет. Открывайте любой бизнес – лишь бы вместимость рынка позволяла продавать ваш товар или услугу максимальному количеству человек.
Нюргуяна Заморщикова, «Саха Чай»
ПРОБОВАЛА: модельное агентство, туристическое агентство, услуги Деда Мороза
НЕ СТАЛА БЫ ОТКРЫВАТЬ: крупное производство, частный детский сад
«Сдавали в аренду костюмы Деда Мороза, привлекали к работе мужей»
Я как предприниматель работаю давно. У меня было модельное агентство. Оно мне надоело, хотя спрос был. У меня не пошел магазин женской одежды. Оборот был неплохой, но особого интереса к этому бизнесу у меня не было. Еще сдавали в аренду костюмы Деда Мороза, привлекали мужей к работе (смеется). В день по 30 домов объезжали на своих машинах. Мы знали, что всю жизнь этим не будем заниматься, просто пробовали – целью было не заработать большие деньги, а получить дополнительный доход и поприкалываться. Мы открывали турагентство – в основном возили людей в Китай. Но душа не лежала к этому бизнесу: отправляешь туристов, две недели переживаешь за них, не спишь. Как мы начали раскручиваться, я поняла, что морально мне будет сложно. Да и финансового успеха не было. При цене топлива в 60 рублей и плате за электроэнергию в 8 рублей за киловатт любое [крупное] производство здесь открывать нерентабельно. Для экспорта продовольствия необходимо, чтобы у изготавливаемой здесь продукции были высокие сроки хранения. Убеждена, что нам точно пора переходить от сырьевой экономики к креативной.
Наше же производство – компания «Сахачай» — сезонное. Мы работаем полтора-два месяца летом. При этом себестоимость продукции у нас намного выше, чем за пределами республики. Рабочая сила, например, обходится дороже: сборщикам листьев иван-чая мы платим 50 рублей за килограмм, а в других регионах – по 15-20 рублей. И пока у нас много кредитов.
Я бы не стала открывать любой бизнес, связанный с переживаниями за здоровье и жизнь людей, например, частный детский сад — волновалась бы за воспитанников.
Алексей Павлов, творческая платформа «Пространство»
ПРОБОВАЛ: видео-фотосъемка, акселерация творчества [актуально до сих пор].
НЕ СТАЛ БЫ ОТКРЫВАТЬ: ресторан, цветочную студию, курсы очищения креветок
«Прогорят большие общепиты – их стало очень много»
Я всегда работал в сфере творчества. В 2008 году открыл рекламное агентство, специализирующееся на фото-видеопроизводстве. Дело шло хорошо, и примерно через пять лет мы внедрились в компанию «Идеяфильм». В дальнейшем на ее основе появилась творческая платформа «Пространство». Уже тогда я занимался так называемыми акселерацией и инкубацией творчества – тем, что сейчас максимально реализовано в «Пространстве».
С точки зрения предпринимательства в Якутии не пойдет большая часть бизнеса, связанного с повышением внутреннего потенциала человека. Населению надо привить потребность в этом, а пока есть только желание. Это связано с тем, что люди не видят, как они могут заработать, освоив то или новое направление. В IT-отрасль сейчас же вбухивается множество средств за счет того, что MyTona и Синет показали успехи. В противном случае власти бы вряд ли уделяли этой сфере столько внимания. При открытии курсов в Якутске понадобится существенная господдержка для их масштабирования – льготы и так далее. Сколько людей пойдет на курсы ораторского искусства для детей и сколько на курсы английского языка? Понятно, что на вторые больше. Или, например, фотокружки, шитье крестиком: полезное занятие, но народ туда массово не пойдет. Те же самые курсы лепки из глины. Я – основатель «Пространства», но пока не считаю себя предпринимателем, потому что не могу делегировать множество полномочий. То есть, я постоянно нахожусь в производстве и меняю ряд бизнес-процессов, чтобы творчество могло работать, как бизнес. Тестирую понятия нетворкинга, резидентства, коворкинга для чего-то большего. Различные абсурдные направления точно прогорят – услуги смахивания снега с дорожных знаков, курсы охоты на моллюсков, очищения креветок. Думаю, что прогорят большие общепиты – их стало очень много. Они открываются и закрываются. Любой бизнес, который развивается на «перенасыщенном» рынке обеспечен на провал.
Цветочные студии тоже вряд ли стоит открывать. Разве что вбухивать множество средств в их рекламу или идею, совмещать с каким-то другим бизнесом.
Евгений Григорьев, ООО МСЗ «Агентство по развитию территорий»
ПРОБОВАЛ: продажа женских сапог, мобильных чехлов
НЕ СТАЛ БЫ ОТКРЫВАТЬ: автомобильный завод
«Точно не будет рентабельным фондоёмкое производство»
Из того, что я запускал, многое не пошло. Например, в начале студенчества продавал женские сапоги, точнее отправлял из Москвы, где учился, сюда в Якутск. Первая партия ушла, но я не предусмотрел место для шоу-рума и долгую оборачиваемость средств, поэтому перестал этим заниматься. Неудачный опыт был с мобильными чехлами. Это были 2014-2015 годы. Мы были в Китае и заодно закупили чехлы. Сбывали через торговую точку, но постепенно это занятие перестало приносить удовольствие, тем более тогда мы занимались другими более масштабными делами. Если говорить о том, что точно не будет рентабельным в Якутске, то очевидно, что это — фондоемкое производство, например, автомобильный завод. Хоть он и имеет высокую долю возврата инвестиций на каждую продукцию, но товар необходимо создавать в огромных количествах. В операционной деятельности стоимость продукции будет неконкурентоспособной. Предприниматель столкнется с большими транзакционными издержками – привезти сюда компоненты, увезти готовую продукцию. Исходя из этого же не станет рентабельным, например, завод по производству шин.
На рынке сбыта Якутии будет сложно реализовать все, кроме продуктов с высокой добавленной стоимостью, например, алмазы, золото.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: