«Всадник, промчавшийся»: в Якутске прошел вечер памяти Никандра Саввинова
В четверг, 30 октября, в Якутске прошел кинолекторий «Всадник, промчавшийся», посвященный памяти Никандра Саввинова, пионера якутской кинооператорской школы. Мероприятие, организованное Национальным центром аудиовизуального наследия народов Якутии им. И.С. Жараева, собрало студентов, кинематографистов и всех, кто интересуется историей якутского кино, сообщает ЯСИА.
Лекция была посвящена не только биографии Саввинова, но и его творческому наследию, в частности книге «Конвас-Автомат», которую многие ошибочно принимают за инструкцию к кинокамере. По словам киноведа Альбины Даниловой, это своеобразный портрет эпохи 60-х годов, времени расцвета якутского кинематографа.

«Никандр Саввинов, чья карьера охватывает период с 1962 по 1985 годы, оставил неизгладимый след в истории якутского кинематографа. Работая в Восточно-Сибирской студии «Кинохроники» на протяжении четверти века, он не только запечатлел на пленку важнейшие события эпохи, но и проявил себя как многогранная личность. Саввинов был не просто кинокорреспондентом, но и творцом, продюсером, организатором съемок, эрудитом, энциклопедистом, писателем и даже художником. Мы стараемся каждый год проводить мероприятия в память о Никандре Саввинове, но этот кинолекторий имеет более киноведческий уклон. Основной акцент сделан на его творческую лабораторию, на драматические страницы его деятельности, взаимоотношения с коллегами и творческими людьми, на то, как он работал над каждой своей работой», — рассказала ведущий эксперт Национального центра аудиовизуального наследия народов Якутии, журналист и киновед Альбина Данилова.
Светлана Громова, дочь Никандра Саввинова, рассказала о первых шагах своего отца на пути к профессии. Она поделилась, что его карьерный путь не был предопределен. Изначально, после окончания школы, Никандр Саввинов мечтал о военной карьере и поступил в военно-морское училище во Владивостоке.

«Ему очень нравилась учеба. Он ведь воспитывался в интернате, поэтому казарменный режим, дисциплина, зарядка и прочее – все это ему было по душе. Все шло хорошо до первого выхода в море. Тогда и выяснилось, что у него морская болезнь, и ему пришлось покинуть флот. Так мы потеряли потенциального военно-морского офицера, но приобрели кинооператора», — отметила Светлана Громова.
В рамках кинолектория были продемонстрированы фрагменты из знаковых работ Саввинова, включая «Сонату», сюжет о Валериане Васильеве, основоположнике якутской графики, а также отрывки из фильма «Какое на дворе тысячелетье?», посвященного переселению жителей Чурапчи.
Кинолекторий завершился на позитивной ноте, подчеркнув, что мечта Никандра Саввинова о развитии якутского кино воплощается в жизнь.
Напомним, архив Национального центра аудиовизуального наследия хранит более 500 хроникальных сюжетов для всесоюзных киножурналов и свыше 20 документальных фильмов, созданных мастером. Никандр Саввинов, будучи также автором многочисленных репортажей и статей, сумел запечатлеть коллективный портрет советской Якутии конца XX века – времени созидания, масштабного строительства и творческого подъема.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: