Аэродромная служба аэропорта «Якутск» отвечает за содержание летного поля в постоянной эксплуатационной готовности. Благодаря своевременной и качественной уборке, ведущейся в круглосуточном режиме, обеспечивается бесперебойное функционирование воздушной гавани в любое время года. Для быстрой и эффективной уборки территорий от снега служба использует более 30 единиц разнотипной техники: снегоуборочные машины, шнекороторные снегоочистители, грейдеры, ветровые машины, погрузчики и др. В аэродромной службе работают универсальные водители высокого класса, которые легко могут пересесть за любую технику из автопарка службы, и Аркадий Роньжин – один из них.
Трудовая династия Роньжиных
Как рассказали в пресс-службе аэропорта, Аркадий Геннадьевич – представитель трудовой династии Роньжиных, общий стаж в авиационной отрасли которых насчитывает более 900 лет. Семья включена в Книгу Почета лучших трудовых династий Якутии.
Все началось, когда родители Аркадия, Геннадий и Клавдия, приехали в Якутию из Башкирии. В Якутске молодую семью встретил сам командир Якутского объединенного авиаотряда, Заслуженный пилот СССР, ветеран Алсиба Валерий Ильич Кузьмин, который предложил им работу в аэропорту. Отец работал грузчиком, а мать сначала устроилась в детский сад при авиапредприятии, затем 42 года проработала в гостинице аэропорта администратором, старшим администратором. Родной дядя, брат матери, приехавший следом за сестрой, проработал более 40 лет в аэродромной службе. Он и познакомил племянника Аркадия с профессией водителя – да не простого, а аэродромных машин.
«Поэтому вопроса, кем стать и где работать, передо мной не стояло. Все мое детство, можно сказать, в аэропорту и прошло. К дядьке на работу постоянно бегал, меня знали все работники. В 1995 году, остлужив в армии, трудоустроился в аэропорт официально. Конечно же, в аэродромную службу. Аэродромка всегда считалась элитным подразделением. Став ее частью, не мог не чувствовать гордость», — поделился Аркадий Роньжин.
Родная аэродромка
Свои нюансы есть в каждой работе. Вот и в уборке летного поля от снега есть свои тонкости.
«Технология работы для очистки взлетно-посадочной полосы, стоянок воздушных судов, рулежных дорожек и перрона – разная. Во-первых, есть очередность. Первоочередная важность – это ВПП и рулежки, а перрон и стоянки – это уже вторая очередь. Во-вторых, важно знать назубок схему аэродрома в общем и схему светосигнального оборудования в частности. Нужно производить уборку так, чтобы при этом не засыпать снегом фонари. Кстати, в этом году в арсенале службы появилась новая техника со специальным отвалом для очистки светосигнальных огней на рулежных дорожках и ВПП. Вверенную нам территорию, свой аэродром, мы, водители, знаем буквально до каждой трещинки», — поясняет герой материала.
Рабочая смена у Аркадия Геннадьевича начинается с осмотра техники – такая у него обязанность как у старшего водителя. В это время инженер аэродромной службы совершает объезд ВПП и аэродрома, и по итогам осмотра ставит перед водителями общую задачу, обозначает фронт работ, предварительно согласовав их с руководителем полетов.
«Как выполнить поставленную перед нами задачу, мы решаем уже сами, распределив между собой машины. Но в уборке снега не обойтись без машин МАЗ АСВ с широкими отвалами и высокоскоростными щетками. Вместе они составляют колонну, которая очищает аэродром, двигаясь кругами. Я застал время, когда в аэропорту еще были тяжелые «дэшки» (советская техника ДЭ-224) – так вот, по сравнению с ними нынешние машины очень комфортные. Хотя новичку они покажутся сложными, ведь одновременно нужно управлять и рулем, и джойстиком, с помощью которого задаешь скорость и направление щеток, количество оборотов, управляешь отвалом и т.д. В этом году ряд снегоуборщиков пополнила новая плужно-щеточная машина. Ее особенностью является наличие продувочного устройства и магнитного сепаратора для уборки металлического мусора», — продолжает свой рассказ Аркадий Роньжин.
«Кто первый снег встречает – тот целую зиму и попадает» — говорят в аэродромной службе. И говорят не просто так: смена Аркадия Геннадьевича отработала все снегопады не один год.
В период снегопадов служба работает беспрерывно – взлетно-посадочная полоса всегда должна быть в пригодном состоянии, снегоуборка производится в «окна» между рейсами, как правило, 30-40 минут хватает для полной расчистки ВПП.
После того, как по территории прошлась колонна снегоуборочных машин, сместив снег к краю, в дело вступает шнекороторный снегоочиститель, который откидывает валы снега в сторону.
«Каждая зима разная, например, прошлогодняя, была очень снежная, давно так не работали, как тогда. Эта же зима в начале была теплая, ее особенностью стали сильные перепады температур. У нас в Якутии при особо низких температурах осадков не бывает, только изморозь покрывает полосу. В этом случае, при температурах ниже -45, мы используем ветровую машину. Она обдувает полосу порывами с температурой в 300-400 градусов, так что мгновенно высушивает поверхность ВПП. А так как ныне сравнительно теплая зима, мы ею пользуемся мало», — рассказал опытный водитель.
«Две месяца в поле, один в гараже» — по такому принципу проходит зима для водителей аэродромки. Ведь они занимаются ремонтом сами, чередуя друг друга посменно.
«Водитель должен уметь ремонтировать свою машину сам, так, как водитель чувствует свою машину, не чувствует никто», — убежден Аркадий Роньжин.
Водитель-наставник
Идут годы, в службе происходит постепенная смена поколений – водители старой закалки уходят на заслуженный отдых, на их место приходят молодые ребята. Аркадий Геннадьевич много лет работает как наставник. Водителей, которых он подготовил, не счесть.
«Передаю опыт молодым, как передали и мне в свое время. Конечно же, у вновь прибывшего водителя возникают сложности, и мы помогаем ему с ними справиться. Подготовка занимает примерно месяц. Но все зависит от человека – кто-то быстрее усваивает информацию, кто-то чуть медленней. Новые водители сначала проходят теоретическую подготовку, потом возим с собой, показываем, что да как, а они наблюдают. Я лично к обучению нового водителя подхожу очень обстоятельно. Стараюсь дать информацию дозированно. Сначала посмотрю, как он в ремонте. Потом обучаю его вождению без использования джойстика, чтоб он привык к аэродрому, движению по путям следования. Затем уже ввожу и работу с джойстиком. А еще нужно знать специальные обозначения, сокращения, номера стоянок – очень много всего. Поэтому обучение провожу поэтапное. Мой опыт показывает, что в первые два-три выезда водителям очень сложно, они тут же теряются. Несмотря на это, есть молодые состоявшиеся профессионалы, и это меня сильно радует», — поделился наставник.
Водителю участка аэродромной техники аэродромной службы нужно иметь категории В, С и Е. Если у соискателя не хватает нужных категорий, предприятие направит его на обучение.
К профессии с любовью
Каждая машина разная, даже если они одной модели, имеют свой характер и темперамент, считает Аркадий Роньжин.
Водители аэродромной службы должны уметь ремонтировать и водить все типы техники. Но у каждого водителя все равно есть своя любимая машина.
«Для меня это ветровая машина. Быстрая, мощная. Выполняет большой объем работы за короткое время. Многие ее боятся почему-то. Может, из-за реактивной турбины, но меня это только восхищает», — говорит Аркадий Геннадьевич.
«Работа на аэродроме требует высокой ответственности и внимательности. Ведь мы обеспечиваем работу аэропорта, полеты. Работа тяжелая, да, но если любишь ее – любые трудности будут по плечу» — заключил герой материала.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: