Павел Кривошапкин рассказал, как 10 дней выживал в тайге
«Понимаете, мне очень больно это вспоминать. Наверное, сработал инстинкт самосохранения, но я мало что помню после крушения», — это первое сообщение, которое Павел Кривошапкин написал yakutia.aif.ru в ответ на просьбу рассказать, как он 10 дней выживал в тайге после того, как 21 июня самолет Ан-2, на котором он летел, столкнулся с сопкой из-за тумана и загорелся.
Летел Кривошапкин на работу: он уже год трудится буровиком на месторождении в Кобяйском улусе.
Сейчас у Павла сломаны ребра, он в больнице, поэтому и говорить по телефону не хочет – чтобы не мешать другим пациентам. Общается с корреспондентом письменно, в мессенджере. Но и так можно понять, что настрой у Павла боевой.
Таким он был все те дни, что мужчина провел в лесу, питаясь найденной в домике заброшенной метеостанции лапшой быстрого приготовления. Ее, вероятно, оставили рыбаки, которые иногда ночуют в этой избушке.
«Я знал, что выживу»
Новость, которая пришла из Якутии 1 июля, с одной стороны, была долгожданной, а с другой — удивительной: найдены обломки пропавшего 21 июня самолета Ан-2, а также тела двоих членов экипажа. Шокировало всех известие о том, что третий находившийся на борту, Павел Кривошапкин, выжил.
А по-другому и быть не могло, считает сам Павел. Он буквально знал, что будет жить, и когда двое суток добирался до домиков на берегу озера, которые заприметил с горы, и когда размышлял, что ему делать дальше, если помощь с большой земли всё-таки не придет, и когда, завидев вертолет в небе, изо всех сил махал ему спасательным оранжевым жилетом, привязанным к палке. И это со сломанными-то ребрами.
«Паники у меня не было. Когда я сидел в тайге, больше переживал за родителей. Они у меня старые — 73 года. А так я знал, что останусь жив. Меня тревожила только сильная боль в правом боку. Но я понимал, что если не найдут спасатели, то всё равно надо выходить из ситуации. Примерно догадывался, в какой стороне моя родная деревня Себян», — говорит мужчина.
На вопрос, какой совет по выживанию он может дать тем, кто попал в беду, отвечает: не поддаваться панике и не отчаиваться. Это самое главное. Его пример показывает: если очень хочешь жить, то будешь.
Связаться с родными, о которых Павел так переживал, он смог только, когда его нашли спасатели. За то время, пока его искали, баланс на телефоне мужчины ушел в минус. Помог спасатель Сергей, который пополнил счет, и Павел написал своей семье.
«Родные, родственники мои очень, конечно, обрадовались, когда я написал им, что я живой. Я очень благодарен спасателям за то, что они нашли меня», — говорит выживший.
Упал на колени, когда шасси коснулись земли
Командира вертолета Ми-8, с борта которого и обнаружили Павла, зовут Александр Евсеев. Молодой человек, который только в прошлом году перешагнул отметку в 30 лет, 10 из них летает. Работает в авиакомпании «Полярные авиалинии».
«Вертолетчики мы», — говорит Александр. И буднично перечисляет: «Коммерческими перевозками занимаемся, на тушении лесных пожаров работаем, а еще в качестве санавиации — тяжелобольных перевозим в больницы из отдаленных деревень, куда дороги нет, стариков, рожениц».
Так что спасать людей для Александра — дело не новое. В первый раз на поиски пропавшего Ан-2 его экипаж отправился 29 июня. Налетали тогда 7,5 часа — только до квадрата поисков два часа добирались, но вернулись в Якутск ни с чем.
«Но мы не расстраиваемся, если сразу не находим. Руки не опускаем. Я тогда так и подумал: следующим рейсом найдем», — рассказал Александр.
Так и получилось. Следующий рейс под руководством Евсеева оказался результативным. Было это 1 июля. На борту вертолета, помимо экипажа, летели двое спасателей. Сначала они заметили с воздуха фрагменты обгоревшего самолета. Ан-2 находился на склоне горы на высоте около тысячи метров.
Приземлились на ровной площадке, пешком дошли до места крушения. Там — еще одна находка: тела двух членов экипажа разбившегося «кукурузника». А третьего, пассажира, который должен был быть на борту, нет.
«Тогда подумали, что выжил и где-то недалеко бродит, — рассказывает летчик. — Поднялись на второй круг, чтобы облететь самолет, и обнаружили старую метеостанцию возле озера. А рядом с этими домиками, как нам показалось, на ветру развевался флаг. Мы снизились и увидели, что это человек машет. Это и был Кривошапкин».
Когда шасси вертолета коснулись земли, Павел упал на колени.
«Мне показалось, он даже заплакал. Точно не могу сказать, но очень обрадовался. И мы вместе с ним. Было радостно, что человек выжил и что мы его нашли», — говорит Александр.
Павлу тут же предложили воду и чай, но он отказался, только попросил закурить.
«Он нам сказал, что с горы, где был самолет, двое суток спускался до избушки. Видно, что сильный человек: даже пережив такое, не растерялся и был в нормальном состоянии: сам ходил, разговаривал. Молодец-человек», — говорит летчик.
На том же вертолете Кривошапкина эвакуировали в Якутск. А летчиков: командира Евсеева, второго пилота Григория Иванова и бортмеханика Василия Винокурова — наградили: 4 июля глава Якутии Айсен Николаев вручил им благодарности за спасение человека.
Напомним, что самолет Ан-2 пропал с радаров 21 июня через несколько часов после взлета с территории Ус Хатына в пригороде Якутска. На борту находились три человека: два члена экипажа и один пассажир. Самолет вез груз на месторождение «Вертикальное» в Кобяйском районе. После произошедшего Восточное межрегиональное управление СК России на транспорте возбудило уголовное дело. Ежедневно на поиски самолета вылетали вертолеты МЧС и «Полярных авиалиний», но из-за плохой погоды и сложной горной местности, поиски приходилось останавливать на двое суток.
В Якутске прошла очередная конференция отделения партии
Экспертиза показала, что алкоголь не соответствует ГОСТу
Андрей Герасименко делает мужские и женские стрижки, а также колористику волос
Авиационная охрана в Якутии была создана в 1944 году
Этого не происходило с марта 2022 года
Проведут лекции и мастер-классы с участием МВД и Банка России